Заточной брусок – вековой соратник ножей. Заточка ножей: рекомендации специалистов Точильные камни и бруски для заточки

Нож сопровождает человека с раннего детства и до старости. Каждый из нас знает, что чаще всего рассекает руку именно тупое лезвие. Для этого клинку достаточно соскользнуть с поверхности.

Для того чтобы этого избежать, а также сделать процесс резки быстрым и комфортным ножи затачивают. Но для заточки ножей существует много разных приспособлений и методов, стоит рассмотреть их подробнее.

Заточка: принцип и варианты

Заточка лезвия представляет собой процесс снятия абразивом кромки по всей длине лезвия под определённым углом. Угол заточки зависит от твёрдости стали и задач, стоящих перед клинком. Так для бытовых кухонных и охотничьих ножей угол заточки составляет 30…35 градусов, охотничий нож со стойкостью к затуплению, затачивается под 40…45.

Несколько особняком стоят клинки, от которых требуется особая острота лезвия, обычно это поварские ножи или ножи для профессиональной обработки продуктов, в этом случае угол заточки составляет от 25 градусов.

Отдельно стоит рассмотреть углы заточки бритвы и хирургических инструментов, так как от них требуется острота лезвия. Для опасной бритвы угол заточки составляет 14…15, для хирургического инструмента от 12 до 25 градусов.

Заточка ножей производится двумя методами, вручную с помощью абразивных брусков или специальных приспособлений и механическим способом с применением заточного станка с вращающимся абразивным кругом.

Первый вариант требует наличия навыка, но в тоже время он легче в освоении и доступен всем. Для заточки используются абразивные бруски различных типов, распространены:

  • арканзасские, известные как новакулит;
  • японские водные камни;
  • алмазные бруски;
  • керамика.

Каждый вид камня обладает своими достоинствами и недостатками. Эти камни будут рассмотрены отдельно чуть ниже. Для быстрой заточки кухонных ножей часто применяют Ножеточки с фиксированным или переменным креплением абразивных плоскостей, заточка в которых производится при перемещении клинка между заточными поверхностями.

Механическая заточка на станке гораздо проще, менее затратна по времени, но требует постоянного контроля температуры и соблюдения правил техники безопасности.

Важно! При заточке на станке с абразивом из электрокорунда нужно контролировать температуру металла лезвия, при перегреве сталь лезвия может изменить свои физические свойства.

Основные виды точильного камня

В ходе эволюции человечества определились подходящие для заточки ножей материалы природного происхождения, хотя на истоке цивилизации заточку клинков доверяли даже обычному песчанику.

Сейчас же информация по обработке металла структурирована и отобраны камни, обладающие лучшие абразивными свойствами.

Придуманы и отработаны методы работы с ними. Кроме того, широко распространены синтетические материалы обладающие зачастую лучшими свойствами чем природные аналоги.

Арканзасские камни

Novacula - точильный камень для бритвы. Это плотная кремнистая порода из однородных кристаллов кварца. Добыча производится в карьерах, бруски из арканзасского камня имеют несколько степеней зернистости, отличаются отличной абразивной способностью, но в тоже время ввиду плотной структуры требуют применения при заточке масла.


Заточка «на-сухую» забьёт поры камня пылью и металлом, в результате чего камень выйдет из строя. Основной недостаток этих брусков это цена и неравномерность выработки при неправильной заточке клинка.

Японские водные камни

Природный камень родом из Японии, отличается высокой затачивающей способностью, но в тоже время достаточно сложный в применении. Заточка ножей на нем практически ритуал. В отличие от новакулита этот абразив более мягкий.

Заточка производится с применением воды. Сам процесс достаточно сложен и требует времени. Выпускаются камни зернистостью от 600 до 30 000 грит в японской классификации JIS, в то же время для суперфинишной обработки лезвия вполне хватает 10 000 грит.


Поэтому 30 000 уже избыточная зернистость для клинков бытового применения. Сам брусок перед работой нужно замочить в ёмкости с водой, после его пропитки извлечь и создать на его поверхности грязевую массу с помощью Нагуро, второго абразивного бруска в комплекте водного камня.

С помощью этой суспензии и производится заточка. Поверхность абразива быстро и неравномерно вырабатывается, по этой причине требуется периодическое восстановление её с помощью специальных брусков.

Синтетические камни

Алмазные бруски для заточки, синтетические материалы – электрокорунд, оксид хрома или алмазная крошка на силикатовом или керамическом связующем. Эти камни обладают равномерной структурой, разной (в зависимости от бруска) зернистостью и хорошими эксплуатационными характеристиками.


Стоимость таких камней обычно невысока, сами бруски доступны. Заточка может производиться как «на сухую», что не рекомендуется, так и с применением воды или масла.

Керамика

Эти материалы применяются для окончательной доводки лезвия, финишная или суперфинишная отделка. Зернистость этих материалов мала, но в тоже время они достаточно дёшевы и позволят сгладить царапины от обдирающего абразива или поправить нож с серрейторной заточкой.

Применение жидкости обязательно, так как поры в обожжённой керамики очень быстро забиваются, поверхность становится гладкой.

Широко распространены точильные камни различной формы, от стандартных брусков, работать с которыми лучше на устойчивой плоскости, до стержневых заточных камней, с помощью которых клинок подправляется на ходу.


Одно остаётся неизменным, не важно, какой брусок, и какой металл, но для качественной заточки обязательно используют смазку: воду или масло.

Правила заточки

Сначала нужно подготовить все необходимые материалы. Брусок для заточки, ёмкость с водой и бумажное полотенце или обычный лист бумаги. Пригодится и кусок ветоши.

Сразу же нужно и определится с углом заточки. Например, 35 градусов, это наиболее оптимальный угол для кухонного ножа или 40 для острого охотничьего.

Осмотрите камень, если на нем имеется корытце или значительная выработка то её следует выровнять, иначе заточка будет неравномерной.

Выравнивание камня производится другим бруском, некоторые типы брусков, такие как японские камни, имеют в комплекте специальные гребневые камни для восстановления поверхности.

Брусок устанавливают на ровной устойчивой поверхности, прекрасно подойдёт стол. Для минимизации скольжения под него кладётся ткань или резина. Можно зафиксировать его на столе и другим подручным способом. Поверхность бруска смачивается водой или машинным маслом.


Положение клинка регулируется подручными средствами, например, одев на тыльную часть лезвия зажим для бумаг или подложив монету. Если владелец ножа имеет крепкие нервы и острый глаз, то достаточно просто удерживать нож в нужном положении.

Нож размещается под углом в 40-45 градусов к осевой линии клинка, заточка производится поступательными движениями клинка от себя. Для высокого качества заточки стоит производить её в два приема.

Первый раз на крупнозернистом обдирочном бруске. Затем, на доводочном, мелкозернистом. Во время заточки необходимо периодически смачивать поверхность камня. Проверку после заточки проводят как визуально, осмотрев грани лезвия на просвет, острая часть лезвия равномерна по всей длине, не должна давать бликов.


Можно также построгать лист бумаги на весу. Заточенный нож режет ровно, без зацепов и отрывов бумаги. Срез листа ровный, без лохматости и надрывов. Если край бумаги разорван, доводку ножа надо повторить.

Заключение

Камней много, но каждый из них имеет свои особенности, и, так же как и нож, подбирается под руку. Бюджетны в эксплуатации синтетические камни. Стоят недорого и распространены широко.

Но в тоже время добиться мягкости заточки, можно только используя природный камень, который имеет свои особенности. Хороши в плане качества японские водные камни. Но их цена очень высока.


Кроме того заточка такими брусками долга и неудобна. К тому же требует настроения и навыка. Этого же нужно ждать и от арканзаса.

Отсюда и вывод, каждый камень подходит только под своего владельца, если на природе или подправить кухонный в перерыве между сериалом и чтением газеты, то лучше взять синтетику.

Она простит небольшие ошибки, да и качество заточки тут роли не играет. Но для остроты охотничьего или боевого ножа перед длительным выходом на природу стоит воспользоваться природными камнями.

После заточки нож острый, с гранями и формой близкими к идеальной. Если ножу отдать много времени и душевной теплоты, он Вас точно не подведет, в нужный момент.

Видео

Перед тем, как покупать бруски для заточки ножей, определимся с разновидностями. Глобально выделяют 4 типа:

  1. Природные. Популярные представители этой разновидности - японский водный камень и новакулит (арканзасский камень). Впрочем, производят их промышленным способом, поэтому назвать их “природными” можно с изрядной долей скепсиса. Это не спасает их от быстрого износа, однако отметим, что компенсируется это феноменальной точностью затачивания - за что они собственно и ценятся.
  2. Алмазные точильные бруски довольно износостойки, и им “по зубам” почти любой тип стали. Но зернистость здесь довольно крупная - для финальной доводки лезвия они не годятся - можно банально поцарапать его. Купив водный камень для заточки к нему в комплект, чтобы произвести финишную доводку - вы добьетесь поистине хороших результатов.
  3. Керамический брусок - наиболее технологичный и современный. Он сочетает достоинства первых двух “собратьев” - износостойкость и превосходное качество заточки лезвия. Однако имеется и недостаток - скорость обработки довольно низкая, в следствии чего используется он как правило на завершающей стадии - доводке.
  4. Абразивные камни - многие их помнят еще со времен СССР. Как правило состоят такие бруски для заточки из электрокорунда (окись алюминия) или карбида кремния. Достаточно недорогие в рознице. Износостойкость на довольно низком уровне и соответствует цене, - камни быстро теряют форму и не подходят для хорошей заточки или .

Данный обзор продолжает мою серию обзоров различных брусков для заточки ножей. Сегодня речь пойдет об алмазном бруске от Венёвского алмазного завода для точилок типа Apex.

Как обычно, обзор представлен в текстовой и видео версиях. Видео прикреплено в конце обзора.

ЧТО ЭТО
Сами по себе веневские алмазные бруски широко известны и пользуются популярностью среди заточников. На Ганзе есть большая тема, посвященная им, они упоминаются во многих темах, связанных с заточкой.

Но данный формат является новинкой. До сих пор веневские бруски выпускались в формате для ручной заточки в трех вариантах размеров: , и . Пользователи точилок типа Apex приспособились распиливать эти бруски и использовать в точилках. Процедура эта вполне выполнима и в домашних условиях, пусть и с определенными заморочками. Правда, брусок длиной 200мм не влезает в стандартное крепление, поэтому использовались два варианта: либо укорачивали брусок, либо снимали крепление с направляющей, удерживая брусок рукой. У брусков длиной 120мм свой минус- меньшая длина. Но все эти трудности окупались рабочими характеристиками брусков и их приемлемой стоимостью, особенно учитывая тот факт, что бруски двусторонние. Время от времени на форумах высказывалось сожаление-пожелание: «эх, были бы бланки специально для точилки!».

И вот появились бруски, созданные специально для точилки, имеющие соответствующие крепления и стандартный размер 150Х25. Ура! Наконец-то. Но тут же возникла дилемма. Оказалось, что брусок для точилки стоит примерно столько же, сколько стандартный брусок, и даже дороже. Можно купить героя обзора за 1180руб или брусок 120Х35 за 900 руб или брусок 200Х35 за 1132 руб. И это при том, что стандартные бруски двусторонние, т.е. это два камня в одном. Такой расклад привел к тому, что народ задумчиво чешет репу и думает, что предпочесть- удобство работы или экономию? Однозначного ответа нет, каждый сам для себя расставляет приоритеты.

ЗАЧЕМ
На сегодняшний день наблюдается устойчивая тенденция в ножевой индустрии: всё шире распространяются твердые стали. Причем дело не только в твердости как таковой, но и в том, что широко применяются карбидообразующие легирующие добавки, в первую очередь ванадий.

Еще не так давно человека, привыкшего затачивать банальную нержавейку, часто ставила в тупик D2 или Р6М5 и приходилось слышать «этот нож не затачивается! Камень изнашивается, а ножу хоть бы хны!», а ведь там ванадия всего до 2,1% максимум. Сегодня же народ дружно воротит нос от сталей, которые уровнем ниже S30V и твердостью ниже 59HRC, и S30V с её 4% ванадия уже считается средненькой сталью, а ванадиевые монстры с 9% уже не такая уж редкость.
Короче говоря, ножи из твердых сталей с высоким содержанием ванадия уже стали доминировать, и их как-то нужно затачивать.

В принципе, слухи о невозможности заточить ножи из таких сталей сильно преувеличены. В большинстве случаев их вполне можно заточить и без использования алмазов, те же S30V и М390 совершенно нормально затачиваются обычными камнями. Но в то же время зачастую заточка современных ножей превращается в проблему, отнимая очень много времени и приводя к сильному износу брусков. В общем, если требуется регулярно затачивать современные ножи, без алмазов, увы, не обойтись.
Обзор на ютубе был размещен раньше, чем написан текстовый обзор. И в обсуждении под роликом один зритель уже посетовал на то, что не получается заточить нож из ванадиса камнями на основе оксида алюминия- бруски просто скользят по клинку, не снимая металл. Это иллюстрация к вышесказанному.

ЗАКАЗ
Тут всё просто. Заказал в интернет-магазине , получил по почте подтверждение отправки и трек-номер, понаблюдал за путешествиями посылки по России, через пару недель получил. С пересылкой в Казахстан стоило это 1326руб (еще до девальвации. Эх…). В общем, всё нормально и обычно.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
Вокруг алмазных брусков существует масса споров и мифов.
Можно встретить две крайности:
1.Алмазы - это лучший абразив из всех существующих, всё остальное им проигрывает во всех отношениях, кроме может быть цены, поэтому можно купить алмазные бруски, и вы получите идеальный инструмент для всех ситуаций.

2.Алмазы можно использовать, только если вам нож не жалко. Да, работают алмазы очень быстро, этого у них не отнять, но в то же время работают они очень грубо, создавая дефектый слой металла, оставляя микродефекты, уходящие вглубь клинка и приводящие к сколам на режущей кромке. Заточка алмазами очень недолговечна, нет эффекта наклёпа и т.д. и т.п.

Я не претендую на истину в последней инстанции, просто выскажу своё субъективное мнение. По-моему, как обычно бывает, правда посередине, и обе крайние точки зрения не являются однозначно верными. Алмазы не стоит ни абсолютизировать, ни демонизировать. Это всего лишь инструмент, который в определенной ситуации и при определенном применении является оптимальным, а в другой ситуации и/или применении не очень хорош. У него есть свои достоинства и недостатки, которые нужно принимать в расчет при выборе инструмента для заточки.

В первую очередь, неправильно говорить об «алмазах вообще». Алмазный порошок, шаржированный в притир, алмазный порошок в виде свободного зерна на притире, алмазная паста на бумаге, алмазный брусок на гальванической связке, алмазный брусок на органической связке- это всё алмазы, но работают они очень-очень по-разному.

Если говорить конкретно об алмазных брусках, то они бывают разные. На практике наиболее распространенными являются два варианта: бруски на твердой гальванической связке и бруски на мягкой органической связке. Веневские алмазы- представители второй категории.


Бруски на гальванической связке представляют из себя металлическую пластину, на которой закреплены кристаллы алмаза (обычно с помощью никелевой связки). Алмазы образуют слой, просто распределенный по поверхности бруска. Такой вариант алмазов выпускается множеством производителей- и китайцами, и Edge Pro, и Полтавским заводом. Хорошо иллюстрирует эту технологию схема с сайта DMT:


Кристаллы алмаза прочно закреплены в связке и сильно выступают над ее поверхностью.

Веневские бруски сделаны принципиально иначе. Здесь кристаллы алмаза равномерно распределены в связке и образуют слой толщиной (на бруске из обзора) 3мм. Принципиально это то же самое, что традиционные точильные камни- абразивный порошок, распределенный в связке, только здесь вместо порошка карбида кремния или оксида алюминия использован алмазный порошок.

Как это различие сказывается на свойствах брусков? Сказывается очень сильно, настолько, что давать этим брускам какую-то обобщенную оценку «алмазные бруски вообще» не стоит.

Бруски на гальванической связке очень быстро и очень эффективно снимают металл с обрабатываемой поверхности. Это заслуга жесткой связки и сильно выступающих алмазов, которые играют роль резцов, глубоко врезающихся в сталь. В большинстве случаев такой брусок обеспечивает самую быструю заточку в сравнении с другими абразивами (хотя в силу определенных особенностей иногда он может проиграть в скорости). В любом случае, именно к этому типу брусков в полной мере относится оценка алмазных брусков как самого быстрого и эффективного абразива.
Оборотной стороной являются несколько особенностей.
Во-первых, понятно, что раз алмазные «резцы» очень эффективно и глубоко режут металл, оставляемые ими следы очень грубы. Разговоры об очень грубой работе алмазных брусков относятся опять же именно к ним.
Во-вторых, если такой брусок искривлен, то выпрямить его можно разве что сгибая пластину, на которую нанесены алмазы, а это получится сделать, мягко говоря, не всегда.
В-третьих, в процессе эксплуатации алмазы постепенно срабатываются, выдираются из связки, и брусок в буквальном смысле лысеет. В результате брусок постепенно теряет свою первоначальную эффективность и скорость.
В-четвертых, алмазы зачастую очень неравномерно выступают над поверхностью связки- либо в результате недостаточно высокого качества изготовления сразу на новом бруске, либо в результате неравномерного облысения. Отдельные торчащие алмазы оставляют более глубокие риски, создают более сильное давление и риск образования дефектов.

Бруски на органической связке по своим свойствам очень напоминают обычные камни для заточки. Кристаллы алмаза не выступают сильно над поверхностью, они утоплены в мягкой связке. В силу этого такой брусок по определению не может работать так быстро и эффективно, как брусок на гальванической связке.
Оборотной стороной этого являются несколько особенностей:
Во-первых, при равном размере алмазов брусок на органической связке работает гораздо менее грубо, чем брусок на гальванической. Оставляемые риски не такие глубокие. Разговоры об ужасных грубых алмазах, беспощадно распахивающих режущую кромку, в значительной степени не относятся к брускам этого типа.
Во-вторых, такой брусок можно легко выровнять.
В-третьих, он сохраняет свои свойства в процессе работы. Когда срабатывается верхний слой алмазов, из-под него проступают алмазы, расположенные ниже, и так до тех пор, пока не сработаются все 3 миллиметра алмазоносного слоя. По отзывам пользователей, при интенсивном (но правильном) применении веневские алмазы без проблем служат по 5 лет и более.
В-четвертых, нет проблемы с отдельными точащими по высоте алмазами. Зато появляется другая проблема- алмазы могут быть неравномерно распределены по объему: в одном месте густо, в другом пусто.

Если посмотреть на итоги сравнения, то может сложиться впечатление, будто веневские алмазы лучше, чем бруски на гальванической связке, ведь у них плюсов намного больше. Но это не так. Я вообще не пытаюсь подвести к выводу о превосходстве одних над другими. Они просто РАЗНЫЕ, у каждого типа свои плюсы и минусы, которые нужно принимать в расчет.
Алмазные бруски на гальванической связке незаменимы, когда требуется снять большое количество металла (убрать повреждения, сформировать подводы, изменить угол РК и т.д.). И при выполнении обдирки все их минусы уходят на второй план, окупаясь производительностью. А вот если нужно обеспечить аккуратный съем металла, то они грубоваты. Так что оба типа брусков вполне уживаются в одном наборе, используются на различных этапах заточки, и при разумном применении не приводят к негативным последствиям для ножа.

Возвращаясь крайним точкам зрения, о которых говорилось выше. Являются ли алмазные бруски идеальным инструментом для заточки всех типов ножей и сталей? Нет, не являются. По некоторым ножам и сталям они работают плохо.
Так ли всё плохо, что алмазами лучше вообще не затачивать ножи? Нет, при разумном применении риск негативных эффектов можно исключить или свести к минимуму.

ОСМОТР
Прибыл брусок в простом конверте

Внутри был товарный чек и брусок, находящийся в традиционном для Веневского завода чехле из кожзама.


Чехол в принципе ничего особенного из себя не представляет. Застежка велкро вполне нормальная. Сам материал чехла вряд ли поразит какой-то потрясающей износостойкостью. Но само наличие чехла- это все же плюс, поскольку брусок защищен от всяких случайных ударов.




Переходим к собственно бруску.
Первое, что бросается в глаза- это оборотная сторона бланка. Смотрится она просто шикарно. Ну, правда. Поверхность словно усыпана алмазами и переливается и поблескивает, когда наклоняешь брусок. Надписи дают легко читаются и хорошо смотрятся в плане эстетики.




Оригинальный алмазный брусок Edge Pro на фоне веневского смотрится очень бледно.


Внешнее оформление на функционале не сказывается, но все же создает приятное впечатление о товаре. Малость диссонируют с этим великолепием грани бланка, имеющие следы грубой обработки. Заводу бы убрать эти следы, раз уж уделили внимание товарному виду бруска.

Ну да ладно, брусок-то приобретался не для того, чтобы на него любоваться. Осматриваем рабочую поверхность.




Есть какая-то неравномерность в окрашивании- где-то светлее, где-то темнее. С чем связано, не знаю (после первой заточки цвет стал равномерным).

Если смотреть невооруженным глазом, покачивая брусок, то отчетливо видны блестящие на поверхности алмазы. Вертел так и сяк, вроде бы распределение алмазов вполне равномерное, разницы между различными участками не заметил.

Посмотрел под микроскопом. Тоже складывается впечатление, что связка вполне однородна, а алмазы распределены равномерно.








Обмеряю брусок. Получилось 150,6Х25Х3,1. Отклонения от заявленных размеров есть, но более толстый рабочий слой- это плюс, а не минус.
Один из самых интригующих вопросов: «а как с плоскостностью?». На традиционные Веневские бруски для ручной заточки частенько жаловались, что они кривоваты. В последнее время стали писать, что качество улучшилось, но про бруски для точилок еще отзывов не было. Итак…


Есть небольшая седловидность, но в рамках допустимого. Я не стал даже выравнивать. У брусков Edge Pro седловидность была примерно на таком же уровне.

Подводя итог, можно сказать, что качество изготовления хорошее, явных недостатков не обнаружено.
ВПЕЧАТЛЕНИЯ ОТ РАБОТЫ
Прежде, чем говорить о том, какие результаты выдаёт брусок при заточке, я хочу отметить одну очень радующую особенность алмазных брусков. Они доставляют минимум хлопот с точки зрения процедуры заточки. В отличие от водных камней, не требуется замачивание, в процессе заточки не образуется такого количества грязи. Заточка проще и чище, места требуется меньше.

Брусок легко очищается от шлама, быстро сохнет после промывания.

Теперь о результатах.
Ради эксперимента пробовал я брусок на разных ножах и сталях- от «кастрюльной» мягкой нержавейка типа 40Х13 и хуже до быстрореза и порошковых со всякими промежуточными вариантами между ними- типа 8Cr13MOV, 440С и т.п.

Если просто сделать какой-то общий вывод, то работает брусок хорошо, быстро и справляется со всеми сталями, которые были испробованы. Можно сказать, что он вполне универсален и в общем-то может быть единым типом (но нужны будут разные зернистости) бруска для разных ножей.

Но есть и нюансы.

Мягкую кухонную нержавейку брусок режет как пластилин. Заточка происходит ну очень быстро, требуются буквально считанные движения. Режущая кромка под микроскопом выглядит вполне прилично, риски ложатся равномерно




Всё это здорово, но использование веневских алмазов для таких сталей я считаю неоправданным. Во-первых, с такими сталями легко справляются и обычные камни, включая копеечные китайские. Во-вторых (и это главное), такие плохонькие стали изнашивают брусок сильнее, чем твердые. Вроде бы парадокс, но на самом деле это объяснимо: по твердой стали алмаз работает как резец, режущий-царапающий твёрдые карбиды, а в такой плохонькой стали вязнет, как в пластилине, и в результате алмазы просто выдираются из связки, что приводит к быстрому износу бруска.
В общем, по таким сталям работать этим бруском приятно, но слишком расточительно.

Стали- «простушки», они же середнячки, типа 440С, AUS8, 8Cr13MOV брусок затачивает легко и весьма быстро. На этой группе сталей, особенно при низкой твердости и высокой вязкости, всё еще есть риск выдирания алмазов из связки, но уже не такой, как на предыдущей группе. Использование веневского бруска по таким ножам, пожалуй, в целом оправдано, хотя и не дает каких-то особых преимуществ в сравнении с обычными абразивными камнями. Отсутствие замачивания и грязи- это да, удобнее работать. А вот в плане скорости и обычные камни могут поспорить с веневским. При этом алмазы работают, как ни крути, грубее обычных камней. Надо понимать, что мягкость и деликатность веневских алмазов довольно относительна. Это на фоне брусков на гальванической связке они деликатно работают, но свойства алмазов как кристаллов никуда не делись. Так что тонкосведенные ножи на малый угол я всё же предпочту затачивать другими абразивами.

Ну и, наконец, самая интересная группа сталей, ради которых, собственно, брусок и приобретался- твердые высоколегированные порошки и инструменталки. Вот на них-то веневский брусок в полной мере раскрывает свои достоинства.
Если я скажу, что брусок жрет эти стали, как ненормальный, это будет сильным преувеличением. Такое можно сказать разве что про алмазные бруски на гальванической связке. Веневский брусок скорее просто уверенно снимает металл, позволяя затачивать эти ножи так же, как обычно затачиваешь ножи из сталей- середнячков, а не чертыхаться из-за того, что елозишь-елозишь камнем по ножу, а результата не видно.


Невооруженным взглядом, естественно, отчетливо различаются риски:


В общем, заточка ножей из твердых легированных сталей- это главная ниша для таких брусков, на мой взгляд. Я не хочу сказать, что веневские алмазы в этом плане не имеют альтернативы. Вовсе нет. Вполне можно подобрать бруски, которые в той или иной ситуации справятся с заточкой не хуже или даже лучше веневских.
Главным достоинством веневских является то, что в них одновременно сочетаются универсальность, скорость работы, мягкость работы, долговечность, удобство работы. Альтернативные варианты более узкоспециализированы, они превосходят веневские по какому-то из параметров, но проигрывают по другим (гальванические быстрее, но грубее, карбид кремния на мягкой связке работает деликатнее, но у него сильный износ и много грязи и т.д.), а веневские объединяют в себе достоинства сразу по всем этим параметрам.

ПРО ОСТРОТУ И ЗЕРНИСТОСТЬ

Для знакомства с новыми брусками был выбран вариант с размером зерна 50/40 по двум причинам:

Во-первых, этот брусок является «рабочей лошадкой», на которую ложится основная нагрузка при заточке, и если уж брать брусок для начала, то лучше самый ходовой.

Во-вторых, интересно было проверить одну точку зрения. Довольно часто среди заточников высказывается мнение о том, что 50/40- это оптимальная зернистость для достижения «рабочей остроты» и что нет смысла заморачиваться заточкой до высокой степени остроты- это пустая трата времени, не имеющая практического смысла. Высказывается это конкретно применительно к веневским алмазам. Звучит заманчиво. Если практиковать такой подход, то заточка упрошается до предела. Брусок 50/40 работает быстро и позволяет не только выполнять заточку, но и устранять небольшие повреждения, т.е. фактически он может стать вообще единственным бруском, с которого заточка начинается, и на нем же она заканчивается.

Получаемая в результате заточки на 50/40 режущая кромка получается, естественно, довольно «зубастой», что хорошо видно на фото под микроскопом. Насколько она острая, хорошо видно на видео. Можно ли считать, что такая острота оптимальна? Каждый решает для себя сам. В принципе, да, нож вполне острый, позволяет сбрить волосы с предплечья и т.п. Но считать такую заточку оптимальной для всех вариантов применения ножа я бы не стал. Такая заточка хороша, когда нужно резать какие-нибудь веревки, брезент, мясо и другие подобные материалы- режет очень агрессивно, «с хрустом». А вот если нужно что-то строгать, когда нужна повышенная стойкость РК, я выберу более тонкую и тщательную заточку и доводку.

ВЫВОД
Подытожу для тех, у кого нет времени читать весь обзор.

Качество изготовления бруска (соответствие размеров, плоскостность, равномерность распределения алмазов в связке) хорошее.
-Впечатления от результатов заточки положительные
-Очень удобно работать, поскольку не требуется замачивать, нет проблем с очисткой от шлама, нет такого количества грязи, как при использовании водных камней.
-Главными достоинствами является сочетание в одном бруске универсальности, производительности, аккуратности работы и долговечности.
-Хотя брусок универсален, на мой взгляд, лучше все же использовать его для заточки ножей из твердых легированных сталей, которые проблематично затачивать традиционными абразивами.

Недостатки
-явных недостатков не выявилось. Но можно, пожалуй, отметить довольно высокую цену, в связи с чем брусок для точилок испытывает внутреннюю конкуренцию со стороны брусков для ручной заточки этого же производителя. Приходится выбирать: «экономия или удобство?»
-Еще один фактор не является недостатком, а скорее особенностью веневских алмазов: скорость работы умеренная. Она нормальная, но может обмануть ожидания тех, кто наслушался про сумасшедшую скорость работы алмазных брусков.

ВОПРОСЫ БЕЗ ОТВЕТОВ

На всякий случай уточняю, что все вышеизложенные выводы сделаны относительно одного конкретного бруска зернистостью 50/40 с концентрацией 100%. Насколько их можно распространить на остальные варианты, я пока не знаю. Данный вариант брусков является новинкой, и отзывы пока что практически отсутствуют.

У меня самого есть вопросы, на которые интересно было бы получить ответы. Возможно, кто-то подскажет, если знает и/или уже успел приобрести?

1. Насколько стабильно качество у новых брусков разной зернистости? Раньше на мелких брусках бывали проблемы с неравномерным распределением алмазв в связке
2.Кто-нибудь сравнивал бруски одинаковой зернистости, но с разным содержанием алмазов (25/50/100%)?

3. Чем отличаются новые варианты брусков от старых? Я решил приобрести линейку брусков от грубых до тонких и выяснилось, что в продаже есть разновидность брусков с чуть другим обозначением (буквенное обозначение Coarse, Medium и т.д. и другой диапазон зернистости- 60/40 вместо 50/40). Недавно еще в их описании указывалось, что у них какая-то новая улучшенная связка, но теперь я этой фразы не вижу. Так чем реально отличаются эти варианты и что предпочесть?

Планирую купить +45 Добавить в избранное Обзор понравился +57 +104

Время прочтения:

  1. Советы при выборе бруска для заточки
  2. Заточка японских ножей

Заточка ножей – процесс неизбежный для любого человека. Несмотря на обыденность данной процедуры, многие не только не умеют правильно заточить нож, но и передают свой «опыт» друзьям и знакомым. Бытует мнение, что правильная заточка ножей актуальна только для клинков из дорогих сталей, а простой кухонный нож можно заточить и простой бытовой точилкой за 200-300 рублей. На самом деле заточить до остроты бритвы можно любой нож, просто на ноже с плохой сталью такая заточка продержится не больше пяти минут.

Ручная заточка ножей - процедура достаточно длительная, включающая в себя использование природных абразивных камней и алмазных брусков. Для того, чтобы нож брил волосы на руке, нужно обязательно «доводить» его на коже, с использованием пасты «ГОИ» различных номеров.

Выбор точильных камней для заточки

Точильные бруски для ручной заточки ножей можно разделить на четыре большие группы, в зависимости от материала, который использовался при их изготовлении:

  1. Керамические точильные бруски;
  2. Алмазные камни;
  3. Природные камни натурального происхождения;
  4. Японские водные камни.

Бруски для заточки ножей из керамики – это самый доступный способ заточить ваши кухонные ножи. Именно керамическими брусками заполнены полки хозяйственных магазинов и рынки. Они бывают нескольких типов. Самый распространённый – это брусок «лодочка». Как правило, он очень грубый и годится только для грубой заточки или для изменения углов заточки ножа. Часто встречаются бруски из Польши, имеющие две стороны, с грубой и гладкой поверхностью. Это лучший бюджетный выбор. Если брусок сотрётся, его не жалко выбросить и заменить на новый.

Алмазные бруски редко используются при профессиональной заточке ножей. Сам процесс заточки при использовании алмазных брусков более сложный, а режущая кромка быстро тупится. Алмазы часто оставляют глубокие царапины на режущей кромке и «съедают» слишком много металла при заточке.

Природные камни для заточки ножей и японские водные камни – это лучшие бруски для заточки ножей. Большим минусом является их высокая цена, часто приходится заказывать их из-за границы.

Первый критерий, на котором стоит заострить внимание при выборе, – это размер бруска. Его длина должна превышать длину лезвия ножа в 1,5-2 раза. Поверхность бруска для заточки ножей своими руками должна быть гладкой, без сколов и трещин. Если камень повреждён, лучше отказаться от покупки.

Для заточки кухонных ножей подойдёт керамический двухсторонний брусок, или несколько брусков разной зернистости, производства СССР. Как бы не ругали советскую промышленность, точильные камни в СССР делались строго по госту. К сожалению, сейчас такие бруски можно встретить лишь на барахолках.

Если в вашу задачу входит не просто заточка кухонных ножей, а вы хотите заточить охотничьи или туристические ножи до состояния бритвы, то приобретите пасту ГОИ, для финишной полировки режущей кромки.

Выбор зернистости точильного бруска

Точильные камни принято делить на три категории:

  • Грубой зернистости;
  • Средней зернистости;
  • Мелкой зернистости.

Не все знают, что помимо этого они разделяются подобно наждачной бумаге по количеству абразивных зёрен на условную единицу площади. Начинаются бруски с маркировки 100 и заканчиваются примерно на 15 000.

Обычно при заточке используют бруски 600-800 единиц. Для полировки кромки применяются бруски маркировки 1500-2000. Бруски более 2000 используются только профессионалами и редко бывают в продаже.

Пошаговая инструкция по заточке ножа

Перед началом заточки ножа нужно уяснить для себя несколько правил:

  • Угол заточки ножа должен быть строго выдержан;
  • Не стоит сильно нажимать на нож при заточке, быстрее он не заточится, а вот точильный камень можно повредить;
  • Бруски для заточки следует промывать водой для очистки от металлической пыли.

Если вы пробуете заточить нож в первый раз, не стоит тренироваться на дорогих моделях, возьмите простой кухонный ножик и доведите его до остроты бритвы.

  1. В первую очередь нужно промыть брусок водой с мыльным раствором или средством для мытья посуды;
  2. Вторым этапом является подготовка рабочего места. Для этого на стол кладется прямая доска, на которую устанавливается точильный камень. Положение бруска каждый выбирает по своим ощущениям удобства;
  3. Перед началом заточки нужно выбрать, под каким углом вы хотите заточить лезвие. Следует помнить, что для тонких работ угол заточки должен быть около 20 градусов. Для универсального ножа подойдёт и 30-40 градусов. Выбор угла заточки напрямую зависит от качества стали на клинке ножа. Более качественная сталь способна долго держать тонкую заточку. Точить дешёвые кухонные ножи под маленьким углом нецелесообразно;
  4. Суть установки правильного угла лезвия в том, чтобы режущая кромка была перпендикулярна движению ножа по точильному бруску. Если угол ножа до заточки вас устраивает, выдержать его не сложно, режущая кромка просто прижимается к бруску всей своей поверхностью. Для смены угла заточки лучше использовать специальные приспособления для удержания угла заточки. Их можно приобрести в специализированных ножевых магазинах или сделать самому;
  5. Зафиксировав лезвие под нужным углом, начинаем скользить лезвием по бруску от себя. Клинок точится до появления «заусенца» по всей длине режущей кромки. Когда он появится, можно переходить к заточке другой стороны ножа. Появляющуюся во время заточки пыль нужно периодически смывать под струёй воды;
  6. После заточки на грубом абразиве, можно переходить к доводке на более мелком камне. Процедура такой доводки ничем не отличается от заточки на грубом точильном камне. Если у вас имеется несколько камней с более мелкой зернистостью, продолжайте заточку, меняя их от меньшего в большему;
  7. Для кухонного ножа такой заточки будет достаточно, он будет тонко резать помидор и бумагу. Если вы захотите добиться бритвенной заточки клинка, следует отшлифовать РК (режущую кромку) на коже с пастой ГОИ;

Доведение режущей кромки до бритвенной остроты

Для «доводки РК используют специальную полировочную пасту ГОИ, разработанную ещё во времена существования СССР Государственным оптическим институтом. Паста намазывается на кусок кожи, который желательно прикрепить к деревянному бруску, размером со стандартный точильный камень. Особенность полировки на пасте ГОИ в том, что лезвие ножа нужно шлифовать движениями на себя.

Заточка японских ножей

Заточка японских ножей проходит по особой схеме, так как клинки японских ножей имеют отличную от других геометрию и одностороннюю заточку. Такая геометрия приводит к тому, что продукты не прилипают к лезвию ножа.

Японские клинки затачиваются такими же абразивами, как и другие виды ножей, только точатся они с одной стороны, до появления заусенца. Когда он появляется, клинок переворачивается на другую сторону, и заусенец удаляется несколькими движениями. После этого точильный камень заменяется на камень более мелкой зернистости, и процедура повторяется.

Бытовые ручные точилки для ножей

Существует множество небольших кухонных точилок, производитель которых уверяет, что они могут идеально заточить нож за одну минуту. На самом деле эти точилки можно порекомендовать лишь тому, кто хочет избавится от ножа в короткие сроки. Эти точилки «съедают» большое количество металла, и вскоре нож становится тонким и непригодным к дальнейшей эксплуатации.

Существуют отличные приспособления для заточки ножей, которые не только могут заточить ваш нож до остроты бритвы, но и позволяют легко выдержать или даже изменить угол заточки клинка. Это системы типа Edge Pro Apex или Lanski. Станок для заточки ножей стоит довольно дорого, около 6 000 рублей.

Также существуют аналоги китайской фирмы Ganzo, которые в два раза дешевле. Станок для заточки ножей данного производителя достаточно хорошо себя зарекомендовал.

Типичные ошибки при заточке ножей

Люди, которые не являются специалистами в области заточки ножей, часто допускают грубые ошибки при этом процессе:

  • Купив один первый попавшийся брусок, считают, что этого достаточно для полноценной заточки. На самом деле, набор для заточки ножей как минимум должен включать в себя несколько брусков различной зернистости;
  • Недотачивание ножа. Во время заточки на режущей кромке ножа образуется множество мелких заусенцев, что может создать ощущение того, что нож наточен. Такие заусенцы быстро отламываются в процессе работы ножом, и его приходится перетачивать заново. Для того, чтобы избежать такой ситуации, нужно тщательно осматривать РК в процессе заточки;
  • Некоторые приступают к заточке, даже не почистив нож от грязи и жира, увидев, как профессиональные повара правят свои ножи муссатом в процессе приготовления пищи. Нужно запомнить, что муссат предназначен лишь для правки режущей кромки, он не точит клинок ножа;
  • Не стоит сильно прижимать нож к бруску во время заточки, этим вы только испортите точильный камень;
  • Неправильный угол заточки. Нужно помнить, что слишком большой угол заточки не позволит вашему ножу тонко нарезать продукты, а при небольшом угле заточки лезвие быстро «сядет» на твёрдых продуктах.

При заточке просто следуйте этим несложным правилам, и у вас всё получится.

Устройство для заточки ножей своими руками

Если кого-то не устраивает высокая цена на фирменное приспособление для заточки ножей, то можно сделать установку своими руками. Плюсом самостоятельного изготовления является то, что вы сможете изготовить набор для заточки ножей с учётом своих пожеланий, изменив конструкцию в любом направлении.

Для начала работ по изготовлению нужно найти подходящий чертёж в интернете. Обычно самодельные точилки бывают двух видов:

  • Простая точилка типа Lanski;
  • Самодельная точилка, наподобие модели от Edge Pro Apex.

Какую модель скопировать, решать вам, только следует помнить, что первый вариант более прост в изготовлении, но менее удобен в пользовании. Набор для заточки ножей второго типа изготовить технически сложнее, но работать на нём гораздо удобнее. Мы рассмотрим, как изготовить более простой вариант подробнее.

Изготовление точилки типа Lanski

Для изготовления точилки типа Lanski вам понадобятся точильные камни разной зернистости, кусок толстого оргстекла, из которого вырежем держатели для камней, алюминиевый уголок, тонкий стальной пруток и алюминиевый профиль.

Для начала из оргстекла вырезаются заготовки для наклейки абразивных камней. Они должны быть немного длиннее, чем точильные бруски, так как предстоит ещё просверлить в них дырки для того, чтобы вставить туда пруток. В просверленные дырки вставляется предварительно изогнутый буквой «Г» пруток и закрепляется фиксирующим болтом.

Из алюминиевого профиля и уголка нужно вырезать несколько заготовок, чтобы потом изготовить из них зажимную систему для ножа. В верхней части собранной конструкции не забудьте просверлить несколько отверстий, для различных углов заточки по аналогии с системой Lanski.

Не забудьте про изготовление стойки для закрепления всей конструкции в неподвижном положении. Можно обойтись и без неё, но это создаст большие неудобства в работе.

Набор для заточки ножей в походных условиях

Естественно, что в походе не получится взять с собой полноценный набор для заточки ножей, но двухсторонний камень и брусок с натянутой кожей желательно положить в рюкзак. Пускай сталь на вашем ноже обладает выдающимися характеристиками, от выбоин и заминов режущей кромки никто не застрахован. Наточить булатный нож или нож из порошковой стали будет проблематично, поэтому возьмите на всякий случай небольшой ножик из углеродистой стали, много места он не займёт, зато выручит вас в случае выхода из строя основного ножа. Углеродистая сталь обладает очень агрессивным резом и легко затачивается на простом точильном камне за пару минут. Вместе с тем, такие ножи достаточно хорошо держат заточку. Единственный минус – недостаточная коррозийная устойчивость такой стали.

Правильно заточить нож несложно, достаточно лишь следовать советам профессионалов и обладать необходимым набором точильных принадлежностей. Состав этого набора каждый может выбрать сам, учитывая своё видение остроты ножа.

"Да кто нынче точит на заточных брусках?" - хмыкнет иной читатель. Дело в том, что шлифование с большой скоростью, например на высокооборотном шлифовальном кругу, вызывает сильное нагревание обрабатываемого материала, что в нашем случае чревато неконтролируемым и нежелательным самопроизвольным отпуском закаленного клинка, или хотя бы части режущей кромки лезвия. Тоненькая полоска стали нагревается мгновенно, периодическое макание обрабатываемого клинка в воду не может этому воспрепятствовать. Поэтому никогда не точите ножи - неважно, доморощенные или фирменные, - на высокооборотном шлифовальном кругу, вероятнее всего, вы испортите клинок бесповоротно! Получается, что качественные показатели заточенного вручную клинка способны далеко превзойти параметры его собрата, доведенного до усредненно-потребительского уровня заводскими автоматизированными средствами.

Каждый брусок для заточки состоит из двух механически перемешанных между собой фракций: абразивных зерен-кристалликов - материала значительно более твердого, чем обрабатываемый материал (в нашем случае сталь), и матрицы из более мягкого материала, которая удерживает абразивные зерна в виде заданной формы, хотя бы того же бруска.

Твердость матрицы обычно бывает соизмерима с твердостью обрабатываемого материала, иногда даже немного меньше. Правильно подобранная твердость матрицы позволяет ей стираться в процессе работы, обнажая все новые и новые абразивные зерна из глубинных слоев, в то время как старые, с уже истертыми, притупленными режущими гранями выкрашиваются из бруска. Иначе говоря, стирая сталь, стирается и изнашивается абразивный брусок, и это нормальный процесс его работы. А если матрица слишком мягкая, абразив будет точить менее эффективно потому, что усилие на режущих гранях абразивных зерен будет не стирать обрабатываемый материал, а вырывать зерна из слишком мягкой матрицы. К тому же в результате самостирания брусок быстро потеряет нужную форму поверхности контакта с обрабатываемым материалом. Обработка тогда не будет точной. Матрица - это, как правило, что-то керамическое, от простейшей обожженной глины до разновидностей технического фаянса.

Абразив характеризуется однородностью размеров абразивных кристалликов-зерен. Если зерна будут неодинаковые по своим размерам, то может оказаться, что один конец бруска у нас мелкий, а другой - крупный. А если мелкие и крупные зерна перемешаны между собой более или менее равномерно, как это часто случается в дешевых абразивных инструментах, тогда заточка получается не слишком точной, а результат тем более случайный, чем большая разница в размерах зерен. Однако сделать так чтобы все зерна были одинаковыми крайне сложно, поэтому размер зерна - характеристика интервальная. Определенная разница заключается в форме абразивных зерен у различных абразивов, а именно в остроте их режущих граней, что, в свою очередь, зависит от структуры кристаллической решетки данного химического соединения.

Конечно, качество брусков очень важно для хорошего результата, однако хочется сразу оговориться: качество заточки в гораздо большей степени зависит от навыков мастера, чем от качества абразива. Хочется предостеречь начинающих от приобретения дорогих брусков, цена за которые может доходить до $50-$100 и более. Начните с обычных "лодочек" и помните, что сам абразив, даже самый лучший, без ваших навыков просто брусок.

Рекомендуется, чтобы брусок был как минимум равен по длине затачиваемому лезвию. А лучше раза в полтора больше (хотя для "большого шефа" - "старшего" ножа в поварской тройке - найти такой брусок за разумные деньги практически нереально). Ширина бруска при этом особенного значения не имеет.

Маркировка

Если пойти за брусками на блошиный рынок (самый простой способ купить хоть что-нибудь стоящее) велика вероятность встретить бруски отечественного производителя, причем сделанные в СССР.


2 - тип: БП - брусок прямоугольный;
3 - размер бруска: 25х16х150;

5 - зернистость: 18 - 200...160 мкм;


8 - структура (степень сближения абразивных зерен): 8;

10 - класс точности: Б;

1 - эмблема завода изготовителя;

3 - зернистость: 6 - 80...63 мкм;

5 - твердость абразивного инструмента: СТ1 - среднетвердая степень твердости;
6 - структура (степени сближения абразивных зерен): 8;
7 - связка: К - керамическая;
8 - класс точности: А;
9 - стандарт которому удовлетворяет брусок: ГОСТ 2456-82;
10 - тип: БКв - брусок квадратный;
11 - размер бруска: 20х150.

1 - эмблема завода изготовителя;
2 - абразивный материал: 64С - карбид кремния зеленый;
3 - зернистость: М28 - 28...20 мкм;
4 - минимальное процентное содержание основной фракции: П - повышенное;
5 - тип: БП - брусок прямоугольный;
6 - размер бруска: 25.16.150 - 25х16х150;
7 - твердость абразивного инструмента: СТ2 - среднетвердая степень твердости;
8 - структура (степени сближения абразивных зерен): 10;
9 - связка: К - керамическая;
10 - документ которому удовлетворяет брусок: ТУ 2-...;
11 - государственный знак качества СССР.

1 - эмблема завода изготовителя;
2 - тип: БТ - брусок треугольный;
3 - размер бруска: 16х150;
4 - абразивный материал: 25А - электрокорунд белый;
5 - зернистость: 6 - 80...63 мкм;
6 - минимальное процентное содержание основной фракции: П - повышенное;
7 - твердость абразивного инструмента: СТ1 - среднетвердая степень твердости;
8 - структура (степень сближения абразивных зерен): 9;
9 - связка: К - керамическая;
10 - класс точности: Б;
11 - стандарт которому удовлетворяет брусок: ГОСТ 2456-82.

Остальные бруски так подробно рассматривать не будем, остановимся только на зернистости - основной характеристике. Можно выделить несколько систем стандартов определения размерности зерна в абразивных материалах:

FEPA (Federation of European producers of Abrasives) - стандарты Федерации Европейских Производителей Абразивов, приняты в Европе, а также у крупнейших производителей абразивов в России и странах СНГ, а кроме того в Индии, Турции и ЮАР. Обозначение зернистости для гибкого материала, например абразивной бумаги, и жесткого или свободного абразива, например абразивного бруска, отличается - соответственно P220 и F220.

ANSI (American National Standards Institute) - система единых стандартов промышленности США, разработанная Американским Национальным Институтом Стандартов, распространяется также и на производство абразивных материалов.

JIS (Japan Industrial Standards) - Японские Промышленные Стандарты, набор требований, применяемых в японской промышленности, распространяющиеся также и на абразивные материалы.

Будьте готовы к тому, что в магазинах часто продаются бруски для заточки ножей не только без подробной маркировки, как на фото выше, но и даже без указания зернистости. Скорее всего, это связано с большим разбросом размеров абразиного зерна, и честностью производителя. Одако, если в этом же магазине продается мелкая шкурка, то, сравнивая поверхносить бруска и шкурки, можно хотябы примерно определить зернистость бруска.

Маркировка зернистости по различным стандартам

СССР FEPA ANSI JIS Назначение
Обозна-
чение по ГОСТ 3647-80
Обозна-
чение по ГОСТ
9206-80 (алмазные порошки)
Размер, мкм Обозна-
чение для абразивных материалов, исключая материалы на гибкой основе.
Средний размер, мкм Обозна-
чение для абразивных материалов на гибкой основе.
Средний размер, мкм Обозна-
чение
Средний размер, мкм Обозна-
чение
Средний размер, мкм
F 4 4890
F 5 4125
F 6 3460
F 7 2900
200 2500/2000 2500-2000 F 8 2460 Очень грубые работы. Зачистка заготовок, отливок.
F 10 2085
160 2000/1600 2000-1600 F 12 1765 P 12 1815
125 1600/1250 1600-1250 F 14 1470 P 16 1324
100 1250/1000 1250-1000 F 16 1230
F 20 1040
80 1000/800 1000-800 F 22 885 P 20 1000
63 800/630 800-630 F 24 745 P 24 764 24 708 Ремонтные работы, связанные с интенсивным съёмом металла: восстановление и изменение формы и профиля клинка и самой режущей кромки.
50 630/500 630-500 F 30 625 P 30 642 30 632
F 36 525 P 36 538 36 530
40 500/400 500-400 F 40 438 P 40 425 40 425
32 400/315 400-315 F 46 370 P 50 336 50 348
25 315/250 315-250 F 54 310 60 265
F 60 260 P 60 269
20 250/200 250-200 F 70 218 P 80 201
16 200/160 200-160 F 80 185 P 100 162 80 190
12 160/125 160-125 F 90 154 100 140 Удаление следов обдирочных операций, шлифовка и основные работы по заточке.
F 100 129
10 125/100 125-100 F 120 109 P 120 125 120 115
8 100/80 100-80 F 150 82 P 150 100 150 92
P 180 82 180 82
6 80/63 80-63 F 180 69 P 220 68 220 68
5, М63 63/50 63-50 F 220 58 P 240 58,5 240 53,0 J 240 60
F 230 53 P 280 52,2 J 280 52
4, М50 50/40 50-40 F 240 44,5 P 320 46,2 J 320 46
P 360 40,5 J 360 40
М40 40/28 40-28 F 280 36,5 P 400 35,0 320 36,0 J 400 34 Удаление следов шлифовки поверхности клинка, чистовая заточка и доводка режущего инструмента.
F 320 29,2 P 500 30,2 360 28,0 J 500 28
М28 28/20 28-20 F 360 22,8 P 600 25,8 J 600 24
P 800 21,8 400 23,0 J 700 21
М20 20/14 20-14 F 400 17,3 P 1000 18,3 500 20,0 J 800 18
P 1200 15,3 600 16,0 J 1000 15,5
М14 14/10 14-10 F 500 12,8 P 1500 12,6 800 12,6 J 1200 13 Правка режущих кромок, полировка поверхности.
P 2000 10,3 1000 10,3 J 1500 10,5
М10 10/7 10-7 F 600 9,3 P 2500 8,4
М7 7/5 7-5 F 800 6,5 1200 5,5 J 2000 6,7
J 2500 5,5
М5 5/3 5-3 F 1000 4,5 J 3000 4,0
3/2 3-2 F 1200 3,0 J 4000 3,0
2/1 2-1 F 1500 2,0 J 6000 2,0
F 2000 1,2 J 8000 1,2
1/0 1 и
1/0,5 1-0,5
0,5/0,1 0,5-0,1
0,5/0 0,5 и
0,3/0 0,3 и
0,1/0 0,1 и

Свойства абразивов используемых в абразивных брусках

Абразивный материал Описание Абразивная способность Назначение
Корунд Минерал состоящий из кристаллического оксида алюминия Al 2 O 3 . Микротвердость - от 1900 до 2200 кг/мм 2 Низкая Доводочные операции
Электрокорунд Искусственный корунд, получаемый при плавке бокситов. В зависимости от наличия примесей различают электрокорунд нормальный, белый (с повышенным содержанием оксида алюминия), хромистый (технический рубин), титанистый (технический сапфир) и цирконистый. Микротвердость - от 1900 до 2400 кг/мм 2 . Низкая Широкий спектр задач - обдирка, шлифование, заточка и доводка клинков из углеродистых и инструментальных сталей.
Карборунд Содержит 97-99% карбида кремния SiC. Выпускают две основные марки - более твердый и хрупкий зелёный карборунд и тёмный. Микротвердость - от 3300 до 3600 кг/мм 2 . Средняя
Карбид бора Химическая формула - B 4 C. Микротвердость - от 4000 до 4500 кг/мм 2 . Высокая Заточка и доводка клинков из износостойких сталей и твердых сплавов.
Алмаз Микротвердость - от 5300 до 10000 кг/мм 2 Очень высокая Заточка и доводка клинков из твердых износостойких сплавов.

Керамические бруски

В основном керамические бруски состоят из зёрен электрокорунда (окись алюминия в форме так называемой, α-фазы) или из карбида кремния (техническое название - карборунд; химический состав SiC) и связующего материала. Сейчас в продаже наиболее часто встречаются бруски производства Германии, Польши и Китая. Они дёшевы (от 50 рублей), но найти мелкозернистый брусок довольно трудно (если вообще возможно). До сих пор на рынках можно найти изделия, на которых красуется гордая надпись "Сделано в СССР". Рекомендуется присмотреться именно к ним. Дело в том, что современная рыночная продукция обычно очень невысокого качества. Зёрна имеют черезчур разные размеры и катастрофически быстро выкрашиваются из-за отвратительного связующего. Бруски приходится постоянно выравнивать, уже через полчаса после начала работы. В принципе, из-за дешевизны корундовые бруски можно не выравнивать, а покупать новые. Но можно поступить так. Под струёй воды регулярно притирайте два бруска один к другому.

Керамические бруски предлагают множество фирм, изготавливающих инструмент и приспособления для заточки. Вообще-то возможно, что абразивные бруски заданной формы изготавливают для них специализированные, занимающиеся именно производством абразивных материалов фирмы, не исключено даже, что одни и те же. А они только используют изготовленные по их заказу элементы в своих точилках, ставят на них свой фирменный знак и пакуют в свою фирменную упаковку. Ну и, конечно же, существуют разные договоренности между фирмами, следуя которым они советуют точить ножи их изготовления на точилках того, а не иного производителя. Хотя в действительности результат заточки определяет умение точильщика, а не производитель выбранного инструмента (если, конечно, этот инструмент качественный).

Несомненное достоинство керамических брусков в том, что они имеют огромный ресурс и износоустойчивость. Средняя керамика изнашивается очень-очень медленно, мелкая - практически не изнашивается. Обратная сторона медали - это то, что во время работы бруски очень быстро засоряются мелкими частичками стертой стали и теряют свои абразивные свойства. Особенно мелкие. Правда, им легко вернуть рабочие свойства с помощью обыкновенного кухонного средства для чистки кастрюль или смешанного с мелким песком жидкого мыла, что настоятельно советуется делать после каждого использования таких брусков. Иначе они будут шлифовать сталь кое-как, а вот зловредный заусенец образовывать преотлично.

Следует помнить, что при работе с керамическими брусками очень желательно использовать смазку: воду или мыльный раствор. Иначе поверхность быстро засаливается металлической пылью.

Абразивы из керамики попросту формуют (как гончар лепит изделия из глины), сушат и потом обжигают. И тут (внимание!) в процессе обжига некоторая часть изделий теряет форму. Особенно недосушенные. Те, на которых дефекты видно невооруженным глазом, конечно, сразу выбрасывают, потому что с обожженной керамикой уже ничего больше сделать нельзя. А вот те, на которых незначительное искривление можно увидеть, только прикладывая линейку или два бруска рабочими поверхностями друг к другу, спокойно могут продать. Если величина прогиба не превышает 0,5 мм, в крайнем случае 1 мм на каждые 10 см длины бруска, работа на таком бруске на практике ничем не повредит качеству заточки. Значительно хуже, если брусок искривлен волнообразно. В пределах 1-1,5 мм на 20-сантеметровом бруске это тоже не так страшно, но такая погрешность уже может несколько ухудшить качество заточки.

Японские водные камни

В первом приближении это абразивные зерна твердых окислов или карбидов, осажденные в силикатной (что-то вроде белого кирпича) матрице. Возникает вопрос: что же, наши бруски из хозяйственного магазина или какие-нибудь китайские не точно так же устроены? Да, точно так же. Только это в теории, а на практике собака как всегда зарыта в мелочах. Насколько однородно подобраны размеры абразивных зерен, насколько однородный состав и твердость матрицы, и т.д. Камни эти довольно дорогие, но дешевле природных.

Их главным отличием от западноевропейских и отечественных аналогов является мягкость, которая определяется соотношением объема пор к объему связки и самих абразивных зерен. Из-за своей мягкости бруски стачиваются быстрее, постоянно обнажая новые зерна абразива, в то время как уже сработанные зерна образуют вместе с водой на поверхности бруска суспензию. Поэтому японские водные камни при более значительных скоростях износа обеспечивают стабильно высокую производительность при хорошей чистоте обработки поверхности. Применение брусков малой зернистости обеспечивает достаточно быструю доводку режущей кромки до практически идеального состоянии без полировальных паст, войлочных кругов и прочих аксессуаров.

На таких камнях нельзя работать насухо. Их надо не просто побрызгать водой, а как следует намочить. Японские камни предварительно замачиваются в чистой воде. Для этого подходят глубокие пластмассовые емкости, желательно прозрачные. Лучше иметь отдельную емкость для каждого вида камней, чтобы частицы крупного абразива не попадали на более мелкие. Время "замачивания" определяется по пузырькам воздуха, которые выделяет брусок. Крупные пористые камни будут выделять пузырьки, впитывая воду около 5 минут. Более мелкие, средней зернистости, насыщаются за 10-15 минут. Наиболее плотные, мелкозернистые бруски "замачивают" на 15-20 минут.

Затем камень устанавливается на держатель. Их существует великое множество - от покупных до самодельных. Требование к держателям - обеспечить устойчивое положение абразива и исключить его перемещение при работе, так как при заточке вам понадобятся обе руки. На мелкозернистых камнях перед правкой надо создать слой суспензии, для чего используется брусок мелкозернистого известняка Nagura. Теперь камень готов к работе.

В ходе шлифовки и полировки количество суспензии будет возрастать. Получается довольно-таки грязная работа. Смывать её не надо, следите только, чтобы она сильно не густела. Японцы периодически увлажняют её, окуная в воду кончики пальцев и стряхивая с них на брусок воду. Можно использовать бытовой пульверизатор или одноразовый шприц - старайтесь только не смыть её случайно полностью. Если клинок начинает ржаветь в ходе заточки, увлажнение можно производить слабыми мыльными и содовыми растворами. Однако использовать их при доводке и правке лезвия не рекомендуется.

Старайтесь использовать всю площадь бруска. В процессе интенсивного съема металла при работе крупнозернистым абразивом следите за его износом. Как правило, максимально изнашивается средняя часть бруска, что искажает рабочую плоскость и "заваливает" режущую кромку. Средств борьбы с этим явлением довольно много. Сами японцы делают специальные камни из твердых износостойких сортов абразива, с рядами параллельных пропилов на одной из сторон, под углом 45 градусов к продольной оси бруска, с помощью которых выравнивают изношенный камень. Для этих целей можно использовать и крупнозернистую водостойкую наждачную бумагу, наклеенную на стекло. Брусок укладывается на нее изношенной стороной и двигается круговыми движениями, напоминающими цифру "8", до восстановления плоского состояния. Можно использовать другой, более крупнозернистый камень. Важно, что восстановление производится с водой, после чего абразив тщательно промывается щеткой для удаления застрявших частиц более крупного абразива.

Хранить бруски следует в индивидуальной таре - пластиковой или картонной. Крупнозернистые и средней зернистости (зернистостью до 1000) - в воде, особенно если ими пользуются регулярно (раз в неделю и чаще). Обычно их хранят в закрытой крышкой емкости, а в состав регулярно меняемой воды добавляют обеззараживающие её средства для предотвращения гнилостных процессов. Редко используемые бруски лучше высушивать после применения. Мелкозернистые, наоборот, после каждого применения тщательно сушатся. Нельзя оставлять мокрый брусок на морозе - замерзшая вода способна его разрушить. Регулярная правка камня поможет снизить неравномерный износ и упростит уход за ним. При этом для предотвращения скола краев камня при работе стоит периодически, по мере износа, наводить на его гранях неширокую фаску под углом в 45 градусов. Истончившийся брусок рекомендуют наклеить водостойким клеем на ровный кусок толстого органического стекла или древесины - это продлит срок его жизни.

Работа японскими водными камнями - это занятие, не терпящее спешки и суеты. Однако если процесс заточки воспринимать не как нудную рутину, а как своеобразную медитацию и церемонию, то он может не только обеспечить превосходный результат, практически недостижимый иными средствами, но привнести в душу состояние покоя и умиротворения.

Алмазные бруски

Король среди абразивных материалов - это, конечно же, алмаз, самый твердый минерал на свете. Об этом знает каждый. Но не каждый знает, что уникальные режущие способности алмаза определяются не только этим его свойством. По сравнению с твердостью даже самой твердой стали, нет никакой разницы между твердостью алмаза и корунда. Однако характер кристаллической решетки придает зернам алмазного абразива форму с более острыми режущими гранями. К тому же они не изменяют своей формы в процессе работы. Проще говоря, не тупятся. Дело в том, что каждое, даже наименьшее, зернышко алмаза - это всегда монокристалл, и он просто не может иметь иной формы, чем та, что определена его кристаллической решеткой. В крайнем случае, он может раскрошиться на еще меньшие кристаллики, но тоже моно и точно такой же формы.

Огромное достоинство алмазного бруска для заточки ножей в том, что его рабочая поверхность никогда не теряет правильной, плоской формы. Толщина алмазного напыления измеряется долями миллиметра, поэтому никакая выработка поверхности бруска нам не грозит. Даже совсем "лысый", окончательно потерявший абразивные свойства алмазный брусок остается практически идеально плоским. Алмазный брусок довольно просто сделать легким. Конечно, это совсем необязательно, если речь идет о больших брусках, предназначенных для работы дома или в мастерской, на тяжелых даже удобней работать: они устойчивей. Да и не хрупкие они: от удара, который раскрошил бы природный или искусственный камень вдребезги, тонкая, укрепленная на пластмассовой основе стальная пластинка, покрытая алмазным порошком, даже не погнется.

Алмазные абразивные зерна чаще всего удерживаются на стальной поверхности с помощью электролитически осаженного никеля, реже - других металлов, например меди. Используется также технология осаждения алмазного (или корундового) абразивного порошка на стальной поверхности с помощью эпоксидного компаунда. Так изготавливаются более дешевые и менее долговечные инструменты для заточки. На алмазном инструменте можно работать, слегка увлажняя его водой, в крайнем случае можно и насухо. Так или иначе, хороший алмазный брусок не имеет склонности засоряться частичками обрабатываемой стали, и для того, чтобы очистить его полностью, достаточно прополоскать его в воде, в крайнем случае, можно вытереть сухой ветошью или даже просто ладонью. Еще один плюс алмазных абразивов - в том, что они стирают сталь очень быстро, и это эффективно позволяет сократить рабочую длину бруска примерно в полтора раза по сравнению с керамическим или природным. Конечно, чем длинней брусок, тем проще будет работа и качественней результат, поэтому не стоит очень уж экономить на длине бруска, даже алмазный брусок все-таки должен быть хотя бы в полтора раза длинней затачиваемого клинка. Но на коротком алмазном бруске работать еще как-то можно, а на природном камне такой же длины это будет уже самоистязание и издевательство над клинком, а не работа. Однако очень эффективное стирание стали может обернуться своей противной стороной и легко привести к довольно значительному и трудно исправимому повреждению лезвия в нетвердых или неопытных руках. Особенно опасны в этом смысле крупнозернистые алмазные абразивы, применяемые для быстрого и эффективного профилирования режущего клина сильно затупленного или поврежденного лезвия.

Главный недостаток алмазных брусков для заточки - это, конечно же, цена. И хотя на всем свете производится огромное количество искусственных алмазов и примерно столько же алмазного порошка поступает в виде отходов от производства ювелирных изделий, все-таки технология производства хороших, марочных, алмазных абразивов остается достаточно дорогой. Следует обходить дешевые алмазные бруски, они лысеют буквально на глазах! Технология производства теоретически такая же, но опять же собака зарыта в такой "мелочи" как качество. Качество буквально всего - осаждающего никель гальванического процесса, чистоты самого никеля, однородности и повторяемости грануляции алмазного порошка и т. д. Может случиться так, что, как только вы принесете "безвременно облысевший" брусок в магазин, где вы его купили, вам скажут: "Нормальный износ, ничего особенного, никакая гарантия на это не распространяется, точно так же, как на диск сцепления, или, скажем, тормозные колодки в автомобиле. Расходные материалы и все тут!" Или еще лучше: "Вы сами его испортили, не надо было так сильно нажимать при заточке!".

А сильно нажимать действительно не надо ни в коем случае. Ни на какой абразив, а на алмазный в особенности. При сильном нажиме вы будете выламывать алмазные кристаллики из сравнительно мягкого слоя никеля. И тогда вы безвозвратно испортите дорогой брусок. Особенно надо быть осторожным в первое время эксплуатации, когда алмазный брусок "обкатывается", или, правильней сказать, притирается. Вам может показаться, что новый алмазный брусок шлифует сталь очень агрессивно, но теряет эту агрессивность буквально с каждым заточенным ножом. Однако если вы купили действительно качественный брусок, то не торопитесь нести его назад в магазин с претензиями. Это нормальное явление для всех абразивов, только в алмазных, предназначенных именно для ручной заточки, оно наиболее заметно. После заточки 10-15 ножей ваш брусок дойдет до своей расчетной кондиции и долго-долго будет работать так, как должен. Просто в первое время из него выкрашиваются абразивные зерна кое-как держащиеся, сильно выступающие из поверхностного слоя. Именно они и придают бруску ненормальную агрессивность, и именно потому, что сильно выступают, а значит, слабо держатся. Разница между марочным и дешевым безымянным бруском заключается в том, что дешевый будет более или менее равномерно лысеть дальше и дальше, пока не облысеет окончательно.

Натуральные бруски

Натуральные абразивные бруски - это практически всегда более или менее мелкие кристаллики кварца, связанные осадочными породами, что-то вроде окаменевшего ила. Натуральных камней, пригодных для использования в качестве абразивных материалов, вообще-то очень много, и встречаются они во всех частях света.

Французский геолог Р. Кордье назвал группу горных пород, состоящих из мелкозернистых кремнистых сланцев с абразивными свойствами, новакулитами, что в переводе - бритвенный камень. Название прижилось, и - случай беспрецедентный в петрографии - распространилось на целые группы точильных камней различного минерального состава: на слюдистые сланцы с зёрнами гранатов, пористые халцедоны, глинистые сланцы с кварцем и другие породы. Объединяют их только абразивные свойства и мелкозернистая структура. Гранатовые абразивы издавна были широко известны в Европе. Наилучший из них - так называемый "бельгийский камень". Это тонкозернистый мусковитовый сланец, содержащий чрезвычайно мелкие зёрна гранатов. К новакулитам причислены также глинистые сланцы с кварцем из Тюрингии - тюрингский шифер, слюдистые сланцы с кварцем из Нью-Гэмпшира и Вермонта, халцедоновый абразив из штата Миссури (США). Наиболее известные месторождения подобных абразивов находятся в США (т. н. арканзасский камень) и в Бельгии (т. н. голубой бельгийский камень). В России для доводочных операций использовались некоторые разновидности сланцев.

В случае абразивных камней нельзя говорить, что натуральное лучше искусственного. Величина абразивных кристалликов в природном камне может колебаться в достаточно широких пределах так же, как и твердость удерживающей их вместе осадочной породы - матрицы. Представляете себе брусок, который шлифует неодинаково в разных местах по длине и по ширине? А найти глыбы, из которых промышленным способом можно было бы выпиливать однородные бруски, не так то легко. Да и пилить его тоже сложно. Поэтому-то бруски на основе натуральных камней стоят, как правило, дороже искусственных. А точат часто хуже, почти всегда медленней, да и изнашиваются быстрее. Конечно, правильно подобранным комплектом хороших натуральный брусков можно отлично наточить клинок даже из очень твердой современной стали. Но если такого же эффекта можно достигнуть проще, быстрей и дешевле с помощью абразивов искусственных, то надо быть действительно большим любителем всего натурального, чтобы пренебречь выгодой.

Арканзасский камень (или арканзас) состоит из самого обыкновенного кристаллического кремнезёма, то есть кварца. Но структура у арканзаса особенная. Во-первых, это самая чистая кварцевая порода - в ней 99,5% SiO 2 . Даже в горном хрустале примесей больше! Во-вторых, арканзас - самая мелкозернистая и самая однородная порода. Наконец, у него самые прочные связи между зёрнами. Это объясняется так называемой импликационной структурой: зубчатые границы зёрен как бы врастают друг в друга.

Единственное в мире месторождение "арканзасского камня" в бассейне реки Арканзас (один из крупнейших правых притоков реки Миссисипи). Отсюда и пошло название камня. Когда-то порода залегала там мощными пластами, но в результате интенсивной разработки залежи истощились.

Чем крупнее у арканзаса зерно и больше пористость, тем меньше его твёрдость. Камень разных сортов - твёрдый, средний и мягкий - залегает отдельными, нередко смежными пластами.

Если уж кто-то решится приобрести комплект брусков арканзасского камня, то следует придерживаться следующих правил. Купить как минимум три бруска - мягкий (soft), средний (medium) и твердый (hard). Мягкий камень содержит относительно крупные кристаллики кварца, а матрица его имеет пористую, губчатую структуру. Поэтому легко (относительно, конечно) стирается, обнажая следующие "свежие" абразивные кристаллики. Такой камень шлифует сталь быстрее, но более грубо, на нем можно профилировать режущий клин сильно затупленного лезвия. Но и сам камень стирается устрашающе быстро, особенно если принять во внимание его цену. Средний камень имеет более плотную и более твердую матрицу, а абразивные зерна в нем помельче. На среднем камне можно точить средне затупленные лезвия, он оставляет за собой более гладкую (чистую) поверхность, стирается сам помедленней, но и сталь стирает соответственно медленней. Твердый камень - он и есть твердый, и кристаллики содержит самые мелкие. На твердом камне дошлифовывают лезвие до идеальной, бритвенной, остроты. Он наиболее долговечный, но и шлифует сталь очень уж "нежно". Сверхтвердые арканзасские камни - это уже искусство ради искусства, для тех, кто хочет отполировать свое лезвие до зеркального блеска, что на практике как раз не всегда имеет смысл.

Покупая, следует выбирать как можно более длинные бруски именно потому, что природный камень стирает сталь медленно и тот же эффект достигается значительно большим числом проходов, чем на искусственном бруске. Для заточки большинства рабочих, охотничьих и туристических ножей длина бруска из природного камня - 20 см (8 дюймов); это абсолютный минимум. Для кухонных ножей с длинными клинками, особенно изготовленных из твердой и износостойкой современной нержавеющей стали, нужен еще более длинный брусок из природного камня. Работа на коротком бруске может попросту оказаться крайне неудобной и малопроизводительной.

Вместе с брусками из арканзасского камня обязательно купите легкое минеральное масло, которое чаще всего продается в комплекте с ними (но не всегда). Работать на природном камне насухо нельзя ни в коем случае! Его пористая рабочая поверхность очень быстро засорится частичками стали, и "освежить" её будет довольно трудно. А масло попросту "втискивается" между матрицей камня и частичками стали, отделяя их друг от друга так, как отделяет приржавевшую гайку от болта. Что, конечно, совсем не значит, что камень при таком правильном использовании никогда не засорится. Напротив, после каждой заточки камень надо хорошенько промыть горячей водой с мылом и жесткой щеткой именно для удаления частичек стертой стали, смешанных с маслом. А перед следующей заточкой слегка увлажнить (необязательно, чтобы с него капало) камень маслом снова. Когда точишь на натуральном камне, то легко испачкаться до ушей самому и испачкать все вокруг противным черным месивом из масла и частичек стертой стали. Очень трудно от него потом отмыться, да и сам камень отмыть нелегко. И ни в коем случае нельзя использовать для этой цели масло растительное! Оно проникнет в поры камня на неопределенную глубину, там со временем полимеризуется от контакта с кислородом воздуха (как полимеризуется олифа - это ведь тоже растительное масло), и тогда ваш камень можно будет выбросить. По той же самой причине никогда не точите на натуральном камне грязный, засаленный кухонный нож - всегда хорошенько вымойте его перед заточкой.

Другим несомненным недостатком природных камней является их хрупкость.

Рекламируемое производителями и продавцами достоинство, что они якобы "точат, стирая минимум стали с лезвия", - это уж, извините, бред, рассчитанный на наивных богатых покупателей. Как это можно точить не стирая? Или "много" точить, "мало" стирая? Вся заточка ведь базируется именно на контролируемом стирании стали с лезвия с целью придания ему нужной формы, в отличие от бесконтрольного и носящего случайный характер стирания при затуплении ножа.

Когда выработается ваш брусок из натурального камня в своей середине, вы возьмите ровную бетонную плиту побольше, полейте ее хорошенько водой и притрите рабочую поверхность вашего бруска опять до плоской формы. Конечно, наработаетесь при этом как следует, но опять же тем меньше, чем раньше вы за это возьметесь и меньше "запустите" свой брусок. А когда поверхность будет уже плоская, в чем убедитесь, прикладывая линейку, бросьте на эту самую плиту лист средней наждачной бумаги, тоже лучше водостойкой, и придайте вашему "обновленному" бруску надлежащую чистоту рабочей поверхности. И так далее, пока ваш брусок не сотрется до такой малой толщины, что просто сломается, но это не наступит слишком скоро, даже если вы будете точить один-два ножа ежедневно.

Использование абразивной бумаги

В этой теме правильнее упомянуть и альтернативу абразивным брускам. Существует немало приверженцев заточки ножей на абразивной бумаге. Конечно, служить лист шкурки будет несравнимо меньше чем брусок, но когда есть желание опробовать абразивы различной зернистости, проще на пробу купить лист шкурки, чем брусок, тем более что бруска с очень мелким зерном можно и не найти. Впрочем, искать очень мелкую шкурку (например P2000) в магазах тогующих электроинструментом или строительными материалами тоже малоэффективно. Лучше сразу идти на сайт телефонного справочника "Желтые страницы" (allinform.ru) в раздел "Абразивные материалы, инструменты", выбрать свой город (если не выбрался сам), и искать тех, кто торгует в розницу за наличные.

Абразивная бумага должна быть водостойкой. Для заточки ножей она нарезается на длинные полоски шириной 4-8 см, которые закрепляются на плоской поверхности, например куске стекла. Крепить можно по-разному, главное, чтобы шкурка точно повторяла плоскую поверхность. Если основа шкурки из полимерной пленки, намоченная она будет как бы прилипать к гладкой и ровной поверхности. Абразивную бумагу можно прилепить двухсторонней клейкой лентой. Чтобы не было неровностей, клейкая лента должна клеиться по всей поверхности. Можно сделать и механическое крепление. Также следует позаботиться о креплении приспособления к столу.

Для заточки стамесок и ножей рубанков абразивную бумагу можно не нарезать, и менять её рабочую область по мере износа абразива.

При заточке, шкурка опрыскивается водой или мыльным раствором. Лезвие следует двигать по шкурке без нажима. После заточки шкурка моется и может использоваться не один раз.

При использовании содержания данного сайта, нужно ставить активные ссылки на этот сайт, видимые пользователями и поисковыми роботами.



Loading...Loading...