Самообразование по формированию математических представлений. Отчет по самообразованию «Развитие элементарных математических представлений у детей через игровую деятельность

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Анжеро-Судженского городского округа

«Центр развития ребёнка - детский сад № 21»

САМООБРАЗОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ

Дроздовой Натальи Анатольевны

Тема: «Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников »

2017-2018 учебный год

(средняя группа)

Анжеро-Судженский ГО

ВВЕДЕНИЕ

«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное, окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Василий Александрович Сухомлинский.

В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка. Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место и впервые годы их обучения в школе.

В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому. Дети не ставят в игре, каких - либо иных целей, чем играть.

Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников - способ познания окружающего мира.

Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений.

Дети очень активны в восприятии задач - шуток, головоломок, логических упражнений. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. В том случае, когда занимательная задача доступна ребенку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что и стимулирует мыслительную активность. Ребенку интересна конечная цель: сложить, найти нужную фигуру, преобразовать, которая увлекает его. При этом дети пользуются двумя видами поисковых проб: практическим: (действия в перекладывании, подборе) и мыслительным (обдумывание хода, предугадывание результата, предложение решения).

Многообразие занимательного материала - игр, задач, головоломок - дает основание для их классификации, хотя трудно разбить на группы столь разнообразный материал, созданными математиками, педагогами, методистами.

Разнообразный элементарный математический материал можно классифицировать, выделив в нем условно группы: развлечения, математические игры, задачи, развивающие дидактические игры.

Основная цель использования дидактического материала: научить решать логические задачи на разбиение по свойствам, ознакомить детей с геометрическими фигурами и формой предметов, размером, усвоение элементарных навыков алгоритмической культуры мышления, развитие познавательных процессов восприятия памяти, внимания, воображения, развитие творческих способностей.

Из всего многообразия занимательного математического материала в дошкольном возрасте наибольшее применение находят дидактические игры. Основное назначение их - упражнять детей в различении, выделении, названии множеств предметов, чисел. Геометрических фигур, направлений и т. д. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая из игр решает конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей.

Все дидактические игры можно разделить на несколько групп:

1. Игры с цифрами и числами.

2. Игры путешествие во времени.

3. Игры на ориентировке в пространстве.

4. Игры с геометрическими фигурами.

5. Игры на логическое мышление.

В комплексном подходе к воспитанию и обучению дошкольников в современной дидактике немаловажная роль принадлежит занимательным развивающим играм,Играя, дети лучше усваивают программный материал по математике, правильно выполняют сложные задания. Применение игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того они способствуют развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка.

В средней группе занятия по развитию элементарных математических

представлений проводятся еженедельно. Продолжительность занятия - 20 минут. На каждом занятии идет работа одновременно по новой теме и повторению пройденного. С первых занятий перед детьми данной группы ставят познавательные задачи, которые придают их действиям нацеленный характер.

Внимание четырехлетних детей, еще не устойчиво. Для прочного усвоения знаний их необходимо заинтересовать работой. Непринужденный разговор с детьми, который ведется в неторопливом темпе, привлекательность наглядных пособий, широкое использование игровых упражнений и дидактических игр - все это создает у детей хороший эмоциональный настрой. Используются игры, в которых игровое действие является в то же время элементарным математическим действием.

На занятиях по математике используют наглядно-действенные приемы обучения: показ педагогом образцов и способов действий, выполнение детьми практических заданий, включающих элементарную математическую деятельность.

На пятом году у детей интенсивно развивается способность к исследовательским действиям. В связи с этим ребят побуждают к более или менее самостоятельному выявлению свойств и отношений математических объектов. Педагог ставит перед детьми вопросы, требующие поиска. Он подсказывает, а если требуется — показывает, что нужно сделать, чтобы найти на них ответ.

Цель: повышение своего теоретического и педагогического уровня и компетентности по вопросу формирование элементарных математических представлений у дошкольниковчерез игровые приемы.

Задачи самообразования:

  1. Изучить и обобщить педагогическую и методическую литературу по данной теме.
  2. Разработать и подобрать дидактические игры, задания игрового содержания по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста.
  3. Разработать систему занятий по формированию элементарных математических представлений с использованием игровых приемов.
  4. Повысить компетентность родителей в значимости дидактических игр по математике для детей дошкольного возраста;

Формы работы с детьми:

ü совместная работа с детьми;

ü индивидуальная работа;

ü свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Система работы представлена по следующим направлениям:

ü В непосредственно образовательной деятельности - совместная и индивидуальная дифференцированная работа с детьми;

ü Работа вне образовательной деятельности (дидактические игры во второй половине дня);

ü Родительское собрание с показом дидактических игр;

ü Взаимодействие с родителями- консультации и беседы.

Методы и приёмы работы:

Объяснение, показ, беседа, игра

ü пальчиковые гимнастики и физкультминутки;

ü изготовление дидактических игр,

ü лепка из пластилина;

ü игры с кубиками, конструкторами.

Использовались игры:

ü «Геометрические вкладыши»

ü «Крупная и мелкая мозаика»

ü «Заплатки для одежды»

ü «Узнай что в мешочке?»

ü «Разрезные картинки»

ü «Строим из конструктора»

ü «Математическая гусеница»

Предполагаемый результат:

Использование игровых приемов способствуют повышению уровня сформированности элементарных математических представлений у дошкольников.

Этапы проведения дидактических игр

для развития мелкой моторики

в младшем дошкольном возрасте

Успешность работы с детьми среднего возраста во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией детей в детском саду. Поэтому мною были выделены III этапа, для каждого были подобраны и разработаны дидактические игры и упражнения.

I этап -

Изучение учебно-методической литературы. На этом этапе проводится индивидуальная оценка развития математических способностей каждого воспитанника.

II этап - Теоретический

На этом этапе проводится изучение психологических особенностей развития детей среднего дошкольного возраста; обобщение учебно-методической литературы; (составление картотеки математических игр, игр с прищепками и т.д.)

III этап - Обобщающий

Этот этап характеризуется тем, что дети охотно осваивают дидактические игры и упражнения под руководством воспитателя и самостоятельно. На этом этапе очень важно организовать непосредственно-образовательную и игровую деятельность как единый процесс, направленный на развитие внимания, памяти, логического мышления, предложить такое количество дополнительных игр и образовательной деятельности, где бы каждый ребенок мог реализовать свои эмоциональные, физические способности. Систематичность обеспечивается ежедневным проведением разнообразных дидактических игр: в непосредственно образовательной деятельности, и в свободной самостоятельной деятельности.

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

Формы работы

С детьми

С педагогами

Самообразование

С родителями

I этап

Организационно-диагностический

сентябрь

Проведение диагностического обследования

Консультация с руководителем методического совета по теме самообразования.

ü Изучение литературы по теме, поиск эффективных технологий

ü Выбор и определение темы самообразования

ü Планирование работы по теме самообразования

Консультация для родителей «Играйте вместе с детьми»

II этап

Теоретический

октябрь

Дидактические игры:

ü Мозаика

ü Счетные палочки

ü Составление плана по самообразованию

ü Оформление картотеки математических игр.

Анкетирование родителей по теме «Математическое развитие детей 4 лет».

III этап

Обобщающий

ноябрь

Дидактические игры:

ü Конструктор

ü «Чудесный мешочек»

ü «Сложи предмет из геометрических фигур» (как по образцу, так и без него)

Выступление на педагогическом совете

МКДОУ «Новохоперский детский сад общеразвивающего вида №3 «Солнышко»

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ

НА 2016-2017 учебный год

Ф.И.О . Позднышева Оксана Владимировна

Дата рождения 22.07.1979

Место работы МКДОУ «Новохоперский детский сад общеразвивающего вида №3 «Солнышко»

Должность воспитатель

Общий педстаж 22 года

Тема работы по самообразованию

«Развитие математических представлений в дошкольном возрасте».

Цель: создать оптимальные условия для математического развития дошкольников; объединить усилия педагогов и родителей для развития математических способностей детей.

Актуальность выбранной темы

В течение всей жизни человек формируется и развивается в деятельности. Дошкольный возраст – короткий, но очень важный период становления личности: именно в это время ребёнок приобретает первоначальные знания об окружающем его мире и у него вырабатываются навыки адекватного поведения. Первостепенное значение для умственного развития детей имеет приобретение ими математических представлений, т.к. математика необходима как для познания окружающего мира и решения различного рода практических задач и, конечно, для успешного обучения в школе.

В рамках Концепции развития математического образования в Российской Федерации тема «Развитие математических представлений в детском саду» становится очень важной и актуальной. Целью Концепции является выведение российского математического образования на лидирующие позиции в мире. «Математика в России должна стать передовой и привлекательной областью знания и деятельности, получение математических знаний – осознанным и внутренне мотивированным процессом», - так гласит Концепция.

Формирование математических представлений, согласно Образовательной программе дошкольного образовательного учреждения,начинается в младшей группе детского сада. Но уже в раннем возрасте воспитатели проводят работу по сенсорному развитию детей, таким образом, создавая условия для успешного освоения математических понятий в будущем.

Знакомство с математикой не должно стать скучным занятием для детей. Ведь, как известно, память ребёнка избирательна. Ребёнок запомнит лишь то, что ему интересно, что его удивило, вызвало какие-либо эмоции. Именно, поэтому задача педагогов и родителей вызвать неподдельный, живой интерес к занятиям математикой.

Следует отметить, что не всегда малыши понимают смысл выполняемых ими действий, не ведают, для чего нужно считать, измерять, сравнивать. Во избежание этого следует правильно подбирать методы и формы работы с детьми, опираясь на предметно-чувственную деятельность. Воспитателю необходимо вести поиск и применять методы обучения, обеспечивающие кроме формирования у детей математических представлений ещё и развитие психических функций – восприятия, памяти, мышления, воображения. Это и станет залогом успешной подготовки детей к обучению математике в школе.

План работы на год по данной теме на год

Раздел

Сроки

Практические выходы

Изучение методической литературы

сентябрь - май

1. Арапова – Пискарёва Н.А. «Формирование элементарных математических представлений в детском саду», Мозаика-Синтез Москва, 2008.

2. Ерофеева Т.И., Павлова Л.Н., Новикова В.П. «Математика для дошкольников», Москва, 1997.

3. Венгер Л.А. Больше, меньше, поровну, «Дошкольное воспитание», 1996 №6

4. Метлина Л.С. «Математика в детском саду», Просвещение, Москва, 1977.

5. Михайлова З.А. «Игровые занимательные задачи для дошкольников, Москва, 1985.

Анализ изученной литературы.

Работа с детьми

сентябрь-май

Игровая деятельность математической направленности в группе, на прогулках.

Игры во время самостоятельной и совместной деятельности в группе и на прогулках.

сентябрь-май

Отражение и закрепление полученных знаний в творческой деятельности.

Математика в изобразительной деятельности (лепке, аппликации, рисовании).

Придумывание сказок про геометрические фигуры.

Сборник сказок.

Игровая деятельность с использованием математических заданий.

Развлечение «Весёлая математика»

Работа с семьёй

сентябрь

Привлечение родителей к изготовлению пособий и игр по математики для оборудования математического уголка.

Создание уголка «Занимательная математика».

Консультация для родителей «Как привить интерес к математике?»

Родительское собрание «Основные направления работы на учебный год»

Открытый показ образовательной ситуации.

День открытых дверей.

Информация в уголок для родителей «Математика вокруг нас»

Папка-передвижка.

Самореализация

Составление картотеки игр по развитию математических представлений.

Представление картотеки на педчасе.

Консультация для педагогов «Царица наук - математика»

Выступление на педагогическом совете.

Доклад и презентация по теме «Развитие интереса к математике у детей дошкольного возраста»

Выступление на семинаре-практикуме.

Отчёт по теме самообразования.

Выступление на итоговом педсовете.

Консультация для родителей

Немного о математике.

«Математика всегда… остаётся для учеников трудной работой». Так утверждал почти полтора века назад Д.И.Писарев. С тех пор восприятие математики мало изменилось. Об этом говорят родители, и учителя, и сами ученики. А дошкольники? Они не знают, что математика трудная дисциплина. Задача взрослых - дать ребёнку почувствовать, что он сможет понять, усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности. А главное - познать радость при преодолении трудностей. Учёные отмечают, что, оберегая ребёнка от необходимости осмысливать окружающий мир, мы наносим детям непоправимый ущерб: способствуем развитию у них интеллектуальной пассивности. Конечной целью, как отмечал отечественный психолог Д.Б. Эльконин, является вклад в умственное развитие, количественные и качественные позитивные сдвиги в нём. Немаловажно также дать ребёнку уверенность, что он способен постичь математику. В дошкольные годы у ребёнка создаётся круг представлений «обо всём понемногу» на понятийном ему уровне. Возникают связи между новыми и уже усвоенными знаниями. Взрослые должны поддерживать и направлять проявления активности детей, а также специально создавать такие ситуации, в которых они ощущали бы радость открытий. Необходимо и дома создать такую обстановку, чтобы ребёнок посредством практических действий мог подтвердить свои предположения, утвердиться в понимании каких-либо понятий. Например, сравнение объёмов жидкости в сосудах разной формы, измерение сыпучих тел(крупы) при приготовлении пищи, использование измерения при перестановке мебели и другое. Хорошо, если равноправными партнёрами по игре становятся родители. Ребёнок, рассказывая им о правилах игры, выбирая тип задания, не только совершенствует объяснительную речь, но и начинает лучше осознавать математические понятия, прослеживать зависимости. «Учиться можно только весело…»- с этими словами трудно не согласиться.

Картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений.

«Количество и счёт»:

Цель: закреплять умение порядкового счёта в пределах 10, развивать координацию движений, слуховое внимание

Материал: мяч.

Ход игры. Дети стоят по кругу. Ведущий – в центре круга с мячом. В соответствии с командами ведущего игроки считают по порядку до 10.

Усложнение: ведущий берёт мяч раньше, чем игрок досчитает до 10, бросает его следующему со словами «Считай дальше»

Вариент. Ведущий бросает мяч и говорит «До пяти». Ребёнок называет числа до 5. Если даётся команда «После пяти», дети называют числа после пяти.

«Мальчики».

Цель. Закрепить счет и порядковые числительные. Развивать представления: «высокий», «низкий, «толстый», «худой», «самый толстый», «самый худой», «слева», «справа», «левее», «правее», «между». Научить ребенка рассуждать.

Правила игры. Игра делится на две части. Вначале дети должны узнать, как зовут мальчиков, а затем ответить на вопросы.

КОГО КАК ЗОВУТ?

В одном городе жили-были неразлучные друзья: Коля, Толя, Миша, Гриша, Тиша и Сева. Посмотри внимательно на картинку, возьми указку и покажи, кого как зовут, если: Сева -самый высокий; Миша, Гриша и Тиша одного роста, но Тиша - самый толстый из них, а Гриша - самый худой; Коля - самый низкий мальчик. Ты сам можешь узнать, кого зовут Толей. Теперь покажи по порядку мальчиков: Коля, Толя, Миша, Тиша, Гриша, Сева. А теперь покажи мальчиков в таком порядке: Сева, Тиша, Миша, Гриша, Толя, Коля. Сколько всего мальчиков?

КТО ГДЕ СТОИТ?

Теперь ты знаешь, как зовут мальчиков, и можешь ответить на вопросы: кто стоит левее Севы? Кто - правее Толи? Кто стоит правее Тиши? Кто - левее Коли? Кто стоит между Колей и Гришей? Кто стоит между Тишей и Толей? Кто стоит между Севой и Мишей? Кто стоит между Толей и Колей? Как зовут первого слева мальчика? Третьего? Пятого? Шестого? Если Сева уйдет домой, сколько останется мальчиков? Если Коля и Толя уйдут домой, сколько останется мальчиков? Если к этим мальчикам подойдет их друг Петя, сколько будет мальчиков тогда?

«Посади жука на цветок».

Цель: закрепить счет в пределах 10, умение соотносить цифру с количеством, знание геометрических фигур, умение считывать кодовую информацию; формировать умение двигаться в разных направлениях.

Материалы: Картон (формат А4): красного цвета- 5 листов, желтого- 3 листа, белого- 4 листа; клей; цифры от 1 до 10; цветные маркеры.

Ход игры:

Чтение потешки:

Божья коровка,

Черная головка,

Улети на небо,

Принеси нам хлеба

Черного и белого,

Только не горелого.

2.Божья коровка, Черная головка,

Лети –лети за море

Там тепленько,

Здесь холоденько.

I вариант. На полу лежат ромашки с разным количеством лепестков (от 1 до 5). В руках у детей жуки с разным количеством точек на спинках. Дети считают точки и «садятся» на цветы с таким же количеством лепестков после слов ведущего:

Жук, жук, покажись,

На цветочек ты садись!

II вариант: Количество ромашек увеличивается до 10. дальнейший ход игры –как в 1 варианте.

III вариант:

На ромашках цифры от 1 до 10. количество лепестков не соответствует цифре на цветке. Надо найти ошибку. Кто быстрее найдет- победитель.

Воспитатель показывает карточку (цвет, форма). Выбегают дети, у которых в руках жуки с соответствующим этой карточке геометрическими фигурами, и имитируют жужжание.

«Назови предыдущее и последующее число».

Цель: Учить называть предыдущее и последующее число для каждого числа натурального ряда в пределах 10

Материалы: Карточки с изображением кругов (от 1 до 10), наборы из 10 карточек с кругами (от 1 до 10).

Ход: У каждого ребенка карточка с изображением кругов (от 1 до 10) и набор из 10 карточек с кругами (от 1 до 10).

Воспитатель объясняет детям: «У каждого числа есть два соседа-числа: младшее меньше на один, оно стоит впереди и называется предыдущим числом; старшее больше на один, оно стоит впереди и называется последующим числом. Рассмотрите свои карточки и определите соседей своего числа».

Дети находят предыдущее и последующие числа к изображенному на карточке числу кругов и закрывают пустые квадраты карточкой с определенным количеством кругов.

После выполнения задания дети объясняют: какое число предыдущее и последующее к обозначенному числу у них на карточке и почему эти числа стали соседями.

«Сосчитай правильно».

Цель: упражнять в счете предметов по осязанию.

Материал. Карточки с нашитыми на них в ряд пуговицами от 2 до 10.

«Форма и цвет»:

«Конструктор».

Цель: формирование умения разложить сложную фигуру на такие, которые у нас имеются. Тренировка в счете до десяти.

Игровой материал. Разноцветные фигуры.

Правила игры. Взять из набора треугольники, квадраты, прямоугольники, круги и другие необходимые фигуры и наложить на контуры фигур, изображенных на странице. После построения каждого предмета сосчитать, сколько потребовалось фигур каждого вида.

Игру можно начать, обратившись к детям с такими стихами:

Взял треугольник и квадрат,

Из них построил домик.

И этому я очень рад:

Теперь живет там гномик.

Квадрат, прямоугольник, круг,

Еще прямоугольник и два круга...

И будет очень рад мой друг:

Машину ведь построил я для друга.

Я взял три треугольника

И палочку-иголочку.

Их положил легонько я

И получил вдруг елочку.

Вначале выбери два круга-колеса,

А между ними помести-ка треугольник.

Из палок сделай руль.

И что за чудеса - Велосипед стоит.

Теперь катайся, школьник!

«Сравни и заполни».

Цель: умение осуществить зрительно-мысленный анализ способа расположения фигур; закрепление представлений о геометрических фигурах.

Игровой материал. Набор геометрических фигур.

Правила игры. Играют двое. Каждый из игроков должен внимательно рассмотреть свою табличку с изображением геометрических фигур, найти закономерность в их расположении, а затем заполнить пустые клеточки со знаками вопроса, положив в них нужную фигуру. Выигрывает тот, кто правильно и быстро справится с заданием.

Игру можно повторить, расположив по другому фигуры и знаки вопроса.

«Почини одеяло».

Цель: знакомство с геометрическими фигурами. Составление геометрических фигур из данных.

Игровой материал. Фигуры.

Правила игры. С помощью фигур закрыть белые «отверстия». Игру можно построить в виде рассказа.

Жил-был Буратино, у которого на кровати лежало красивое красное одеяло. Однажды Буратино ушел в театр Карабаса-Барабаса, а крыса Шушара в это время прогрызла в одеяле дыры. Сосчитай, сколько дыр стало в одеяле. Теперь возьми свои фигуры и помоги Буратино починить одеяло.

Геометрические фигуры. Сказка

Давным-давно в замечательной стране Геометрия жили не обычные люди, а геометрические фигуры: Круг, Овал, Треугольник, Квадрат и Прямоугольник. Были они хорошими друзьями и всегда друг другу помогали. Однажды друзья поссорились, доказывали, что каждая фигура лучшая.

Круг говорил: «Я лучше всех, таких как я, не счесть: круглая тарелка, колесо, монета. Не найдешь углов, у меня их нету».

Овал кричал: «Я красивее всех, у меня удлиненная окружность. В ванной зеркало овал, и блюдо, и яйцо, а еще лицо у человека».

Треугольник перебивал всех: «Нет красивее, чем я, ведь у меня три одинаковых угла. Треугольное седло у велосипеда и крыло у самолета».

Тут рассерженный Квадрат говорит: «Ты дольку шоколада отломи и получится квадрат. На стене плакат-квадрат, и окно квадратное, и стул квадратный. Доска, где шахматы стоят, и каждая клетка на ней тоже квадрат. Квадрат – четыре стороны, все стороны равны, и все углы прямые».

Прямоугольник говорит Квадрату: «Я почти такой же, как ты, у меня тоже четыре угла, правда, я длиннее. Дверь – прямоугольник, книга – прямоугольник».

Круг им всем говорит: «Ребята, что же мы делаем? Зачем спорим? Ведь все фигуры хороши, по-своему красивые».

Друзья поняли, что были неправы и помирились.

Чтоб и у каждого из вас, детишки, были добрые друзья!

В одной волшебной стране под названием Математика, жили геометрические фигуры. Они, очень любили трудиться, и у каждого было любимое дело.

Круг любил, свой яблочный сад, где он выращивал сладкие, сочные яблоки, а по вечерам сидел на веранде и пил чай с яблочным вареньем, он мечтал о том как было –бы хорошо построить город для зверей сделанных из геометрических фигур.

Рядом с кругом жил Прямоугольник, он очень любил цветы. Каждое утро, поливая цветы, Прямоугольник любовался их красотой, а вечером ходил к Кругу в гости пить чай. Однажды Круг решил рассказать о своей мечте другу. Прямоугольнику очень понравилось идея, и они рассказали о ней Квадрату и Треугольнику. Всем, геометрические фигуры решили приступить не медленно к работе. Квадрат и Прямоугольник были хорошими строителями, они строили стены из кирпича, Треугольник строил крыши из черепицы, а круг окошки. Скоро город был построен, осталось только пригласить зверей. Круг вокруг города посадил яблони, а Прямоугольник сделал красивые клумбы с цветами.

В город пришли жить разные звери: слон, сова, страус, собака. Геометрические фигуры и звери подружились, и стали ходить друг к другу в гости.

    Какие геометрические фигуры строили город?

    Из каких геометрических фигур можно построить город?

    Придумайте свою зверюшку, которая будет жить в городе?

    Что еще можно построить из геометрических фигур?

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 18 комбинированного вида с татарским языком воспитания и обучения» Ново-Савиновского района г.Казани

Тема самообразования:

«Использование занимательного игрового материала при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»

Ахметова Ландыш Ринадовна,

Воспитатель 1 квалификационной категории

План самообразования воспитателя

Тема самообразования:

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ

Цель и задачи самообразования по теме

Цель:

1. Изучение актуальности использования занимательного игрового материала при формировании элементарных математических представлений у дошкольников.

2. Активно воздействовать на всестороннее развитие детей :

Обогащать новыми представлениями и понятиями ; закреплять знания; активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать) .

3. Обобщить педагогический опыт работы по теме « Использование занимательного игрового материала при формировании элементарных математических представлений у дошкольников ».

Задачи:

1. Развивать эмоциональной отзывчивости детей через игры с математическим содержанием.

2.Формировать систему математических знаний, умений и навыков в соответствии спсихологическими особенностями детей подготовительной группы.

3.Формировать приемы логического мышления (сравнения, обобщения, классификации).

4.Развивать самостоятельность познания, поощрять проявление творческой инициативы.

5.Развивать мелкую моторику и зрительно - двигательную координацию.

Направления саморазвития :

  • Изучение нормативно – правовых документов.
  • Изучение методической литературы.
  • Знакомство с передовым педагогическим опытом.
  • Разработка программно – методического обеспечения учебно-воспитательного процесса
  • Разработка перспективного плана работы с детьми по теме.
  • (обобщение опыта работы)
  • Работа с родителями.
  • Обогащение развивающей предметно – пространственной среды.
  • Участие в системе методической работы (педсовет, консультации, семинары, творческие группы, открытые просмотры, взаимопосещения, выставки, стенды).
  • Анализ и оценка результатов своей деятельности.
  • Аттестация.

Предполагаемый результат:

Форма отчета по проделанной работе: выступление на педсовете, участие в конкурсах

НА 2017/2018 учебный год

Форма самообразования : индивидуальная

Этапы

Сроки

Практическая деятельность

Диагностический

Изучение нормативно-правовых документов

2017/

2018 учебный год

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования ".

3. Распоряжение правительства России от 24 декабря 2013 года № 2506-р. Концепция развития математического образования в Российской Федерации.

1. А. Белошистая « Дошкольный возраст : формирование и развитие математических способностей ». Дошкольное воспитание-2000-№2

2. Вавилов, Ю. П. Игры для внимательных и сообразительных . – Ярославль 2000. – с. 122 .

3. Венгер Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста . М : Просвещение 1989.

4. Бачурина В. Развивающие игры для дошкольников . - М.: Лада, Москва, 2007 г.

5. Е. Н. Михина «Развивающие игры для детей 2-7 лет» Волгоград : Учитель, 2013.

Интернет-ресурсы:

http://dohcolonoc.ru ;

http://www.edu.ru;

http://www.detskiysad.ru;

http://www.moi-detsad.ru;

http://ivalex.ucoz.ru .

Практический

Работа с детьми

Оформление собственных методических разработок в форме информационно педагогических модулей (обобщение опыта работы).

Оснащение педагогического процесса

2017/

2018 учебный год

  • Разработка перспективного плана работы кружка «Графический диктант» для детей старшей и подготовительной к школе групп.
  • http://maam.ru , ;
  • Привлечение детей к изготовлению дидактического материала.

Работа с родителями

сентябрь 2017г.

январь

2018 г.

  • Изготовление папки – передвижки «Формирование элементарных математических представлений у детей 6-7 лет».
  • Подготовить презентацию консультацию для родителей о развитии математических способностей у дошкольников с использование дидактических игр.

Работа с педагогами.

Участие в системе методической работы.

Январь-май

2018 г.

  • Подготовка и проведение семинара-практикума «Организация и проведение сюжетных логико-математических игр» (блоки Дьенеша»).

ПЛАН РАБОТЫ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ

НА 2018/2019 учебный год.

Этапы

Сроки

Практическая деятельность

Диагностический

Изучение методической литературы, знакомство с передовым педагогическим опытом.

2018/

2019 учебный год .

1. Ерофеева Т. И. и др. « Математика для дошкольников » . – М., 2006.

2. Леушина А. М. «Занятия по математике в детском саду » , - М.:2005.

3. Метлина А. С. « Математика в детском саду » Просвещение, 2006.

4. Б. П. Никитин «Ступеньки Творчества или развивающие игры» , Москва, Просвещение, 1991 г.

Интернет-ресурсы:

http://dohcolonoc.ru ;

http://www.edu.ru;

http://www.detskiysad.ru;

http://www.moi-detsad.ru;

http://ivalex.ucoz.ru .

Открытые просмотры, взаимопосещения.

Практический

Работа с детьми

Оформление собственных методических разработок в форме информационно педагогических модулей (обобщение опыта работы).

Оснащение педагогического процесса

  • Разработка конспектов занятий с детьми.
  • Разработка программы по развитию логического мышления посредством решения арифметических и логических задач у детей дошкольного возраста.
  • Оформление уголка занимательной математики в группе.
  • Пополнение личной страницы на сайтах http://maam.ru , ;
  • Участие в конкурсах, конференциях, олимпиадах

Работа с родителями

Сентябрь 2018 г.

Январь 2019 г.

  • Изготовление папки – передвижки «Формирование элементарных математических представлений у детей 3-4 лет».
  • Оформление папки-передвижки «Занимательная математика дома в повседневной жизни».

Работа с педагогами.

Участие в системе методической работы.

Ноябрь 2018г.

Февраль

2019 г.

  • Консультация «Интеллектуальное развитие ребенка при использовании логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера».
  • Оформление выставки: «Математические игры и упражнения для дошкольника»
  • Участие в конкурсах, конференциях, олимпиадах.

ПЛАН РАБОТЫ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ

НА 2019/2020 учебный год.

Этапы

Сроки

Практическая деятельность

Диагностический

Изучение методической литературы, знакомство с передовым педагогическим опытом.

2019/2020 учебный год

1. Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений , Мозаика-Синтез, 2012. - 80с.

2. Смоленцева, А. А. Сюжетно- дидактические игры . - М.: Просвещение, 1987. - 96 с.

3. Е. В. Сербина « Математика для малышей » / Издательство : Москва Просвещение, 1992.

Интернет-ресурсы

http://dohcolonoc.ru ;

http://www.edu.ru;

http://www.detskiysad.ru;

http://www.moi-detsad.ru;

http://ivalex.ucoz.ru .

Открытые просмотры, взаимопосещения.

Практический

Работа с детьми

Оформление собственных методических разработок в форме информационно педагогических модулей (обобщение опыта работы).

Оснащение педагогического процесса

  • Разработка конспектов занятий с детьми.
  • Разработка программы по развитию логического мышления у детей дошкольного возраста.
  • Пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы дидактическими играм.
  • Подготовка картотеки презентаций для детей по ФЭМП.
  • Создание картотеки игр по ФЭМП.
  • Пополнение личной страницы на сайтах http://maam.ru , ;
  • Пополнение педагогической копилки демонстрационным материалом (приобретение методической литературы, раздаточного материала).
  • Привлечение детей к изготовлению дидактического и раздаточного материала.
  • Участие в конкурсах, конференциях, олимпиадах

Работа с родителями

Сентябрь 2019 г.

январь 2020 г.

  • Изготовление папки – передвижки «Формирование элементарных математических представлений у детей 4-5 лет».
  • Оформление выставки для родителей: «Математические игры и упражнения для дошкольников».

Работа с педагогами.

Участие в системе методической работы.

ноябрь 2019 г.

март

2020 г.

  • Деловая игра "Использование мультимедийных презентаций в совместной деятельности в режимных моментах".
  • Консультация – диалог «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников»
  • Участие в конкурсах, конференциях, олимпиадах.

ПЛАН РАБОТЫ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ

НА 2020/2021 учебный год.

Этапы

Сроки

Практическая деятельность

Диагностический

Изучение методической литературы, знакомство с передовым педагогическим опытом.

2020/

2021 учебный год

1. Столяр А. А. « Формирование элементарных математических представлений у дошкольников ,»– М.: 2006.

2. Столяр А. А. Давайте поиграем /М. Просвещение, 1996.

3. Фидлер М. А. « Математика уже в детском саду » , 3-е издание. – М., 2006.

Интернет-ресурсы

http://dohcolonoc.ru ;

http://www.edu.ru;

http://www.detskiysad.ru;

http://www.moi-detsad.ru;

http://ivalex.ucoz.ru .

Открытые просмотры, взаимопосещения.

Практический

Работа с детьми.

Оформление собственных методических разработок в форме информационно педагогических модулей (обобщение опыта работы).

Оснащение педагогического процесса

2021г.

  • Разработка конспектов занятий с детьми.
  • Разработка программы по формированию математических способностей у детей дошкольного возраста с использование занимательного игрового материала.
  • Пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы дидактическими играм.
  • Пополнение уголка занимательной математики в группе.
  • Пополнение картотеки презентаций для детей по ФЭМП.
  • Пополнение картотеки игр по ФЭМП.
  • Пополнение личной страницы на сайтах http://maam.ru , ;
  • Пополнение педагогической копилки демонстрационным материалом (приобретение методической литературы, раздаточного материала).
  • Привлечение детей к изготовлению дидактического и раздаточного материала.

Работа родителями.

сентябрь2020 г.

январь

2021г.

  • Изготовление папки – передвижки «Формирование элементарных математических представлений у детей 5-6 лет».
  • Консультация «Интеллектуальное развитие ребенка дома с использованием палочек Кюизенера».

Работа с педагогами.

Диагностический

Изучение методической литературы, знакомство с передовым педагогическим опытом.

2021/2022 учебный год

Продолжение изучения новой методической литературы по теме.

Интернет-ресурсы

http://dohcolonoc.ru ;

http://www.edu.ru;

http://www.detskiysad.ru;

http://www.moi-detsad.ru;

http://ivalex.ucoz.ru .

Открытые просмотры, взаимопосещения.

Практический

Работа с детьми.

Оформление собственных методических разработок в форме информационно педагогических модулей (обобщение опыта работы).

Оснащение педагогического процесса

Сентябрь 2021 г.-

май 2022 г.

  • Разработка конспектов занятий с детьми.
  • Пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы дидактическими играм.
  • Пополнение уголка занимательной математики в группе.
  • Пополнение картотеки презентаций для детей по ФЭМП.
  • Пополнение картотеки игр по ФЭМП.
  • Пополнение личной страницы на сайтах http://maam.ru , ;
  • Пополнение педагогической копилки демонстрационным материалом (приобретение методической литературы, раздаточного материала).
  • Привлечение детей к изготовлению дидактического и раздаточного материала.

Работа с родителями

Сентябрь 2021 г

май 2022 г.

  • Проведение семинара-практикума с родителями «Играем дома в сюжетно логические -математические игры» (блоки Дьенеша).

Декабрь 2022 г.

  • Консультативная помощь родителям по данной проблеме

Работа с педагогами.

Участие в системе методической работы.

Сентябрь 2021 г. – декабрь 2022 г.

Ноябрь 2022 г.

    Ноябрь 2022 г.

    Декабрь 2022 г.

    Сентябрь-декабрь 2022 г.

  • Создание презентации «Использование занимательного игрового материала при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»
  • Участие в работе МО и в проведении методических семинаров и научных конференциях по теме самообразования.
  • Проведение непосредственной образовательной деятельности для родителей и педагогов.
  • Участие в работе сайта детского сада.

Наталия Яичникова
План самообразования на тему «Формирование элементарных математических представлений у детей 3–4 лет»

План самообразования 2017-2018 учебный год

Тема :""

Воспитатель : Яичникова Наталия Витальевна

В 2017-2018 учебном году я взяла тему по самообразованию : «Формирование элементарных математических представлений у детей 3-4 лет ». является наиболее важной темой во всестороннем развитие детей 3-4 лет . Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире . Формирование элементарных математических представлений является наиболее подходящей формой обучения детей раннего возраста . Главная особенность состоит в том, что задания по ФЭМП предлагаются в игровой форме . Дети играют, не подозревая, что получают новые знания, закрепляют ранее изученный материал , действия с различными предметами , учатся общаться со своими сверстниками и взрослыми.

Цели : Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме.

Задачи :

Изучить учебную и научно-методическую литературу по данной теме;

Изучить основные математические игры для детей 3-4 лет .

Изготовить дидактические игры по формирование элементарных математических представлений у детей 3-4 лет ;

Подготовить материал для проведения математических игр с детьми 3-4 лет в различных направлениях воспитательной работы.

Приступая к работе по данной теме, я использовала литературу : Ерофеева Т. И. и др. «Математика для дошкольников » . – М., 2006; Житомирский В. Г., Шеврин Л. Н. «Геометрия для малышей» . – М.: 2006; Корнеева Г. А. «Формирование элементарных математических представлений у детей 3-4 лет ». – М., 2008; Леушина А. М. «Занятия по математике в детском саду » , - М.:2005.

Изучение темы начала с раздела : «« 3-4 лет в детском саду», в течение сентября я подробно изучила книгу Метлиной А. С. «Математика в детском саду » , в результате была изготовлена папка-передвижка для родителей : «Формирование элементарных математических представлений у детей 3-4 лет ».

В октябре продолжила изучение темы с раздела : «Математические игры для детей 3-4 лет » . На протяжение всего месяца я подбирала материал для математических игр . В результате была изготовлена картотека по ФЭМП. Поэтому большое внимание было уделено созданию игр по ФЭМП (Д/И.: «Подбери по форме » , «Один-много» , «Большой-маленький» , «Геометрические фигуры» . Родители активно принимали участие по созданию игр по ФЭМП.

В ноябре продолжила изучение темы с раздела : «ФЭМП у детей 3-4 лет с помощью наглядности» , изучила статью в книге «ФЭМП с помощью наглядности» Леушиной А. М. из книги : «Занятия по математике в детском саду » . В качестве наглядного материала на занятиях использую сюжетные картинки, иллюстрации и плакаты.

В декабре – январе изучение темы продолжила : «Формирование элементарных математических представлений у детей 3-4 лет через дидактическую игру». На протяжение двух месяцев изучала книгу Сербиной Е. В. «Математика в детском саду » , мною велась работа по пополнению картотеки новыми математическими играми (Д/И.: «Собери Снеговика» , «Что лишнее?» , «Укрась платок» ).

В феврале продолжила изучение темы с раздела : «ФЭМП у детей 3-4 лет с помощью математической сказки » . Для формирования элементарных математических представлений у детей 3-4 лет целесообразно использовать на занятиях игровые ситуации, сказки, детские стихи : «Теремок» , «Три медведя» , «Колобок» … Стихи детских поэтов : С. Михалков «Котята» , С. Маршак «Веселый счет» , многие считалки и потешки.

В марте продолжила изучение темы с раздела : «Изучение математики с детьми во время прогулки» .». На протяжение всего месяца я подбирала природный материал для уголка опытов и экспериментов. Мною был изготовлен «Уголок опытов и экспериментов для детей » .

В апреле продолжила изучение темы с раздела : Развитие логического мышления с помощью ФЭМП у детей 3-4 лет ». Пополнила картотеку новыми дидактическими играми : «Помоги колобку найти дорогу до домика» , «Соедини точки» , «Цветные вкладыши» , «Кто быстрее» .

В мае закончила изучение темы разделом : «ФЭМП в семье» . В результате была изготовлена папка-передвижка для родителей : «Изучаем математику с детьми дома » .

В результате изучения темы : «Формирование элементарных математических представлений у детей 3-4 лет », сделала следующие выводы, что работа по формирование элементарных математических представлений у детей 3-4 лет должна осуществляться систематически и последовательно, включаться во все этапы жизнедеятельности детей : режимные моменты (утренний прием, одевание (раздевание, завтрак, обед и т. п., игры (дидактические, подвижные, сюжетно – ролевые и др., занятия, трудовую деятельность, прогулки и экскурсии. Особое внимание следует уделять индивидуальной работе с детьми по формирование элементарных математических представлений . Следовательно, работа должна пронизывать весь воспитательно-образовательный процесс. Однако следует помнить : расширение чувствительного опыта детей должно производиться с учетом их возрастных психофизиологических и индивидуальных особенностей.

Перспективы на 2018-2019 учебный год :

1. Продолжить работу по теме : «Формирование элементарных математических представлений » (согласно возрастной группе) ;

2. Продолжить работу по разработке новых игр и игровых упражнений по данной теме;

3. Изучить новинки методической литературы;

Публикации по теме:

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников Введение На сегодня задача формирования развития познавательной деятельности, в том числе и математической, дошкольника рассматривается.

Формирование элементарных математических представлений детей дошкольного возраста средствами развивающей игры Математика играет огромную роль в жизни человека. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения; формирует настойчивость,.

Формирование элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста в условиях ФГОС Понятие «развитие математических способностей» является довольно сложным, комплексным и многоаспектным. Оно состоит из взаимосвязанных и.

Формирование элементарных математических представлений «Космическое путешествие» Образовательные задачи. Совершенствование навыков порядкового счета в пределах десяти. Формирование представлений об арифметических действиях.

Консультация «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста воспитатель МБДОУ ЦРР д/сад "Ласточка" Экизян Гаянэ.

Картотека дидактических игр, направленных на формирование элементарных математических представлений у детей Картотека дидактических игр, направленных на формирование элементарных математических представлений у детей младшего возраста.

Педсовет на тему: «Формирование элементарных математических представлений средствами занимательной математики». Составила старший воспитатель.

План самообразования «Развитие элементарных математических представлений дошкольников через игровую деятельность» Тема: «Развитие элементарных математических представлений детей дошкольного возраста через игровую деятельность» (младшая группа) Цели:.

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством игр математического содержания. Выступление.

«Мир, окружающий ребенка это, прежде всего, мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе,.

Библиотека изображений:

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Основная цель занятий математикой – дать ребенку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а, следовательно, предсказуем для человека. Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр. Их использование хорошо помогает восприятию материала и потому ребенок принимает активное участие в познавательном процессе.

Дидактическая игра требует усидчивости, серьезный настрой, использование мыслительного процесса. Игра – естественный способ развития ребенка.

Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс

решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение занимательных задач в умственном и всестороннем развитии детей. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно.

Цель: создание условий для развития у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений посредством дидактических игр.

проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.

составить подборку дидактических игр, заданий игрового содержания по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста;

использовать разработанный материал на занятиях математики с детьми дошкольного возраста;

активно воздействовать на всестороннее развитие детей:

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 44»

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА

Капраловой Ольги Николаевны

6лет I _

Тема: «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»

2015 – 2016 (учебный год) вторая младшая группа

г. о. Саранск

«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.

Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка выливается живительный поток представлений, понятий.

Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

В.А.Сухомлинский

Введение

Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Основная цель занятий математикой – дать ребенку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а, следовательно, предсказуем для человека. Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр. Их использование хорошо помогает восприятию материала и потому ребенок принимает активное участие в познавательном процессе.

Дидактическая игра требует усидчивости, серьезный настрой, использование мыслительного процесса. Игра – естественный способ развития ребенка.

Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс

решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение занимательных задач в умственном и всестороннем развитии детей. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно.

Цель: создание условий для развития у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений посредством дидактических игр.

Задачи:

  • проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.
  • составить подборку дидактических игр, заданий игрового содержания по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста;
  • использовать разработанный материал на занятиях математики с детьми дошкольного возраста;
  • активно воздействовать на всестороннее развитие детей:

обогащать новыми представлениями и понятиями; закреплять знания; активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать).

Ожидаемый результат:

  • активизация познавательного интереса дошкольников;
  • развитие внимания, памяти, речи, воображения, логического мышления;
  • формирование элементарных математических представлений.

Все дидактические игры можно разделить на три вида: игры с предметами, настольно-печатные и словесные игры.

В играх с предметами дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся с признаками предметов: цветом, величиной, формой.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети познают окружающий мир, углубляют приобретенные знания в новых связях, в новых обстоятельствах, также они направлены на развитие речи и правильной ориентировке в пространстве.

Настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино, мозаика, разрезные картинки и кубики. Задача этого вида игр – учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет, устанавливать сходства и различия предметов, научить сравнивать и выделять признаки предметов.

Также при формировании элементарных математических способностей у дошкольников можно использовать игры на плоскостное моделирование, игры-головоломки, задачи-шутки.

Но, не смотря на многообразие игр, их главной задачей должно быть развитие логического мышления, а именно умение устанавливать простейшие закономерности: порядок чередования фигур по цвету, форме, размеру.

Этапы работы.

1. Изучение литературы по теме.

В течение года изучить необходимую методическую литературу, а так же статьи журналов, ознакомиться с материалами интернет источников.

З.А.Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников», М.: Просвещение 1990.

Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. - М.: Баласс, 2003 г. - 256 с.

Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина «Формирование математических представлений»: Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. - М.: ВАКО, 2005 г. - 208 с.

«Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» - А. А. Смоленцева.

Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. - М. : Баласс, 2003 г. - 256 с.

Смоленцева А. А., Суворова О. В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. СПб. : Детство-пресс, 2004.

Журналы «Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду»,

«Детский сад. Всё для воспитателя».

2. Составление картотеки дидактических игр по математическому развитию для детей младшего дошкольного возраста (в течение года) .

3. Создание предметно-развивающей среды в группе (уголок познавательного развития) .

4. Работа с детьми.

Сроки

Использование д/игр

сентябрь

Мониторинг начальных знаний об элементарных математических представлениях.

Дидактические игры на усвоение понятия «цвета»: «Сделаем кукле бусы», «Цветная вода», «Цветные палочки».

октябрь

Формирование представлений о свойствах предметов ближайшего окружения: цвет, форма, размер. Выделение признаков различия и сходства.

Дидактические игры по развитию представлений о величинах: «Украсим коврик», «Домики для медвежат», «Угостим мышек чаем», «Цветные кубики».

ноябрь

Объединение предметов в группу по цвету, форме, размеру.

«Найди пару», «Разложи по коробочкам».

декабрь

Выделение части группы. Нахождение «лишних» предметов.

д/игра «Что лишнее?», «Что изменилось?»

январь

Знакомство с понятиями «один», «много».

Дидактические игры по развитию количественных представлений: «В лес за грибами», «Малина для медвежат», «Угости зайчат».

февраль

Сравнение групп предметов по количеству (столько же, больше, меньше).

Дидактические игры по развитию равенства на основе сопоставления двух групп предметов: «Угостим белочек грибочками», «Жучки на листиках», «Бабочки и цветы».

март

Знакомство с наглядным изображением чисел 1-3, формирование умения соотносить цифру с количеством.

Формирование представлений о непосредственном сравнении предметов по длине и ширине (длиннее – короче, шире – уже, выше – ниже) .

Дидактические игры: «Подбери дорожки к домикам», «Почини коврик», «Мостики для зайчат», «Подбери дорожки к домикам».

апрель

Знакомство с геометрическими фигурами: круг и шар, квадрат и куб, треугольник, прямоугольник , овал.

Знакомство с наглядным изображением чисел 4-5, формирование умения соотносить цифру с количеством.

Дидактические игры: «Геометрическое лото», «Разложи фигурки по домикам», «Катится – не катится», «Найди пару по форме».

май

Формирование пространственных представлений: на-над-под, слева-справа, вверху-внизу, снаружи-внутри, за-перед и др.

Количественный и порядковый счет от 1 до 5. Сравнение предыдущего и последующего чисел.

Дидактические игры на расположение в пространстве: «Возьми игрушку», «Магазин игрушек».

Дидактические игры на умение соотносить цифры с количеством: «Следопыты», «Строители», «Магазин игрушек».

5. Работа с родителями.

1. Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала.

В течение года

2. Проведение индивидуальных консультаций и бесед.

В течение года

3. Проведение консультации для родителей на тему «Роль дидактических игр в воспитании детей дошкольного возраста».

Ноябрь

Апрель

6. Отчет воспитателя о проделанной работе за год (май, 2016 г.)




Loading...Loading...