Виды и объемы ремонтов. Техническое обслуживание,текущий ремонт двигателей Капитальный ремонт электродвигателей согласно гост

Некоммерческое Партнерство «Инновации в электроэнергетике»

ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛИ НАПРЯЖЕНИЕМ СВЫШЕ 1000 В МОЩНОСТЬЮ ОТ 100 КВТ И БОЛЕЕ
Общие технические условия на капитальный ремонт
Нормы и требования

Дата введения - 2010-01-11

Москва
2010

Предисловие

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. «О техническом регулировании », а правила разработки и применения стандартов организации - ГОСТ Р 1.4-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организаций. Общие положения».

Настоящий стандарт устанавливает технические требования к ремонту электродвигателей напряжением свыше 1000 В мощностью от 100 кВт и более и требования к качеству отремонтированных электродвигателей.

Стандарт разработан в соответствии с требованиями к стандартам организаций электроэнергетики «Технические условия на капитальный ремонт оборудования электростанций. Нормы и требования», установленными в разделе 7 СТО «Тепловые и гидравлические электростанции. Методика оценки качества ремонта энергетического оборудования».

Применение настоящего стандарта, совместно с другими стандартами ОАО РАО «ЕЭС России» и НП «ИНВЭЛ» позволит обеспечить выполнение обязательных требований, установленных в техническом регламенте по безопасности электрических станций и сетей.

Сведения о стандарте

1. РАЗРАБОТАН Закрытым акционерным обществом «Центральное конструкторское бюро по модернизации и ремонту энергетического оборудования электростанций» (ЗАО «ЦКБ Энергоремонт»)

2 ВНЕСЕН Комиссией по техническому регулированию НП «ИНВЭЛ»

3. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом НП «ИНВЭЛ» от 18.12.2009 №

4. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

СТАНДАРТ ОРГАНИЗАЦИИ НП «ИНВЭЛ»

Электродвигатели напряжением свыше 1000 в мощностью от 100 кВт и более

Общие технические условия на капитальный ремонт

Нормы и требования

Дата введения - 2010-01-11

1 Область применения

Настоящий стандарт организации:

Является нормативным документом, устанавливающим технические требования к ремонту асинхронных и синхронных электродвигателей напряжением свыше 1000 В мощностью от 100 кВт и более, а также на ремонт статоров и роторов вышеуказанных электродвигателей, направленные на обеспечение промышленной безопасности тепловых электрических станций, экологической безопасности, повышение надежности эксплуатации и качества ремонта;

Устанавливает технические требования, объем и методы дефектации, способы ремонта, методы контроля и испытаний к составным частям и электродвигателям напряжением свыше 1000 В мощностью от 100 кВт и более в целом в процессе ремонта и после ремонта;

Устанавливает объемы, методы испытаний и сравнения показателей качества отремонтированных электродвигателей напряжением свыше 1000 В мощностью от 100 кВт и более с их нормативными и доремонтными значениями;

Распространяется на капитальный ремонт асинхронных и синхронных электродвигателей напряжением свыше 1000 В мощностью от 100 кВт и более (далее - электродвигатели) тепловых электростанций;

Предназначен для применения генерирующими компаниями, эксплуатирующими на тепловых электростанциях, ремонтными и иными организациями, осуществляющими ремонтное обслуживание оборудования электростанций.

Стандарт организации не распространяется на электродвигатели постоянного тока и специального исполнения (взрывозащищенные, водонепроницаемые, газонепроницаемые, влагостойкие, морозостойкие, химостойкие).

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты и другие нормативные документы:

Федеральный закон РФ от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании»

3.2 Обозначения и сокращения

НТД - нормативная и техническая документация;

ОТУ - общие технические условия;

ТУ - технические условия.

4 Общие положения

4.1 Подготовка электродвигателей к ремонту, вывод в ремонт, производство ремонтных работ и приемка из ремонта должны производиться в соответствии с нормами и требованиями СТО 70238424.27.100.017-2009 .

Требования к ремонтному персоналу, гарантиям производителя работ по ремонту установлены в СТО 17330282.27.100.006-2008.

4.2 Выполнение требований настоящего стандарта определяет оценку качества отремонтированных электродвигателей. Порядок проведения оценки качества ремонта электродвигателей устанавливается в соответствии со стандартом организации СТО , утвержденным Приказом ОАО РАО «ЕЭС России» № 275 от 23.04.07 г.

4.3 Требования настоящего стандарта, кроме капитального, могут быть использованы при среднем и текущем ремонтах электродвигателей. При этом учитываются следующие особенности их применения:

Требования к составным частям и электродвигателям в целом в процессе среднего или текущего ремонта применяются в соответствии с выполняемой номенклатурой и объемом ремонтных работ;

Требования к объемам и методам испытаний и сравнению показателей качества отремонтированного электродвигателя с их нормативными и доремонтными значениями при среднем ремонте применяются в полном объеме;

Требования к объемам и методам испытаний и сравнению показателей качества отремонтированного электродвигателя с их нормативными и доремонтными значениями при текущем ремонте применяются в объеме, определяемом техническим руководителем электростанции и достаточным для установления работоспособности электродвигателя.

4.4 При расхождении требований настоящего стандарта с требованиями других НТД, выпущенных до утверждения настоящего стандарта, необходимо руководствоваться требованиями настоящего стандарта.

При внесении предприятием-изготовителем изменений в конструкторскую документацию на электродвигатели и при выпуске нормативных документов органов государственного надзора, которые повлекут за собой изменение требований к отремонтированным составным частям и к электродвигателям в целом, следует руководствоваться вновь установленными требованиям вышеуказанных документов до внесения соответствующих изменений в настоящий стандарт.

4.5 Требования настоящего стандарта распространяются на капитальный ремонт электродвигателя в течение полного срока службы, установленного в НТД на поставку электродвигателей или в других нормативных документах. При продлении в установленном порядке продолжительности эксплуатации электродвигателей сверх полного срока службы, требования настоящего стандарта применяются в разрешенный период эксплуатации с учетом требований и выводов, содержащихся в документах на продление продолжительности эксплуатации.

5 Общие технические сведения

5.1 Электродвигатели предназначены для продолжительного режима работы в качестве привода станционных насосов (питательных, циркуляционных, конденсатных, химических, пожарных и т.д.) различной производительности и напора, мельниц для размола топлив, тягодутьевых машин (вентиляторов и дымососов различного назначения) и т.п.

5.2 Электродвигатели состоят из:

Станины;

Статора;

Ротора;

Обмоток и изоляции;

Щеточно-контактного аппарата (для электродвигателей с фазным ротором);

Подшипников качения;

Подшипников скольжения и подпятников;

Воздухоохладителей (маслоохладителей) встроенных в статор;

Коробки выводов;

Вентилятора на валу ротора.

5.3 Конструктивные характеристики, рабочие параметры и назначение электродвигателей должны соответствовать техническим условиям и паспортам завода - изготовителя на поставку.

5.4 Стандарт разработан на основе конструкторской документации заводов-изготовителей и учитывает требования ГОСТ 9630 , ГОСТ 17494 , ГОСТ 20459 и ГОСТ Р 51757 .

6 Общие технические требования

6.1 Требования к метрологическому обеспечению ремонта электродвигателей:

Средства измерений, применяемые при измерительном контроле и испытаниях, не должны иметь погрешностей, превышающих установленные ГОСТ 8.051 с учётом требований ГОСТ 8.050 ;

Средства измерений, применяемые при измерительном контроле и испытаниях, должны быть поверены в установленном порядке и пригодны к эксплуатации;

Нестандартизованные средства измерений должны быть аттестованы;

Допускается замена средств измерений, предусмотренных в настоящем стандарте, если при этом не увеличивается погрешность измерений и соблюдаются требования безопасности выполнения работ;

Допускается применение дополнительных вспомогательных средств контроля, расширяющих возможности технического осмотра, измерительного контроля и неразрушающих испытаний, не предусмотренных в настоящем стандарте, если их использование повышает эффективность технического контроля;

Оборудование, приспособления и инструмент для обработки и сборки должны обеспечивать точность, которая соответствует допускам, приведенным в конструкторской документации.

6.2 При выполнении капитального ремонта электродвигателя используются методы, объём и средства технического контроля, определяющие соответствие деталей, сборочных единиц и электродвигателя в целом требованиям пунктов - настоящего стандарта.

6.3 Визуальный контроль без использования дополнительных средств контроля выполняется по пунктам: ; ; ; ; ; ; ; ; ; ; ; ; ; ; ; ; ; ; ; ; ; ; ; ; ; ; , ; ; ; ; ; ; .

6.4 Измерительный контроль выполняется с использованием средств измерений в соответствии с таблицей .

Таблица 1

Средства измерений

Штангенциркуль, шаблон резьбовой

Штангенциркуль, микрометр

Штангенциркуль, нутромер, микрометр, калибр пазовый

Микрометр, линейка, профилограф-профилометр

Лупа 5 - 7 кратного увеличения, набор щупов

Мегомметр

Лупа 5 - 7 кратного увеличения, штангенциркуль

Индикатор

Штангенциркуль

Виброметр, термометр

Индикатор, набор щупов, штангенциркуль

Прибор БИП-7

Штангенциркуль

Линейка, набор щупов

Мегомметр

Штангенциркуль, набор щупов

Секундомер

Набор щупов

Штангенциркуль, набор щупов, мегомметр

Виброметр

Место и способ маркировки должны соответствовать требованиям конструкторской документации.

При разборке электродвигателя не разрешается наносить метки на посадочные, уплотняющие и стыковочные поверхности.

6.7 Способы разборки (сборки), очистки, применяемый инструмент и условия временного хранения составных частей должны исключать их повреждение.

6.9 При разборке (сборке) составных частей должны быть приняты меры по временному креплению освобождаемых деталей во избежание их падения или перемещения.

Сборочные единицы электродвигателей, детали подшипников, валы роторов и другие неокрашенные поверхности перед дефектацией должны быть очищены от масла, внешних загрязнений и окислов до второй степени по ГОСТ 9.402 . Внутренние поверхности щитов, вентиляторы и другие неокрашенные узлы и составные части должны быть очищены до полного выявления лакокрасочного покрытия, а при повреждении его - до третей степени по ГОСТ 9.402 .

Места для подсоединения заземляющего провода на электродвигателе должны быть зачищены от лакокрасочного покрытия.

Контактные поверхности токопроводящих деталей должны быть защищены кабельной бумагой по ГОСТ 645 ;

Поверхности вала ротора и лабиринтные канавки на нём обернуты парафинированной бумагой по ГОСТ 9569 или резиной листовой по ГОСТ 7338 ;

Контактные кольца ротора должны быть обернуты картоном электроизоляционным по ГОСТ 2850 ;

При работе с открытым пламенем в пределах лобовых частей обмотки статора и ротора изоляция обмотки должна быть защищена от повреждений мокрым асбестовым картоном по ГОСТ 2850 и (или) асбестовым полотном по ГОСТ 6102 ;

При снятии подшипников с вала ротора шейки вала должны быть защищены асбестовым полотном по ГОСТ 6102 .

Допускается не снимать с ротора электродвигателя подшипники качения для контроля посадок, если в сборке не обнаружено ослабление посадки и дефектов подшипников.

6.14 Изоляция обмоток электродвигателей должна быть выполнена на основе термореактивных электроизоляционных материалов класса нагревостойкости не ниже В по ГОСТ 8865 .

Тип изоляции - согласно конструкторской документации на конкретный электродвигатель.

Забоины, задиры, надломы, выкрашивания и срывы резьбы, коррозионные язвы рабочей части резьбы глубиной более половины высоты профиля резьбы более чем на двух нитках;

Односторонний зазор более 1,7 % от размера «под ключ» между опорной поверхностью головки болта (гайки) и поверхностью деталей после установки болта (гайки) до касания с деталью;

Повреждения головок болтов (гаек) и шлицев в винтах, препятствующие завинчиванию с необходимыми усилиями.

6.20 Резьбовые соединения должны быть очищены от грязи, прокалиброваны и смазаны солидолом по ГОСТ 1033 .

Конические штифты должны быть заменены, если плоскость наибольшего диаметра штифта заглубляется ниже плоскости детали более 10 % ее толщины.

Цилиндрические и конические штифты должны быть заменены, если на их рабочей поверхности имеются задиры, забоины, коррозионные язвы на площади, превышающей 20 % площади сопряжения и (или) резьбовая часть имеет повреждения, указанные в .

Электроды перед использованием необходимо прокалить в печи по режиму прокалки, рекомендованному для электродов данной марки.

Признаками нарушения является: изменение цвета участка наружного покрытия, вытекание припоя, увеличение хрупкости изоляции в сравнении с другими соединениями.

Таблица 2

Кольцевые риски на валу;

Слабая затяжка крепёжной круглой гайки;

Цвета побежалости на сопряженных поверхностях;

Срыв стопорного выступа шайбы.

Трещины или скалывания на деталях качения и беговых дорожках;

Повреждение сепаратора;

Забоины, матовость поверхности, коррозионные язвы и другие дефекты на дорожках или деталях качения;

Радиальные зазоры, которые выходят за предельно допустимые значения;

Остаточный магнетизм, который определяют, используя ферромагнитный порошок (измельченную железную окалину Fe 3 O 4 , просеянную через сито с полутомпаковой сеткой 009К по ГОСТ 6613).

Для устранения дефекта установить дополнительные прокладки и (или) произвести сварку.

Поджатие деталей должно составлять от 15 до 35 % толщины и распределяться равномерно по всему периметру;

Поверхности уплотняющих деталей, установленных в закрытых соединениях, должны смазываться смазкой ЦИАТИМ-221 по ГОСТ 9433 ; смазка уплотняющих деталей, установленных в плоских фланцевых соединениях, не допускается;

Уплотняющие детали не должны иметь трещин, расслоений, пор, пузырьков, надрывов, ломкости и размягчения.

Электрокартонные прокладки, гильзы, деревянные клинья и изоляционные пластмассовые трубки при выполнении ремонта с заменой обмоток должны быть заменены независимо от технического состояния.

6.37 Материалы, применяемые для ремонта, должны соответствовать требованиям конструкторской документации на электродвигатель.

Качество материала должно быть подтверждено сертификатом завода-поставщика.

6.38 Электроды, которые используются при сварке и наплавке, должны соответствовать маркам, указанным в технической документации завода-изготовителя. Качество электродов должно быть подтверждено сертификатом.

6.39 Все материалы, которые используются для изготовления составных частей электродвигателя, должны пройти входной контроль по ГОСТ 24297 .

6.40 Запасные части, используемые для ремонта, должны иметь сопроводительную документацию предприятия-изготовителя, подтверждающую их качество. Перед установкой запасные части должны быть подвергнуты входному контролю в объёме требований настоящего стандарта и НТД на ремонт конкретного электродвигателя.

Измерить амплитуду виброперемещения на верхней крестовине, подшипниковых опорах, корпусе электродвигателя в трех направлениях;

Измерить температуру масла вкладышей, сегментов подпятника и подшипников;

Проверить эффективность работы системы охлаждения;

Проверить отсутствие утечки масла через неплотности соединения узла подшипника, подводящих и сливных патрубков, трещин в корпусе масляных ванн.

Осмотреть шпильки, изоляторы, коробки выводов;

Измерить радиальное биение на рабочем конце фланца вала;

Измерить зазоры между валом и лабиринтными уплотнениями;

Измерить перемещение ротора в осевом направлении (у электродвигателей, имеющих подшипники скольжения).

7 Требования к составным частям

7.1 Статор

Устранение дефектов производить сваркой и (или) зачисткой.

Поврежденная изоляция между сегментами должна быть восстановлена, надломанные части сегментов удалены.

Лезвие контрольного ножа от усилия руки (от 100 до 120 Н) не должно входить между сегментами на глубину более 3 мм.

Очистку изоляции от грязи;

Сушку изоляции;

Требования к сопротивлению изоляции обмотки и коэффициента абсорбции по ГОСТ 183 .

7.1.4 Нарушения электрической прочности корпусной изоляции катушек, соединительных и выводных шин не допускается. Для устранения дефектов произвести ремонт и (или) заменить обмотку. Требования к электрической прочности изоляции - по ГОСТ 11828 .

7.2 Ротор

Устранение дефектов производить восстановлением поверхностей, напылением и (или) наплавкой с последующей механической обработкой.

Допуски биения полумуфты и контактных колец - согласно конструкторской документации на электродвигатель.

При простукивании молотком массой 0,2 кг перемещение балансировочного груза в любом направлении не допускается.

Точность балансировки должна соответствовать 4 классу по ГОСТ 22061 .

Остаточный дисбаланс после балансировки ротора не должен превышать значений, приведенных в конструкторской документации на электродвигатель.

Для устранения дефектов произвести сварку или заменить стержни.

Величина магнитного потока рассеивания стержней короткозамкнутой обмотки должна отличаться друг от друга и раньше измеренных не более чем на 5 %.

Дефектные проволочные бандажи подлежат замене. Витки нового бандажа должны быть уложены согласно конструкторской документации.

Очистку изоляции от грязи;

Сушку изоляции;

Ремонт и замену изоляции обмотки.

При сопротивлении изоляции ниже нормы выполнить:

Очистку изоляции обмотки;

Сушку изоляции обмотки;

Ремонт или замену изоляции обмотки.

7.4 Подшипники качения

Дефектные подшипники подлежат замене.

7.5 Подшипники скольжения и подпятники

7.5.1 Трещины, непровары сварочных соединений в корпусе не допускаются.

Устранение дефектов произвести сваркой.

Рабочая поверхность должна быть чистой и блестящей.

Требования к сопротивлению изоляции термометров, сопротивлению вкладышей, сегментов подпятника устанавливаются конструкторской документацией.

7.6 Воздухоохладители (маслоохладители)

7.6.1 Загрязнение и повреждения трубок не допускается. Загрязнение устраняется продувкой трубок воздухом или паром, а деформации устраняются рихтовкой трубок.

Для устранения дефектов выполнить:

Развальцовку;

Заглушку трубок;

Заварку;

Замену уплотняющих деталей.

Количество закупоренных и ранее заглушенных трубок не должно быть более 10 % от общего количества трубок в воздухоохладителе (маслоохладителе), если нет других указаний предприятия-изготовителя.

7.7 Щиты

Допускается устранение дефектов сваркой.

Для устранения дефектов произвести заварку ванн, замену уплотнительных деталей.

8 Требования к сборке и отремонтированному электродвигателю

8.1 Сборка электродвигателя должна производиться по конструкторской документации на электродвигатель.

8.2 К сборке допускаются составные части, удовлетворяющие требованиям настоящего стандарта и НТД на конкретный электродвигатель.

Воздушные зазоры между сталью ротора и статора, измеренные в местах, расположенных по окружности ротора и сдвинутых друг относительно друга на угол 90°, или в местах, специально предусмотренных при изготовлении электродвигателя, не должны отличаться больше чем на 10 % от средней величины;

Расстояние между обоймой щёткодержателя и рабочей поверхностью контактных колец должно быть от 1,5 до 4 мм;

Площадь прилегания щетки к контактному кольцу должна быть не менее 80 % площади её сечения;

На щёточном аппарате должны быть установлены щётки одной марки и размера согласно конструкторской документации на электродвигатель;

Зазоры между ротором и вкладышами подшипников скольжения, а также между его составными частями, должны соответствовать требованиям конструкторской документации на электродвигатель;

Сопротивление изоляции изолированных стояковых подшипников относительно фундаментной плиты должно быть не меньше чем 0,5 МОм;

Сопротивление изоляции сегментов подпятника должно быть не меньше, чем в требованиях конструкторской документации на электродвигатель.

При отсутствии таких указаний в технической документации вибрация подшипников, сочлененных с механизмами, не должна превышать значений, указанных в таблице .

Таблица 3

Норма

Синхронная частота вращения, с -1 (об/мин.)

50 (3000)

25 (1500)

16,6 (1000)

12,5 (750) и менее

Вибрация подшипников, мкм

8.7 Уровень шума отремонтированных электродвигателей - по ГОСТ 16372 .

8.8 В отремонтированных электродвигателях должны сохраняться номинальные параметры: мощность, напряжение, ток и частота вращения согласно паспортным данным завода-изготовителя.

Допускается изменение номинальных параметров по просьбе заказчика после подтверждения их соответствующими расчетами и при соблюдении требований ГОСТ 12139 .

9 Испытания и показатели качества отремонтированных электродвигателей

9.1 Качество ремонта электродвигателя характеризует степень восстановления его эксплуатационных свойств, включая надежность, экономичность и поддержание этих качеств в течение определенной наработки и, следовательно, оценка качества ремонта должна основываться на сравнительном сопоставлении показателей качества отремонтированного электродвигателя с нормативными значениями, определяемыми по ГОСТ 12139 , ГОСТ 28173 , стандарту организации СТО , утвержденным Приказом ОАО РАО «ЕЭС России» № 275 от 23.04.07 г. и ТУ на поставку электродвигателей.

9.2 Номенклатура показателей качества электродвигателей, по которым производится сравнительное сопоставление показателей до и после ремонта, приведена в таблице .

Таблица 4 - Номенклатура составляющих показателей качества электродвигателей до и после ремонта

Заводские, проектные или нормативные данные

Данные эксплуатационных испытаний, измерений

Примечание

до капитального ремонта

после капитального ремонта

1 Мощность, кВт

3 Частота вращения, с -1 (об/мин.)

4 Ток, А

5 Коэффициент полезного действия

6 Коэффициент абсорбции R "60/ R "15

9.3 Электродвигатели, отремонтированные без изменения параметров, подлежат приемо-сдаточным испытаниям по ГОСТ 183 и РД 34.45-51.300-97 .

9.4 Отремонтированные электродвигатели с изменением параметров подлежат типовым испытаниям по ГОСТ 11828 .

9.5 Методы приемо-сдаточных испытаний электродвигателей должны соответствовать ГОСТ 7217 , ГОСТ 9630 , ГОСТ 10169 , ГОСТ 11828 .

9.6 При выдаче из ремонта электродвигателя необходимо выполнить следующие измерения и испытания:

Измерить перемещение ротора в осевом направлении (у электродвигателей, имеющих подшипники скольжения);

Измерить величину воздушного зазора между сталью ротора и статора, если позволяет конструкция электродвигателя;

Измерить зазор между валом и лабиринтными уплотнениями;

Измерить радиальное биение на рабочем конце вала;

Измерить сопротивление изоляции и коэффициент абсорбции обмотки статора;

Для синхронных электродвигателей и электродвигателей с фазным ротором измерить сопротивление изоляции обмотки ротора;

Измерить сопротивление фаз обмотки статора и ротора постоянному току (сопротивление постоянному току обмотки ротора измеряется у синхронных электродвигателей и асинхронных электродвигателей с фазным ротором);

Провести испытания повышенным напряжением обмотки статора, ротора (для синхронных электродвигателей и электродвигателей с фазным ротором);

Проверить шпильки изоляторов;

Измерить зазоры в подшипниковых узлах;

Измерить сопротивление изоляции подпятников;

Проверить уровень масла в крестовинах, масляных ваннах, камерах подшипников;

Проверить отсутствие течи масла через неплотность в соединении узла подшипника, подводящих и сливных патрубков, трещин в корпусе масляных ванн;

Измерить температуру охлаждающей воды;

Проверить работу электродвигателя на холостом ходу не менее 1 часа, измерить ток холостого тока;

Измерить амплитуду виброперемещения или среднеквадратическое значение вибрационной скорости на верхней крестовине, подшипниковых опорах, корпусе электродвигателя в трёх направлениях;

Проверить работу электродвигателя под нагрузкой при мощности, потребляемой от сети, не менее 50 % номинальной мощности не менее 48 часов;

Измерить температуру масла, подшипников, вкладышей, сегментов;

Измерить температуру обмотки статора;

Измерить температуру сердечника статора;

Проверить эффективность работы системы охлаждения.

9.7 Значение испытательного напряжения частоты 50 Гц принимается согласно таблице . Продолжительность приложения испытательного напряжения 1 мин.

Таблица 5

Вид ремонта

Мощность электродвигателя, кВт

Номинальное напряжение электродвигателя, кВ

Испытательное напряжение, кВ

Обмотка статора

Восстановительный *

До 1000 и более

До 3,3 включительно

0,8 (2 U ном + 1)

От 1000 и более

Свыше 3,3 до 6,6 включительно

0,8 · 2,5 U ном **

От 1000 и более

Свыше 6,6

0,8 (2 U ном + 3)

Капитальный

100 и более

0,4 и ниже

1,0

0,5

1,5

2,0

4,0

3,0

5,0

6,0

10,0

10,0

16,0

Обмотка ротора синхронных электродвигателей, предназначенных для непосредственного пуска с обмоткой возбуждения, замкнутой на резистор или источник питания

Восстановительный

8-кратное U ном системы возбуждения, но не менее 1,2 и не более 2,8

Капитальный

1,0

Обмотка ротора электродвигателя с фазным ротором

Восстановительный, капитальный

1,5U рот. *** , но не менее 1,0

Примечания :

* Восстановительный ремонт, выполняемый на специализированном предприятии.

U ном ** - номинальное напряжение обмотки.

U рот *** - напряжение на кольцах при разомкнутом неподвижном роторе и полном напряжении на статоре.

9.8 Наименьшие допустимые значения сопротивления изоляции обмоток приведены в таблице .

Таблица 6

Сопротивление изоляции R 60 (МОм) при номинальном напряжении обмотки, кВ

3,00 - 3,15

6,0 - 6,3

10,0 - 10,5

100

9.9 Для измерения сопротивления изоляции допускается использование метода одноминутного измерения.

9.10 Измерение сопротивления изоляции обмоток статора производится мегомметром на напряжение 2500 В - при номинальном напряжении обмотки выше 1000 В, мегомметром на напряжение 1000 В - при номинальном напряжении обмотки от 500 до 1000 В, мегомметром на напряжение 500 В - при номинальном напряжении обмотки до 500 В, класса точности не хуже 2,5.

9.11 Измерение сопротивления изоляции обмотки ротора асинхронных электродвигателей и электродвигателей с фазным ротором производится мегомметром на напряжение 1000 В (допускается 500 В).

При ремонте электродвигателей с заменой обмотки ротора сопротивление изоляции должно быть не менее 0,2 МОм.

При ремонте электродвигателя без замены обмотки ротора сопротивление изоляции не нормируется.

9.12 Измерение сопротивления подшипниковых узлов проводится мегомметром на напряжение 1000 В.

9.13 Применяемые при испытаниях измерительные приборы должны соответствовать ГОСТ 11828 .

9.14 Измерение сопротивления обмотки статора и ротора проводится при температуре от 10 до 30 °С.

9.15 Приведенные к одинаковой температуре измеренные значения сопротивлений различных фаз обмоток не должны отличаться друг от друга и от исходных значений более чем на 2 %.

9.16 Допустимые значения зазоров в подшипниках скольжения электродвигателя приведены в таблице 7

0,100 - 0,195

0,150 - 0,285

0,260 - 0,530

Св. 180 до 260 включ.

0,120 - 0,225

0,180 - 0,300

0,30 - 0,60

Св. 260 до 360 включ.

0,140 - 0,250

0,210 - 0,380

0,34 - 0,68

Св. 360 до 600 включ.

0,170 - 0,305

0,250 - 0,440

0,36 - 0,76

9.17 В случае невозможности проведения каких-либо испытаний при сдаче в ремонт и приемке из ремонта объём и методы испытаний, а также условия их проведения устанавливаются заказчиком вместе с исполнителем ремонта в зависимости от типа, назначения электродвигателя, возможностей проведения испытаний.

10 Требования к обеспечению безопасности

10.1 Специальные приспособления для поднимания и транспортирования (рым-болты, ушки, отверстия) на отремонтированных составных частях и деталях электродвигателя должны полностью соответствовать требованиям конструкторской документации.

10.2 При выполнении ремонта электродвигателей (составных частей) должны соблюдаться требования безопасности, в том числе пожарной, установленные в ГОСТ 12.2.007.0 .

10.4 Критерии вибрационной безопасности - по ГОСТ 12.1.012 .

11 Оценка соответствия

11.1 Оценка соответствия производится в соответствии с СТО 17230282.27.010.002-2008.

11.2 Оценка соответствия соблюдения технических требований, объема и методов дефектации, способов ремонта, методов контроля и испытаний к составным частям и электродвигателям в целом нормам и требованиям настоящего стандарта осуществляется в форме контроля в процессе ремонта и при приемке в эксплуатацию.

11.3 В процессе ремонта производится контроль за выполнением требований настоящего стандарта к составным частям и электродвигателям в целом при производстве ремонтных работ, выполнении технологических операций ремонта и поузловых испытаниях.

При приемке в эксплуатацию отремонтированных электродвигателей производится контроль результатов приемо-сдаточных испытаний, работы в период подконтрольной эксплуатации, показателей качества, установленных оценок качества отремонтированных электродвигателям и выполненных ремонтных работ.

11.4 Результаты оценки соответствия характеризуются оценками качества отремонтированного электродвигателям и выполненных ремонтных работ.

11.5 Контроль за соблюдением норм и требований настоящего стандарта осуществляют органы (департаменты, подразделения, службы), определяемые генерирующей компанией.

11.6 Контроль за соблюдением норм и требований настоящего стандарта осуществляется по правилам и в порядке, установленном генерирующей компанией.

Библиография

Ю.B. Трофимов

Исполнители

Главный специалист

Ю.П. Косинов

Имеющегося электрооборудования.

Объем работ по ТО и ТР проводится по типовым объемам работ, приведенным в системе ППРЭсх для двух–трех основных типов электрооборудования, имеющегося в хозяйстве. Для примера возьмем электродвигатели, пускозащитную аппаратуру и силовых и осветительных проводок, распределительных устройств и щитков освещения.

Состав работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту асинхронных электродвигателей с короткозамкнутым и фазным ротором.

Работы по техническому обслуживанию и текущему ремонту электродвигателей проводят для всех электрических машин, находящихся в эксплуатации. электрических машин проводят на месте их установки, без демонтажа и разборки. Текущие ремонты электрических машин можно проводить на месте их установки либо на пункте технического обслуживания, в мастерской и т.д.

. Очистить корпус от пыли и грязи, проверить исправность заземления, подтянуть болты крепления двигателя к фундаменту или рабочей машине. Проверить степень нагрева и уровень вибрации корпуса, проверить соосность двигателя с рабочей машиной, надежность крепления шкива или звездочки на валу двигателя, проверить надежность контактных соединений, убедиться в отсутствии ненормальных шумов при работе двигателя, проверить состояние контактных колец щеточного механизма у двигателей с фазным ротором, измерить сопротивление изоляции обмотки. При выявлении мелких дефектов необходимо их устранить.

текущий . Очистить корпус электродвигателя от пыли и грязи, отъединить двигатель от питающих проводов и заземления. У двигателей с фазным ротором отъединить провода от пускового реостата. Снять двигатель с места установки и разобрать его. Прочистить обмотки, измерить сопротивление изоляции, при необходимости просушить обмотки. Проверить состояние контактных колец, при необходимости прочистить и отшлифовать их. Отрегулировать щеточный механизм, при необходимости заменить щетки. Промыть подшипники, проверить их техническое состояние и при необходимости заменить. Отремонтировать или заменить поврежденные выводные провода обмотки и клемную панель коробки выводов. Собрать электродвигатель, смазать подшипники, испытать двигатель на холостом ходу. При необходимости окрасить двигатель. Установить двигатель на рабочее место, отрегулировать его центровку с рабочей машиной и испытать его под нагрузкой.

Состав работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту пускозащитной аппаратуры.

Техническое обслуживание пускозащитных аппаратов проводят на месте их установки. Текущий ремонт аппаратов в зависимости от характера и степени повреждения можно проводить на месте их использования, в передвижной или стационарной мастерской.

техническое обслуживание . Снять напряжение с обслуживаемого аппарата, очистить его от пыли, проверить надежность крепления, свободный ход подвижных частей, проверить степень затяжки винтовых присоединений и подтянуть ослабленные. Осмотреть аппарат и убедиться в отсутствии повреждений в нем, снять дугогасительные камеры, осмотреть , проверить плотность их прилегания, состояние пружин, одновременность включения, при необходимости отрегулировать одновременность включения контактов и очистить их от нагара, убедиться в отсутствии признаков перегрева контактов винтовых соединений и предохранителей. В щитах управления проверить исправность сигнальных ламп и их арматуры, запирающих приспособлений и уплотнения дверей. После выполнения этих работ подать напряжение и проверить действие аппаратуры.

текущий ремонт . Демонтировать аппарат, проверить и подтянуть все крепления, частично разобрать аппарат и очистить от пыли и загрязнений, зачистить от оплавлений и нагара, заменить неисправные детали, зачистить и покрасить оболочку, собрать аппарат, отрегулировать его узлы. Тепловые реле после ремонта настроить. Проверить аппарат в собранном виде на работоспособность, установить на свое место и опробовать в работе.

Состав работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту силовых и осветительных проводок, распределительных устройств и щитков освещения.

Силовые электропроводки :

техническое обслуживание . Очистить проводку от пыли и грязи. Проверить состояние крепления электропроводки, устранить при необходимости провесы, проверить прочность крепления мест механической защиты проводки, проверить соответствие площади поперечного сечения проводки фактической токовой нагрузке, состояние маркировки. Проверить состояние заземления металлических защитных конструкций.

текущий ремонт . Выполнить операции технического обслуживания. Заменить отдельные дефектные участки проводки, муфты, воронки т.п. Проверить сопротивление изоляции мегомметром, окрасить кронштейны и другие крепежные металлоконструкции.

Осветительные электропроводки :

техническое обслуживание . Очистить проводку от пыли и грязи. Проверить состояние крепления проводки, закрепить при необходимости отдельные участки. Проверить состояние выключателей и розеток, осветительных коробок, замеченные дефекты устранить. Проверить состояние соединения проводов в ответвительных коробках. Места проводки с поврежденной изоляцией усилить наложением нескольких слоев изоленты. Проверить состояние заземления металлических защитных конструкций.

текущий ремонт . Выполнить операции технического обслуживания. Заменить отдельные дефектные участки электропроводки, неисправные выключатели и розетки. Проверить сопротивление изоляции проводки мегомметром.

Силовые сборки :

техническое обслуживание . Очистить силовую сборку от пыли и грязи. Проверить и при необходимости подтянуть в местах соединения шин между собой, а также в местах присоединения кабелей и проводов. Проверить состояние контактов рубильников, предохранителей, контакторов и т.д. Проверить соответствие токов плавких вставок расчетным токам. Проверить состояние заземления корпуса сборки.

текущий ремонт . Выполнить операции технического обслуживания. Заменить отдельные дефектные шины, рубильники, контакторы и т.п. Проверить состояние изоляции токоведущих частей. Заменить дефектные изоляторы или панели. Отремонтировать запирающие устройства и корпус сборки. Выполнить окрасочные работы, восстановить предупредительные надписи на сборках.

Осветительные щитки :

техническое обслуживание . Очистить щиток от пыли и грязи. Проверить состояние контактов между шинами щитка, кабелями и проводами. Проверить состояние коммутационных аппаратов предохранителей, соответствие токов их плавким вставок расчетным значениям, состояние заземления щитка.

— текущий ремонт . Выполнить операции технического обслуживания. Проверить состояние изоляционных деталей щитка, дефектные детали заменить. Заменить обгоревшие шины, коммутационные аппараты и предохранители. Окрасить кожух щитка, восстановить предупредительные надписи.

5.4. Расход материалов на ТО и ТР и запасных частей электрооборудования на год эксплуатации.

Расход материалов и запасных частей на ТО и ТР для всего хозяйства в целом, но только для основного оборудования – для двигателей, магнитных пускателей, тепловых реле, светотехнического и облучательного оборудования рассчитаем по нормам ППРЭсх на год эксплуатации.

Материалов и запасных частей на ТО и ТР электрооборудования позволяют определить запас материалов и число запасных частей на год эксплуатации.

Расход материалов на ТО электродвигателей на год эксплуатации.

Таблица 5.4.2

Расходуемый

Материал

Характеристика материала

, кг. на ед.

По хозяйсту в целом,

Марка, номер стандарта

Сортамент

ГОСТ 1012–72

Керосин осветительный

КО–30, ГОСТ 4753–68
ЦИАТИМ, ГОСТ 8773–73

Крепежные изделия

1 ПОА, ГОСТ 2162–78

Ветошь обтирочная

629, ГОСТ 5354–79
1Э, ГОСТ 5009–82

1Э, ГОСТ 6456–82

760´30ЛОГ15А80–Н

620´50П215А40…3–Н

В справочнике приведены нормы расхода на один текущий ремонт асинхронного электродвигателя средней мощностью 5 кВт. Потребность в материалах на текущие ремонты электродвигателей на год эксплуатации устанавливают в зависимости от периодичности текущих ремонтов электродвигателей в хозяйстве. Затем, если средняя мощность электродвигателей составляет 5 кВт, приведенные нормы следует умножить на число текущих ремонтов. Если же средняя мощность отличается от 5 кВт, при определении потребности в материалах на текущие ремонты следует использовать поправочные коэффициенты:

при средней мощности до 2 кВт коэффициент 0,5, до 3 кВт – 0,6, до 4 кВт – 0,8, от 4,8 до 5,2 –1 , до 6 – 1,1. В рассчитываемом хозяйстве средняя мощность электродвигателей равна 5,83 кВт. Отсюда примем поправочный коэффициент равный 1,1

Расход материалов на ТР электродвигателей за год.

Таблица 5.4.1

Расходуемый материал

Характеристика материала

Нормы расхода, кг. на ед. на 1 ТР

Всего по хозяйству

Марка, номер стандарта

Сортамент

ГОСТ 1012–72

Керосин осветительный

КО–30, ГОСТ 4753–68
ЦИАТИМ, ГОСТ 8773–73

Крепежные изделия

Проволока стальная сварочная

Св–0,8ГС, ГОСТ 2246–70

Листки и прутки латунные

Л–63, ГОСТ 15527–70

Лист 0,8´600´1500 мм.

Ленты и листы медные

М–2, ГОСТ 859–78

Лист 0,8´710´1410 мм.

Припой оловянно–свинцовый

ПОС–40, ГОСТ 21931–76

Лента изоляционная прорезиненная

1 ПОА, ГОСТ 2162–78

Трубка изоляционная полихлорвиниловая или линоксиновая

НК–230, ГОСТ 1535–71,

ТЛВ, ГОСТ 9614–75

Гетинакс листовой

1, ГОСТ 2718–74

Провод установочный

АПВ, ГОСТ 6323–79

2,5…120 мм 2 .

Канифоль

А, ГОСТ 19113–84

НЦ–132, ГОСТ 6631–74

Шпатлевка

КФ–003, ГОСТ 10277–76

Грунтовка

Ветошь обтирочная629, ГОСТ 5354–79

Шкурка шлифовальная тканевая или бумажная

1Э, ГОСТ 5009–82

1Э, ГОСТ 6456–82

760´30ЛОГ15А80–Н

620´50П215А40…3–Н

на ТО и ТР электродвигателей .

Таблица 5.4.3

Расхода материалов на ТО магнитных пускателей и автоматических выключателей на год эксплуатации.

Таблица 5.4.4

Расходуемый материал

Характеристика материала

Нормы расхода, кг. на ед.

Расход по хозяйству

Марка, номер стандарта

Сортамент

ГОСТ 1012–72

Масло приборное

МВП, ГОСТ 1805–76

Провод установочный

АПВ, ГОСТ 6323–79

2,5…6 мм 2 .

Крепежные изделия

Клеи фенолформальдегидные

БФ–6, БФ–2, ГОСТ 12172–74

Ветошь обтирочная

629, ГОСТ 5354–79

Шкурка шлифовальная

Бумажная

1Э, ГОСТ 6456–82

620´50П215А10–Н

620´100П215А4–Н

Техническое обслуживание электродвигателей

При техническом обслуживании специалисты следят за нагрузкой и вибрацией электродвигателей, темпера­турой и наличием смазки в подшипниках, отсутствием ненормальных шумов и искре­ния под щетками. Специалисты также производят наружный осмотр и очищают электродвигатель от пыли и загрязнений. Периодические осмотры электродвигателей производят по графику, установленному главным инженером предприятия. Чем тяжелее условия работы и чем более изношены электро­двигатели, тем чаще планируют осмотры.

К тяжелым условиям работы относятся:

Большая продолжительность или высокая частота пусков, высокая температура или запыленность окружающей среды.

Целью осмотров является определение технического состояния электродвигателя и выявление объема работ, которые должны быть выполнены при очередном ремонте. Кроме того, при осмотре производят техническое обслуживание подшипников, колец, щеток и выполняют мелкий ремонт без раз­борки машины. Состав работ при осмотрах и техническом обслуживании асинхронных электродвигателей приведен в таблице.

Состав работ и последовательность их выполнения при техническом обслуживании

ОПЕРАЦИИ

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ

1. Внешний осмотр

Тщательно осмотреть электродвигатель

2. Оценка технического состояния

Измерить сопротивление изоляции обмотки статора относительно корпуса. У электродвигателей с фазным ротором измерить сопро­тивление изоляции обмотки ротора относительно вала. Измерить значения потребляемых электродвигателем из сети токов и убедиться в отсутствии периодических колебаний стрелки прибора, измеряюще­го силу тока. Проверить степень нагрева корпуса и подшипниковых щитов в зоне подшипников.

3. Очистка поверхности

Очистить поверхность электродвигателя стальной или щетинной щеткой. У электродвигателей закрытого исполнения отвернуть болты или винты крепления кожуха вентилятора . Снять кожух, очистить под­шипниковый щит, кожух вентилятора и вентилятор от пыли щетинной щеткой. Удалить следы масла на поверхности электродвигателя обти­рочным материалом, смоченным в керосине, и протереть очищенную поверхность насухо. Убедиться в отсутствии трещин в станине и в подшипниковых щитах.

4. Проверка крепления

Проверить затяжку болтов или гаек крепления электродвигателя к фундаменту или рабочей машине. Проверить затяжку болтов или гаек крепления подшипниковых щитов. У электродвигателей закрытого испол­нения проверить затяжку болтового соединения крепления вентилятора. У электродвигателей серии 4А с высотой оси вращения 56;63; 160-355 мм пошатыванием рукой проверить плотность посадки вентилятора на валу электродвигателя. Ослабленные болты, винты и гайки подтянуть. Болты и гайки с сорванной резьбой заменить. У электродвигателей закрытого исполнения установить кожух вентилятора и закрепить его болтами или винтами, заменить изношенные или деформированные резиновые втул­ки. При наличии стопорного винта проверить его затяжку. Ослабленный стопорный винт подтянуть. Шкив, полумуфта или звездочка должны быть плотно насажены на валу и не иметь осевых перемещений.

5. Проверка посадки шкива, полумуфты или звездочки на валу

Проверить состояние контакта заземления корпуса электродвига­теля. Контакт со следами коррозии разобрать, зачистить контактные поверхности до металлического блеска, смазать техническим вазе­лином, собрать и затянуть. Проверить затяжку контакта заземления. Ослабленный контакт подтянуть.

6. Проверка исправности заземления

Проверить техническое состояние шкива, звездочки, состояние резиновых втулок, пальцев муфты.

7. Проверка изоляции выходных концов

Отвернуть болты или гайки крепления крышки коробки выводов элект­родвигателя и снять крышку. Убедиться в целости изоляционного покрытия выводных концов обмоток электродвигателя и проводов, подводящих пита­ние. При наличии отслоений, подгораний, обугливании или механических повреждении изоляции изолировать поврежденные участки.

8. Проверка контактных соединений в коробке выводов

У электродвигателей, имеющих доску зажимов, проверить состояние доски и электрических контактов. Доску зажимов, имеющую сколы, трещи­ны или обугленную поверхность, заменить. Окислившиеся, подгоревшие или потемневшие контакты разобрать, зачистить контактные поверхности до металлического блеска, смазать техническим вазелином , собрать и затянуть. Проверить затяжку контактных винтов или гаек. Ослабленные контакты подтянуть. У электродвигателей без доски зажимов осмотром проверить состояние изоляции мест соединения проводов.

9. Проверка состояния щеточного механизма электродвигателей с фазным ротором

Раскрыть замки и снять защитный кожух щеточного механизма. Очистить щеточный механизм и контактные кольца сухим обтирочным материалом. Проверить состояние контактных колец, щеток, траверсы, изолирующих звеньев траверсы. У электродвигателей АК всех габаритов и АОК2 4-го и 5-го габаритов вынуть щетки из обойм щеткодержателя. Проверить состояние контактных колец. Поверхность контактных колец должна быть покрыта политурой (коричневого цвета с синеватым оттенком). Если контактная поверхность колец загрязнена или потемнела, протереть ее обтирочным материалом, смоченным в ацетоне . Если на поверхности контактных колец появился нагар, прошлифовать ее мелкой шкуркой, натянутой на деревянную колодку, имеющую вогнутую цилиндрическую поверхность по форме контактных колец. Проверить состояние щеток и измерить их высоту.

Сколы и трещины на рабочей поверхности не допускаются. Высота ще­ток должна быть не менее 25 мм у двигателей 4-го и 5-го габаритов. Износившиеся или выкрошившиеся щетки заменить новыми, выполнив следующие операции:

а) отсоединить токопроводящий провод щетки от клеммы;

б) вставить новую щетку в обойму щеткодержателя и проверить легкость перемещения щетки (для электродвигателей АК всех габаритов и А0К2 4-го и 5-го габаритов);

в) отвернуть винт крепления щетки, установить новую щетку в гнездо щеткодержателя и закрепить винтом (для электродвигателей А0К2 6-го и 7-го габаритов);

г) присоединить токопроводящий провод щетки к клемме. Притереть щетки. Для притирки щеток на поверхность контактного кольца по всей окружности наложить мелкозернистую стеклянную бумагу рабочей по­верхности к щетке и прижать щетку курком или пружиной. У электро­двигателей А0К2 6-го и 7-го габаритов установить щеткодержатель со щеткой в рабочее положение и закрепить его пружиной. Поворачивая вал электродвигателя вперед и назад на пол-оборота, притереть щетку. Удалить шлифовальную шкурку. После притирки щетки и шлифования контактных колец удалить образовавшуюся пыль. Вставить остальные пригодные к дальнейшей эксплуатации щетки в обоймы щеткодержате­лей, опустить курки или пружины (электродвигатели АК всех габаритов и А0К2 4-го и 5-го габаритов), установить щеткодержатели в рабочее положение и вставить крючки пружин в отверстия щеткодержателей (электродвигатели А0К2 6-го, 7-го габаритов).

Проверить контакты соединения щеточного механизма с выводными проводами. Окислившиеся, потемневшие или подгоревшие контакты разобрать, зачистить контактные поверхности до металлического блес­ка, собрать контакты и затянуть. Надеть защитный кожух щеточного механизма.

10. Проверка работы электродвигателя

Проворачивая вручную ротор электродвигателя, убедиться в отсутствии заедания в подшипниках, задевания ротора за статор и вентилятора за кожух. Ротор должен проворачиваться легко (без задеваний и заеда­ний) в подшипниках. Включить электродвигатель в сеть без загрузки рабочей машины. Убедиться в отсутствии посторонних шумов, стуков и повышенной вибрации. Включить нагрузку и убедиться в нормальной работе электродвигателя под нагрузкой.

Перед включением электродвигателя в работу следует убедиться в отсутствии пос­торонних предметов на механизме, электро­двигателе, в исправности контактных колец, рукоятка пускового реостата должна быть ус­тановлена в положение «Пуск», у небольших двигателей проворачивают ротор вручную. После пуска электродвигателя следят за от­сутствием шума и гудения, нагрева корпуса и подшипников, вибрации, биения ременной передачи или соединительной муфты с ме­ханизмом. Аварийную остановку электродви­гателя производят при несчастном случае , при появлении дыма или пламени из дви­гателя или пускорегулирующей аппаратуры, при поломке приводимого механизма, при сильной вибрации, при чрезмерном нагреве двигателя с заметным снижением частоты вращения.


При избытке масла оно разбрызгива­ется, вспенивается и засасывается внутрь машины. Попадая на обмотки, масло сни­жает характеристики изоляции, что может привести к ее пробою. Недостаток масла приводит к слабой смазке подшипника и его перегреву.

Масло в необходимом количестве до­ливают не реже чем через 10 суток работы подшипника. Не позже чем через 300 ч рабо­ты масло в резервуаре полностью заменяют. Для этого отработавшее масло сливают, резервуар промывают керосином, продувают сжатым воздухом и повторно промывают, но не керосином, а маслом, предназначенным для заливки. Затем заполняют резервуар маслом до нормы. Уровень масла вследствие его значительной вязкости устанавливается не сразу. Поэтому доливку масла до нормы производят небольшими порциями.

Подшипники качения смазывают, как пра­вило, консистентными (нежидкими) составами. Объем камеры подшипника качения должен быть заполнен на 1/2 при более высо­ких частотах вращения. Если употреб­лять смазку в количествах, превышаю­щих указанные, подшипники перегре­ваются, а смазка вытекает из корпуса. При обнаружении в процессе эксплуа­тации меньших количеств смазки пос­леднюю добавляют до нормы. Смазку следует применять того же сорта, что и содержащуюся в подшипнике. В за­висимости от условий эксплуатации консистентную смазку заменяют через 3-6 мес. работы с предварительной промывкой смесью бензина Б-70 с чистым трансформаторным маслом (6- 8%). Промывку ведут при прово­рачивании вала электродвигателя до тех пор, пока из корпуса подшипника не станет вытекать незагрязненный промывочный состав. Замену смаз­ки в электродвигателях новых серий (4А) можно проводить на ходу без промывки. В подшипниковом узле для этого предусмотрено отверстие для пресс-масленки (в верхней части) и выходное отверстие для отработавшей смазки (в нижней части). Новая смазка подается за подшипник, проходит че­рез него и вытесняет старую смазку. Контактирующие поверхности колец и щеток должны быть чистыми и иметь правильную цилиндрическую форму, и щетки должны прилегать к кольцам не менее чем двумя третями контактной по­верхности.

Вредное влияние на щеточный контакт оказывает проводящая ток угольная или ме­таллическая пыль, образующаяся при трении щеток о кольца или коллектор . Загрязнения коллектора являются причиной искрения под щетками. При неблагоприятных условиях ра­боты щеточного контакта искрение бывает настолько сильным, что вызывает нагар.

При техническом обслужива­нии удаляют загрязнения контактных колец угольной и металлической пылью, тщательно протирая поверхность скольжения чистой сухой тканью. Нагар и неровности полируют стеклянной абразивной бумагой. № 000/180. Бумагу укрепляют на изоляционной (дере­вянной) колодке, имеющей рабочую выемку по форме поверхности кольца. Колодку для удобства пользования снабжают одной или двумя рукоятками.

Текущий ремонт выполняется для обеспечения и восстановления работоспособности электродвигателя. Он заключается в замене или восстановлении отдельных частей. Проводится на месте установки машины или в мастерской.

Периодичность выполнения текущего ремонта электродвигателей определяется системой ППР. Она зависит от места установки двигателя, типа станка или машины, в составе которой он используется, а также от продолжительности работы в сутки. Электродвигатели подвергаются текущему ремонту в основном 1 раз в 24 месяца.
При проведении текущего ремонта выполняются следующие операции: очистка, демонтаж, разборка и дефектация электродвигателя, замена подшипников, ремонт выводов, клеммной коробки, поврежденных участков лобовых частей обмотки, сборка электродвигателя, покраска, испытание на холостом ходу и под нагрузкой. У машин постоянного тока и электродвигателей с фазным ротором дополнительно выполняется ремонт щеточно-коллекторного механизма.

Таблица 1 Возможные неисправности электродвигателей и причины их вызывающие

Неисправность Причины
Электродвигатель не запускается Обрыв в питающей сети или в обмотках статора
Электродвигатель при пуске не проворачивается, гудит, нагревается Отсутствует напряжение в одной из фаз, оборвана фаза, электродвигатель перегружен, оборваны стержни ротора
Пониженная частота вращения и гул Износ подшипников, перекос подшипниковых щитов, изгиб вала
Электродвигатель останавливается при увеличении нагрузки Пониженное напряжение сети, неправильное соединение обмоток, обрыв одной из фаз статора, межвитковое замыкание, перегрузка двигателя, обрыв обмотки ротора (у двигателя с фазным ротором)
При пуске электродвигатель сильно шумит Погнут кожух вентилятора или в него попали посторонние предметы
Электродвигатель при работе перегревается, соединение обмоток правильное, шум равномерный Повышенное или пониженное напряжение сети, электродвигатель перегружен, повышена температура окружающей среды, неисправен или засорен вентилятор, засорена поверхность двигателя
Работающий двигатель остановился Перерыв в подаче электроэнергии, длительное понижение напряжения, заклинивание механизма
Пониженное сопротивление обмотки статора (ротора) Загрязнена или отсырела обмотка
Чрезмерный нагрев подшипников электродвигателя Нарушена центровка, неисправны подшипники
Повышенный перегрев обмотки статора Оборвана фаза, повышено или понижено-питающее напряжение, машина перегружена, межвитковое замыкание, замыкание между фазами обмотки
При включении электродвигателя срабатывает защита Неправильно соединены обмотки статора, замыкание обмоток на корпус или между собой

Текущий ремонт проводится в определенной технологической последовательности. До начала ремонта необходимо просмотреть документацию, определить наработку подшипников электродвигателя, установить наличие неустраненных дефектов. Для проведения работ назначается бригадир, готовятся необходимые инструменты, материалы, приспособления, в частности, подъемные механизмы.

Перед началом демонтажа электродвигатель отключается от сети, принимаются меры по исключению случайной подачи напряжения. Подлежащая ремонту машина очищается от пыли и грязи щетками, обдувается сжатым воздухом от компрессора. Отворачивают винты крепления крышки коробки выводов, снимают крышку и отсоединяют кабель (провода), подводящий питание к двигателю. Кабель отводят, соблюдая необходимый радиус изгиба, чтобы не повредить его. Болты и другие мелкие детали складывают в ящик, который входит в набор инструментов и приспособлений.

При демонтаже электродвигателя необходимо нанести керном метки, чтобы зафиксировать положение полумуфт относительно друг друга, а также отметить, в какое отверстие полумуфты входит палец. Прокладки под лапами следует связать и разметить, чтобы после ремонта каждую группу прокладок установить на свое место, это облегчит центровку электрической машины. Следует разметить также крышки, фланцы и другие детали. Несоблюдение этого правила может привести к необходимости повторной разборки.

Снимают электродвигатель с фундамента или рабочего места за рым-болты. Использовать для этой цели вал или подшипниковый щит запрещается. Для съема используются подъемные устройства.

Разборка электродвигателя выполняется с соблюдением определенных правил. Начинается она с удаления полумуфты с вала. При этом используются ручные и гидравлические съемники. Затем снимается кожух вентилятора и сам вентилятор, отвертываются болты крепления подшипниковых щитов, снимается задний подшипниковый щит легкими ударами молотка по надставке из дерева, меди, алюминия, вынимается ротор из статора, снимается передний подшипниковый щит, демонтируются подшипники.

После разборки выполняется очистка деталей сжатым воздухом с использованием волосяной щетки для обмоток и металлической для кожуха, подшипниковых щитов, станины. Засохшая грязь удаляется деревянной лопаточкой. Применять отвертку, нож и другие острые предметы запрещается. Дефектация электродвигателя предусматривает оценку его технического состояния и определение неисправных узлов и деталей.

При дефектации механической части проверяется: состояние крепежных деталей, отсутствие трещин корпуса и крышек, износ посадочных мест под подшипники и состояние самих подшипников. В машинах постоянного тока серьезным узлом, подлежащим всестороннему рассмотрению, является щеточно-коллекторный механизм.

Здесь наблюдаются повреждения щеткодержателя, трещины и сколы на щетках, износ щеток, царапины, и выбоины на поверхности коллектора, выступление миканитовых прокладок между пластинами. Большинство неисправностей щеточно-коллекторного механизма устраняется при текущем ремонте. В случае наличия серьезных повреждений этого механизма машина отправляется в капитальный ремонт.

Неисправности электрической части скрыты от глаза человека, обнаружить их труднее, нужна специальная аппаратура. Число повреждений обмотки статора при этом ограничено следующими дефектами: обрыв электрической цепи, замыкание отдельных цепей между собой или на корпус, витковые замыкания.

Обрыв обмотки и замыкание ее на корпус может быть обнаружено с использованием мегаомметра. Витковые замыкания определяются с помощью аппарата ЕЛ-15. Обрыв стержней короткозамкнутого ротора находят на специальной установке. Неисправности, устраняемые при проведении текущего ремонта (повреждение лобовых частей, обрыв или обгорание выводных концов), могут быть определены мегаомметром или визуально, в отдельных случаях требуется аппарат ЕЛ-15. При проведении дефектации измеряется сопротивление изоляции для установления необходимости сушки.

Непосредственно текущий ремонт электродвигателя заключается в следующем. При срыве резьбы нарезается новая (к дальнейшей эксплуатации допускается резьба, имеющая не более двух срезанных ниток), болты заменяются, крышка заваривается. Поврежденные выводы обмоток покрываются несколькими слоями изоляционной ленты или заменяются, если изоляция их по всей длине имеет трещины, отслоения или механические повреждения.

При нарушении лобовых частей обмотки статора на дефектный участок наносится лак воздушной сушки. Подшипники заменяются на новые, если есть трещины, сколы, вмятины, цвета побежалости и другие неисправности. Посадку подшипника на вал обычно осуществляют путем предварительного его нагрева до 80...90°С в масляной ванне.

Установка подшипников осуществляется вручную с помощью специальных патронов и молотка или механизированным способом с использованием пневмогидравлического пресса.. Необходимо отметить, что в связи с внедрением единых серий электрических машин объем ремонта механической части резко сократился, т. к. уменьшилось число разновидностей подшипниковых щитов и крышек, появилась возможность заменять их новыми.

Порядок сборки электродвигателя зависит от его габарита и конструктивных особенностей. Для электродвигателей 1 - 4 габаритов после напрессовки подшипника устанавливается передний подшипниковый щит, вводится ротор в статор, надевается задний подшипниковый щит, надевается и крепится вентилятор и крышка, после этого устанавливается полумуфта. Далее согласно объему текущего ремонта проводятся прокрутка на холостом ходу, сочленение с рабочей машиной и испытание под нагрузкой.

Проверку работы электродвигателя на холостом ходу или с ненагруженным механизмом осуществляют следующим образом. После проверки действия защиты и сигнализации выполняют пробный пуск его с прослушиванием стука, шума, вибраций и последующим отключением. Затем электродвигатель запускают, проверяют разгон до номинальной частоты вращения и нагрев подшипников, измеряют ток холостого хода всех фаз.

Измеренные в отдельных фазах значения тока холостого хода не должны отличаться друг от друга более чем на ±5%. Разница между ними более 5 % указывает на неисправность обмотки статора или ротора, на изменение воздушного зазора между статором и ротором, на неисправность подшипников. Продолжительность проверки, как правило, не менее 1 часа. Работу электродвигателя под нагрузкой осуществляют при включении технологического оборудования.

Послеремонтные испытания электродвигателей согласно действующим Нормам должны включать две проверки - измерение сопротивления изоляции и работоспособность защиты. Для электродвигателей до 3 кВт измеряется сопротивление изоляции обмотки статора, а для двигателей более 3 кВт дополнительно . При этом у электродвигателей напряжением до 660 В в холодном состоянии сопротивление изоляции должно быть не менее 1 МОм, а при температуре 60 °С - 0,5 МОм. Измерения производят мегаомметром на 1000 В.

Проверка срабатывания защиты машин до 1000 В при системе питания с заземленной нейтралью осуществляется непосредственным измерением тока однофазного короткого замыкания на корпус с помощью специальных приборов или измерением полного сопротивления петли "фаза - нуль" с последующим определением тока однофазного короткого замыкания. Полученный ток сравнивается с номинальным током защитного аппарата с учетом коэффициентов ПУЭ. Он должен быть больше тока плавкой вставки ближайшего предохранителя или расцепителя автоматического выключателя.

В процессе выполнения текущего ремонта для повышения надежности электродвигателей старых модификаций рекомендуется проводить мероприятия по модернизации. Простейшая из них - трехкратная пропитка обмотки статора лаком с добавкой ингибитора. Ингибитор, диффундируя в лаковую пленку и заполняя ее, препятствует проникновению влаги. Можно также проводить капсулирование лобовых частей с помощью эпоксидных смол, но при этом электродвигатель может стать неремонтопригодным.

В соответствии с Правилами технической эксплуатации в системе планово-предупредительных ремонтов электрооборудования (ППРЭО) предусматривают два вида ремонтов: текущий и капитальный.

Текущий ремонт

Проводится с периодичностью (установленной главным энергетиком) для всех электродвигателей, находящихся в эксплуатации. В типовой объем работ при текущем ремонте входят следующие виды работ: наружный осмотр электродвигателя, промывка и замена смазки в подшипниках и при необходимости замена подшипников качения, проверка и ремонт вентиляторов и чистка вентиляционных устройств и каналов, чистка и продувка сжатым воздухом обмоток, контактных колец, коллекторов, щеточного аппарата, проверка состояния крепления лобовых обмоток, восстановление лакового покрова этих обмоток, шлифование контактных колец и коллекторов, регулировка щеточного аппарата, протирка и замена щеток, продороживание коллекторов, проверка и затяжка всех резьбовых крепежных соединений, проверка защитного заземления, проведение профилактических испытаний.

Капитальный ремонт

Проводят в условиях электроремонтного цеха (ЭРЦ) или специализированного ремонтного предприятия (СРП). В объем капитального ремонта входят работы, предусмотренные текущим ремонтом. Он включает в себя также следующие виды работ: полную разборку электродвигателя, проверку всех узлов и деталей и их дефектация, ремонт станин и подшипниковых щитов, магнитопроводов ротора и статора, валов, вентиляторов, роторов, коллекторов, устранение местных дефектов изоляции обмоток и соединений, проведение послеремонтных испытаний.

Периодичность капитальных ремонтов электродвигателей Правилами технической эксплуатации не устанавливается. Она определяется лицом, ответственным за электрохозяйство предприятия на основании оценок общей продолжительности работы электродвигателей и местных условий их эксплуатации.

После транспортировки для монтажа электродвигателей на фундаментах производят следующие дополнительные работы: выверка положения электродвигателя, центровка и соосность ил нов электродвигателя и агрегата, крепление, подливка оснований. Частичная замена обмоток целесообразна в случае повреждения нескольких однослойных катушек или стержневых обмоток (частичная замена двухслойных обмоток статора не целесообразна, так как при этом повреждается изоляция исправных катушек).

Провода, снятые с поврежденных электродвигателей в период ремонта, используют повторно. В этом случае необходимо восстановить электрические и механические параметры обмоток до их первоначальных значений. Для очистки проводов см старой изоляции применяют отжиг в печах, а механическое отделение остатков изоляции от провода - волочением через деревянные или текстолитовые клицы. После рихтовки провода обматывают новой изоляцией на станках.

При ремонте статорных обмоток из жестких катушек медные провода прямоугольного сечения используют повторно Изоляцию восстанавливают с помощью обматывания лентой внахлестку, перекрывая на ½ ширины изолировочной ленты. Замену коллекторов проводят лишь при значительных повреждениях (пяти и более коллекторных пластин) с пробоем и выгоранием изоляции.

Кроме того, коллекторы подлежат замене целиком, если запас размера коллекторных пластин по высоте не обеспечивает их естественного износа без уменьшения этого размера ниже допустимого предела за время до следующего капитального ремонта.



Loading...Loading...