Диагностика по речевому развитию старшей группе. Диагностика "развитие речи по программе радуга"

Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста [Текст]: методическое пособие /.- Красное: МДОУ «Детский сад «Колосок» с. Красное»,2010.-76с.

Пособие содержит краткое описание речи детей дошкольного возраста, а также диагностические методики по обследованию разных сторон речи детей дошкольного возраста, рекомендованные, ; , Гризик адресовано воспитателям ДОУ, студентам педагогических колледжей , родителям, заинтересованным в высоком речевом развитии детей.

Введение………………………………………………………………………….2

1.Характеристика речи детей……………………………………………………3

2.Методика обследования словаря детей………………………………….........4

3 Методика обследования звуковой культуры речи ………………………....31

4. Методика обследования грамматического строя речи…………………….49

5.Методика обследования связной речи………………………………………67

Список литературы……………………………………………………………...72

Введение

Речь - одна из основных линий развития ребенка . Родной язык помогает малышу войти в наш мир, открывает широкие возможности для общения со взрослыми и детьми. С помощью речи малыш познает мир, высказывает свои мысли и взгляды. Нормальное речевое развитие необходимо ребенку для успешного обучения в школе.

Речь развивается стремительными темпами, и в норме уже к 5 годам правильно произносит все звуки родного языка; владеет значительным словарным запасом; освоил основы грамматического строя речи; владеет начальными формами связной речи (диалогом и монологом), позволяющими ему свободно вступать в контакт с окружающими людьми. В дошкольном возрасте начинается элементарное осознание явлений родного языка. Ребенок постигает звуковое строение слова, знакомится с синонимами и антонимами , со словесным составом предложения и т. д. Он способен понять закономерности построения развернутого высказывания (монолога), стремится освоить правила ведения диалога. Формирование элементарного осознания языковых и речевых явлений развивает у детей произвольность речи, создает основу успешного овладения грамотой (чтением и письмом). В дошкольном возрасте наряду с определенными достижениями очевидными становятся упущения и недостатки в речевом развитии ребенка. Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребенка отрицательно отражается на его деятельности и поведении, на формировании личности целом.


Цель обследования – определить исходный уровень речевого развития каждого ребенка и группы в целом на начало учебного года; определить результативность работы по речевому развитию за предыдущий год (динамика речевого развития за год).

1. Характеристика речи детей дошкольного возраста

Младший возраст

При благоприятных условиях воспитания усвоение звуковой системы языка происходит к четырем годам (правильное звукопроизношение, становление интонационной структуры речи, умение передать элементарную интонацию вопроса, просьбы, восклицания). Ребенок накапливает определенный запас слов, который содержит все части речи .

Превалирующее место в детском словаре занимают глаголы и имена существительные, обозначающие предметы и объекты ближайшего окружения, их действие и состояние. У ребенка активно формируются обобщающие функции слов. Через слово ребенок овладевает основными грамматическими форма ми: появляется множественное число , винительный и родительный падежи имен существительных, уменьшительно-ласкательные суффиксы, настоящее и прошедшее время глагола, повелительное наклонение; развиваются сложные формы предложений, состоящих из главных и придаточных, в речи отражаются причинные, целевые, условные и другие связи, выраженные через союзы. Дети осваивают навыки разговорной речи, выражают свои мысли простыми и сложными предложениями и подводятся к составлению связных высказываний описательного и повествовательного типа. Однако в речи многих детей четвертого года жизни отмечаются и другие особенности.

В этом возрасте дошкольники могут неверно произносить (или совсем не произносить) шипящие (ш, ж, ч, щ ), сонорные (р, рь, л, ль) звуки. Требует совершенствования интонационная сторона речи, необходима работа как над развитием артикуляционного аппарата ребенка, так и над, развитием таких элементов звуковой культуры, как теми, дикция, сила голоса.

Овладение основными грамматическими формами также имеет свои особенности. Далеко не все дети умеют согласовывать слова в роде, числе и падеже. В процессе построения простых распространенных предложений они опускают отдельные члены предложения. Очень ярко выступает и проблема речевых новообразований, которые порождаются словообразовательной системой родного языка. Стремление к созданию новых слов диктуется ребенку творческим освоением богатств родного языка. Детям четвертого года жизни доступна простая форма диалогической речи, однако они часто отвлекаются от содержания вопроса. Речь ребенка ситуативна, преобладает экспрессивное изложение.

Средний дошкольный возраст

Главное направление развития речи на пятом году жизни - это освоение связной монологической речи. Происходят заметные изменения и в освоении способов словообразования , начинается взрыв словотворчества. Дети получают начальное представление о слове как звуковом процессе (оно звучит, состоит из звуков, звуки произносятся друг за другом, последовательно). У детей этого возраста очень велико тяготение к рифме. Они подбирают слова, порой лишенные всякого смысла. Но само это занятие далеко не бессмысленное: оно способствует развитию речевого слуха, формирует умение подбирать слова, близкие по звучанию.


Ребенок научается правильно понимать и употреблять термины слово, звучит, звук, вслушиваться в звучащее слово, самостоятельно находить слова разные и сходные по звучанию, определять последовательность звучания звуков в слове, выделять определенные звуки. Это период ознакомления детей со словом - его смысловой стороной (оно имеет смысл, обозначает какой-то предмет, явление, действие, качество). Активный словарь ребенка обогащается словами, обозначающими качества предметов, производимые с ними действия. Дети могут определить назначение предмета, функциональные признаки (Мяч - это игрушка: в него играют). Они начинают подбирать слова с противоположным значением, сравнивают предметы и явления, употребляют обобщающие слова (имена существительные с собирательным значением).

Это период практического усвоения правил употребления грамматических средств. Речь детей изобилует грамматическими ошибками, неологизмами («детскими» словами типа «машинский», «откнопил», «ползук»).Дети овладевают морфологическими средствами языка (согласование слов в роде, числе, падеже чередование согласных в основах глаголов и имен существительных). Ребенок подводится к пониманию многозначности отдельных грамматических форм. Он усваивает способы словообразовании существительных с суффиксами эмоционально - экспрессивной оценки, с суффиксами, означающими детенышей животных, а также некоторые способы образования глаголов с приставками, степеней сравнения прилагательных.

Дети осваивают умение строить разные типы высказывания - описание и повествование. При составлении рассказов совершенствуются понимание смысловой стороны речи, синтаксическая структура предложений, звуковая сторона речи, т. е. все те умения, которые необходимы ребенку пятого года жизни для развития связной речи. Речевая активность возрастает и В СВЯЗИ с тем, что это возраст «почемучек». Вместе с тем в речи детей пятого года жизни встречаются нарушения. Не все дети правильно произносят шипящие и сонорные звуки, у некоторых недостаточно развита интонационная выразительность. Имеются недостатки и в освоении грамматических правил речи (согласование имен существительных и имен прилагательных в роде и числе, употребление родительного падежа множественного числа). Речь детей от четырех до пяти лет отличается подвижностью и неустойчивостью. Они могут ориентироваться на смысловую сторону слова, однако точное употребление слова вызывает у многих детей затруднение. Большинство детей не владеют в достаточной степени умением строить описание и повествование: нарушают структуру, последовательность, не владеют умением связывать между собой предложения и части высказывания. Эта характеристика приблизительна. Уровни речевого развития детей одного возраста бывают очень различными. Особенно ясно эти различия выступают именно в среднем дошкольном возрасте. Во-первых, к этому времени большинство детей усваивает слово - и звукопроизношение. Во-вторых, ребенок овладевает связной речью и начинает строить самостоятельное высказывание, состоящее на первых порах лишь из нескольких предложений. Уровень речевого развития детей пятого года жизни можно выявлять по методике, разработанной для младшей группы. Однако добавляются и усложняются некоторые задания.

Старший дошкольный возраст

У детей старшего дошкольного возраста развитие речи достигает высокого уровня. Большинство детей правильно произносит все звуки родного языка, может регулировать силу голоса, темп речи, интонацию вопроса, радости, удивления. К старшему дошкольному возрасту у ребенка накапливается значительный запас слов. Продолжается обогащение лексики (словарного состава языка, совокупности слов, употребляемых ребенком), увеличивается запас слов, сходных (синонимы) или противоположных (антонимы) по смыслу, многозначных слов.

Таким образом, развитие словаря характеризует не только увеличение количества используемых слов, но и понимание ребенком различных значений одного и того же слова (многозначного). Движение в этом плане чрезвычайно важно, поскольку связано со все более полным осознанием детьми семантики слов, которыми они уже пользуются.

В старшем дошкольном возрасте в основном завершается важнейший этап речевого развития детей – усвоение грамматической системы языка. Возрастает удивительный вес простых распространенных предложений, сложносочиненных и сложноподчиненных. У детей вырабатывается критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь.

Наиболее яркой характеристикой речи детей старшего дошкольного возраста является активное усвоение или построение разных типов текстов (описание, повествование, рассуждение). В процессе освоения связной речи дети начинают активно пользоваться разными типами связи слов внутри предложения, между предложениями и между частями высказывания, соблюдая их структуру (начало, середина, конец).


Допускают дети ошибки и в образовании разных грамматических форм. И конечно же, вызывает затруднение правильное построение сложных синтаксических конструкций, что приводит, к неправильному соединению слов в предложении и связи предложений между собой при составлении связного высказывания.

Основные недостатки в развитии связной речи – это неумение построить связный текст, используя все структурные элементы (начало, середина, конец), соединять части высказывания.

Речевые задачи по отношению к детям старшего дошкольного возраста включают в те разделы, что и в предыдущих возрастах, однако усложняется каждая задача как по содержанию, так и по методике обучения.

Методика выявления отдельных сторон речевого развития детей. В разделе рассматриваются отдельные методики, выявляющие особенности владения ребенком лексикой, грамматикой, фонетикой родного языка.

Уровни владения речевыми умениями и навыками, по разным сторонам речевого развития

Младший возраст г.)

К концу года дети могут:

Грамматика

1) образовывать наименование животных и их детенышей в единственном и множественном числе, используя уменьшительно-ласкательные суффиксы (кот - кошка - котенок - котик - котята);

2) согласовывать имена существительные и имена прилагательные в роде и числе (пушистый котенок, маленькая кошечка);

3) составлять простые и сложные предложения по картинкам совместно со взрослым.

Фонетика

1) произносить звуки родного языка, четкое артикулирование их в звукосочетаниях и словах;

2) отчетливо произносить фразы, используя интонацию целого предложения и регулировать силу голоса и темп речи.

Связная речь

1) отвечать на вопросы по содержанию картины и составлять короткий рассказ совместно со взрослым

2) воспроизводить текст хорошо знакомой сказки;

3) составлять рассказ из личного опыта ребенка;

4) пользоваться словами, обозначающими речевой этикет (спасибо, пожалуйста, здравствуйте).

Средний возраст (4 – 5л)

К концу года дети могут:

1) Понимать слова, близкие и противоположные по смыслу, а также разные значения многозначного слова;

2) понимать и употреблять обобщающие слова (мебель, овощи, посуда);

3) подбирать признаки, качества и действия к названию предметов;

4) сравнивать и называть предметы по размеру, цвету, величине.

Грамматика

1) Соотносить названия животных и их детенышей (лиса - лисенок, корова - теленок);

2) употреблять глаголы в повелительном наклонении (побегай, помаши);

3) правильно согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе, падеже, ориентируясь на окончание (пушистая кошка, пушистый котик);

4) составлять предложения разных типов.

Фонетика

1) Правильно произносить звуки родного языка;

2) находить слова, сходные и различные по звучанию;

3) правильно пользоваться умеренным темпом речи, силой голоса, интонационными средствами выразительности.

Связная речь

1) пересказывать короткие сказки и рассказы с незнакомым им ранее содержанием;

2) составлять рассказ по картинке или об игрушке совместно со взрослым;

3) описывать предмет, изображенный на картинке, называя признаки, качества, действия, высказывая свою оценку;


4) пользоваться разнообразными вежливыми формами речи.

Старший возраст (5-6 л)

К концу года дети могут:

1) активизировать имена прилагательные и глаголы, подбирать точные по смыслу слова к речевой ситуации;

2) подбирать синонимы и антонимы к заданным словам разных частей речи;

3) понимать и употреблять разные значения многозначных слов;

Грамматика

1) Образовывать название детенышей животных {лиса - лисенок, корова - теленок); подбирать однокоренные слова, согласовывать имена существительные и имена прилагательные в роде и числе;

2) образовывать трудные формы повелительного и сослагательного наклонения (спрячься! Потанцуй! искал бы); родительного падежа (зайчат, жеребят, ягнят);

3) строить сложные предложения разных типов.

Фонетика

1) Дифференцировать пары звуков с-з, с-ц, ш-ж, ч-щ л-р различать свистящие, шипящие и сонорные звуки, твердые и мягкие;

3) подбирать слова и фразы, сходные по звучанию.

Связная речь

1) В пересказывании литературных произведений интонационно передавать диалог действующих лиц, характеристику персонажей;

2) составлять описание, повествование или рассуждение;

3) развивать сюжетную линию в серии картин, соединяя части высказывания разными типами связей.

2.Методика обследования словаря детей

Методика обследования по (Стребелевой )

Средний возраст(4-5 л.)

1.Методика «Покажи картинку».

Цель: диагностика понимания ребенком функционального назначения предметов, изображенных на картинках.

О6рудование: картинки с изображением предметов, знакомых ребенку: шапка, варежки, очки, иголка с ниткой, зонт, ножницы.

Ход обследования: перед ребенком раскладывают картинки, при этом речевая инструкция не соответствует последовательности разложенных картинок. Ребенок должен выбрать картинку среди других ориентируясь на следующие словесные инструкции: Покажи, что люди надевают на голову, когда идут на улицу. - «Что люди надевают на руки зимой?» - «Чем пришивают пуговицу?» - «Что нужно людям, чтобы лучше видеть?» - «Чем режут бумагу?» - «Что нужно взять на улицу, если идет дождь?» Фиксируется: выбор ребенком картинки в соответствии с иней, возможность называть предметы, изображенные на картине.

2.Методика «Назови, что покажу».

Оборудование: картинки с изображением предметов, встречающихся в жизни ребенка: яблоко, чашка, кошка, машина, морковь, пальто, часы, конфеты; груша, кастрюля, корова, корабль, лук, шарф, лиса, реши, яйцо, халат, диван, слон, слива, черепаха, аквариум, памятник. Картинки с изображением действий, знакомых детям из их опыта: читает, катается, кормит.

Ход обследования: взрослый последовательно предлагает ребенку рассмотреть картинки с изображением различных предметов действий и назвать их. В случаях затруднения взрослый просит показать определенную картинку, а затем ее назвать.

3.Методика «Будь внимательным».


Цель: проверка предметного и глагольного словаря.

Оборудование: картинки с изображением предметов, встречающихся в жизни ребенка: яблоко, чашка, кошка, машина, морковь, пальто, часы, конфеты, груша, кастрюля, корова, корабль, шарф, лиса, репа, яйцо, халат, диван, слон, слива, черепаха, аквариум. Картинки с изображением действий, знакомых детям из их опыта: читает, катает, кормит.

Ход обследования: взрослый последовательно предлагает ребенку рассмотреть картинки с изображением различных предметов действий и назвать их.

В случаях затруднения взрослый просит показать определенную картинку, затем ее назвать.

4. Методика «Назови одним словом».

Цель: проверка умения обобщить одним словом предметы и изображения на картинках, сгруппированные по функциональному признаку. игрушки - машинка, зайка, мишка, пирамидка, матрешка, картинки с изображением нескольких предметов: одежда и овощи.

Ход обследования: ребенку предлагают рассмотреть картинки с изображением одежды и овощей, а также игрушки и назвать их одним словом.

5.Методика «Скажи наоборот».

Цель: диагностика умения употреблять слова, обозначающие признаки предметов.

Оборудование: картинки с изображением предметов, имеющих противоположные признаки: здоровая-больная; чистые - грязные, белый-черный; толстая-тонкая; высокий-низкий.

Ход обследования: ребенку предлагают поиграть, подобрав слова-признаки с противоположным значением. Например: «У одного мальчика чистые руки, а у другого - какие?»

5.Методика «Назови ласково»

Цель: диагностика сформированности умения образовывать имена существительнные с уменньшительно-ласкательным суффиксом.

Оборудование: картинки с изображением большого и маленького предметов: цветок - цветочек, шапка - шапочка, кольцо - колечко, скамейка - скамеечка.

Ход обследования: ребенку предлагают рассмотреть и назвать картинки с изображением большого в маленького предметов.

Старший возраст.(5-6 л.)

Выявление овладения словарем (точность словоупотребления, использование разных частей речи).

1.Методика «Назови, что это?»

Цель: выявление овладения обобщающими словами.

Оборудование: картинки с изображением: одежды, фруктов, мебели.

Ход обследования: взрослый предлагает ребенку рассмотреть ряд картинок и назвать их одним словом (одежда, мебель). Затем взрослый просит ребенка перечислить цветы, птиц и животных. Далее ребенку предлагают отгадать предмет по описанию: «Круглое, гладкое, сочное, сладкое, фрукт» (яблоко). Оранжевая, длинная, сладкая, растет на грядке, овощ (морковь); зеленый, длинный, вкусный он соленый, вкусный он сырой, кто же он такой? (огурец); красный, круглый, сочный, мягкий, вкусный, овощ (помидор).

2.Методика «Кто как двигается?»

Оборудование: картинки с изображением рыбы, птицы, лошади, собаки, кошки, лягушки, бабочки, змеи.

Ход обследования: взрослый предлагает ребенку ответить на Вопросы: Рыба.,. (плавает) Птица.,. (летает). Лошадь..(скачет). Собака... (бегает) Кошка.. .(крадется, бегает). Лягушка (как двигается?) - прыгает. Бабочка. ..(летает).


3.Методика «Назови животного и его детеныша».

Цель: выявление уровня сформированности словарного запаса.

Оборудование: картинки с изображением домашних и диких животных и их детенышей.

Ход обследования: ребенку показывают картинку с изображением одного из животных и предлагают назвать его и его детеныша. В случаях затруднения взрослый берет картинки и помогает ребенку ответить: «Это кошка, а у нее детёныш - котенок. А это собака, как называется ее детеныш?»

4.Методика «Подбери слово».

Цель: выявление умения подбирать слова, обозначающие качество действия.

Ход обследования: взрослый предлагает ребенку внимательно выслушать словосочетание и подобрать к нему нужное слово. Например: «Конь бежит. Как? Быстро». Предлагаются следующие словосочетания: ветер дует... (сильно); собака лает... (громко); лодка плывет... (медленно); девочка шепчет... (тихо).

Старший возраст (6-7 л)

1.Методика «Объясни действия».

Цель: выявление понимания смысловых оттенков значений глаголов, образованных аффиксальным способом (при помощи приставок, которые придают словам различные оттенки).

Ход обследования: ребенку предлагается выслушать слова и объяснить значения слов:

бежать-подбежать-выбежать;

писать-подписать-переписать;

играть-выиграть-проиграть;

смеяться-засмеяться-высмеять;

шел-отошел-вошел.

2.Методика «Подбери слово»

Цель: выявление понимания оттенков значений синонимов - прилагательных.

Ход обследования: взрослый предлагает ребенку подобрать слова, близкие по значению к названному слову (прилагательному), Например:умный - рассудительный.; слабый - робкий -. старый.

3.Методика «Объясни»

Цель: выявление понимания переносного значения прилагательных.

Ход обследования: ребенку предлагают объяснить следующие словосочетания: злая зима; золотые руки; золотые волосы; колючий ветер; легкий ветерок.

Методика обследования (по Ушаковой, Струниной)

Младший возраст(3-4 л.)

Цель: диагностика сформированности словаря детей.

Задание 1. Кукла.

Воспитатель показывает ребенку куклу, задает вопросы в следующей последовательности.

1. Как зовут куклу? Придумай ей имя.

1) Ребенок называет имя в предложении (Я хочу назвать ее Марина);

2) дает имя (одним словом);

3) не дает имя (повторяет слово кукла).

2. Скажи, какая Марина?

1) Называет два слова и более (красивая, нарядная);

2) называет одно слово (хорошая);

3) не называет качеств, признаков (повторяет слово кукла).

3. Что на ней (Марине) надето?

1) Самостоятельно называет более двух предметов одежды (в зеленом платье, белых носочках);

2) с помощью вопросов педагога: «Что это? Покажи...» (Это - носочки, это - платье);

3) показывает предметы одежды, но не называет.

4. Как назвать одним словом? (Педагог называет: «Платье, носки - это...?»)

1) Ребенок называет обобщающие слова (одежда, вещи);

2) называет другие виды одежды (трусики, колготки, кофта...);

3) повторяет слова, которые назвал педагог (платье, носочки).

5. Какая одежда надета на тебе?

1) Называет более двух слов (рубашка, майка, брюки);

2) называет два предмета одежды (сарафан, майка);

3) называет только одно слово (платье) или перечисляет обувь (тапочки, туфли).

6. Что делает Марина? (Педагог выполняет действия: кукла садится, встает, поднимает руку, машет ею.)

1) Ребенок называет все действия;

2) называет два действия (встала, подняла руку);

3) называет одно слово - действие (стоит или сидит).

7 . Что можно делать с куклой?

1) Называет более двух слов (укладывать спать, качать ее, играть);

2) называет два действия (катать в коляске, кормить куклу);

3) называет одно слово (играть).

Задание 2. Мяч.

1 . Какой мяч (дать в руки ребенка)?

1) Называет два признака и более (круглый, резиновый);

2) называет одно слово;

3) не называет качеств, говорит другое слово (играть).

2 . Что с ним можно делать?

Анализ полученных данных

Вторая младшая группа № ______

Задание № 1

Начало года Конец года
детей % детей %
Не искажает простое слово
Искажает простое слово
Не искажает сложные слова
Искажает сложные слова

Задание № 2

Начало года Конец года
детей % детей %
1. Правильно закончили первые четыре предложения
2. Не поняли задания и не закончили:
- четыре предложения
- три предложения
- два предложения
- одно предложение
Начало года Конец года
детей % детей %
Правильно употребили:
три слова-названия детёнышей
два слова
одно слово

Задание № 3

Начало года Конец года
детей % детей %
1. Правильно поняли содержание картинки
2. Не поняли про что картинка
3. Попытались самостоятельно рассказать о том, что изображено на картинке. При этом составили рассказ:
- из 4-5 предложений
- из 2-3 предложений
- из 1 предложения
4. Рассказывали, отвечая только на вопросы

Диагностика детей второй младшей группы по развитию речи

Задание № 1

Используя картинку, воспитатель предлагает ребёнку: «Я буду произносить слова, которые мне нравятся, а ты повторяй их вслед за мной: шапка – жук – чайник – щётка – репа – рыба – лопата – сумка – пингвин – вертушка»

(Два последних слова дают представление о том, как ребёнок воспроизводит сложные слова со стечение согласных)

Задание № 2

Цель упражнений: проверить, как дети согласуют существительные с прилагательными и числительными (первые четыре предложения); как образуют существительные по аналогии (четыре последние фразы).

1. Воспитатель рассказывает, используя картинку, а ребёнок помогает ему, подсказывает нужное слово, заканчивает фразу.

«Мяу! – мяукнула мама-кошка, и к ней сразу же примчался один…? – котёнок (котёночек). За ним бегут остальные …? – котята (котятки).

Утка пересчитала своих…? – утят (утяток). Не досчиталась одного…? - утёнка (утёночка). Пошла искать его»

2. Закончи предложения: «У лисицы трое лисят. У волчицы четверо…? - волчат. У медведицы двое…? – медвежат. У барсучихи трое…? – барсучат».

Задание № 3. Что на картинке?

Воспитатель просит ребёнка рассказать, что он видит на картинке. Рекомендуем использовать цветные листы-вкладыши в книге: Гербова В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе. Сюжеты: «Дети кормят курицу и цыплят», «Едем в автобусе», «Играем с песком».

Анализ полученных данных

Фамилия, имя, возраст ребёнка ______

Задание № 1


Задание № 2

Задание № 3

Диагностика детей средней группы по развитию речи

Задание 1. Проверить все ли дети правильно произносят звуки с, з, ц, ш, ж, ч, щ, р, л (по любой известной методике)

Задание 2. Проверить слышит ли ребёнок звук в слове (на примере звука р )

Методика обследования

Воспитатель просит ребёнка сделать хлопок в ладоши, если в слове, которое он произнесёт, есть звук р. «Давай потренируемся. Рак. Есть в этом слове р ? Значит надо сделать хлопок, вот так. Паук. Есть в слове паук звук р ? Значит, и хлопка не будет. Теперь работай без моей подсказки: лук … репка … рыба … молоко … ромашка … фиалка … берёза … липа … розовый … белый ».

Задание 3.

Воспитатель просит ребёнка вслушаться в слова, которые он будет произносить: «Любит шалить – шалунья, любит петь – певунья». Предлагает ребёнку договорить слово: любит шалить …? – шалунья, любит петь …? – певунья, любит ворчать? …, любит плясать …? …, любит драться …? …

А любит спать …?

Задание 4.

Воспитатель показывает ребёнку картинку (Например, см.: Гербова В. Занятия по развитию речи в средней группе д\с. – М.: Просвещение, 1983. - Приложение. Лист 2)

«Видишь собаку? – начинает разговор воспитатель. – Она большая? (В этом случае и далее просит ребёнка повторять вслед за ним слово, характеризующее собаку.) Красивая? – Красивая. Добрая? – Добрая. Сильная? – Сильная. Умная? – Умная. Нежная, заботливая? – Нежная, заботливая. Белая с коричневыми пятнами? – Белая с коричневыми пятнами.

А щеночков видишь? они очень хотят, чтобы именно ты и без моих подсказок рассказала этим малюткам, какие они.

Итак, щеночки какие?»

Задание 5.

«Я слышала от твоих друзей, - начинает разговор воспитатель, - что у тебя есть любимое стихотворение и ты его прекрасно читаешь. Это правда или нет? Если любимое стихотворение есть, попросить ребёнка прочесть его.

Анализ результатов.

Фамилия, имя ребёнка ______

Задание 1.

Звуки, которые ребёнок не произносит ______

Задание 2.

Задание 3.

Задание 4.

Задание 5.

Анализ результатов

Задание 2.

Задание 3.

Начало года Конец года
детей % детей %
Количество правильных ответов при норме 5
Количество неправильных ответов
Назвал ли ребёнок слово, характеризующее особу женского рода – любительницу поспать:
если Да, то как назвал
Нет

Задание 5.

Диагностика детей старшей группы по развитию речи

1. Звуковая культура речи

a) Имеются ли у ребёнка дефекты речи. Какие?

b) Попросите ребёнка назвать любые слова со звуком с.

«Я например, вспомнила сейчас, - говорит воспитатель, вот какие слова: сосна… осина … посеял … . Теперь твоя очередь. Продолжай!»

c) Предложите поиграть. Дайте лист бумаги с решёткой для определения позиции звука в слове и фишку. Объясните правила игры: «Повтори за мной слово река. Слышишь звук р в этом слове? Он слышится в начале слова или в середине его? Поставь фишку в первое оконце, так как в слове река звук р стоит в начале слова. Послушайте другое слово - носороги. Где слышится звук р ? Поставь фишку во второе оконце. Давай вместе произнесём слово пожар . И я ставлю фишку в третье оконце. Я права или не права? Теперь работай самостоятельно. Я буду называть слово, ты проговори его вслед за мной и поставь фишку в нужное оконце: рак … сирень … сыр».

2. Понимание речи и активный словарь

a) Педагог рассказывает: «У маленького щеночка сильно болит ушко. Он скулит. Нуждается в твоём сочувствии. Что скажешь ему? Начни так: «Ты мой…»

b) Предложите детям рассмотреть картинку (приложение к кн. Гербовой В. Занятия по развитию речи в старшей группе д\с. Таблица 7). Спросите, что произошло с цыплятами. Попросите придумать название к рассказу.

Попросите повнимательнее рассмотреть курицу, увидевшую не жёлтеньких, а чёрных и чумазых цыплят. Опишите её состояние. Она… .

3. Художественная литература

a) Попросите ребёнка прочесть любимое стихотворение

b) Предложите назвать сказки, которые ребёнок готов слушать не один раз. Если он не сможет вспомнить название сказки, пусть начнёт рассказывать её, а вы подскажите название.

c) Попросите вспомнить писателей, книги которых читали в детском саду и дома; художников, сделавших прекрасные рисунки к детским книжкам.

Анализ полученных данных

Фамилия, имя ребёнка ______

Задание 1

Задание 2.

Задание 3.

Методическое пособие

Диагностика уровня развития детей по речевому развитию

Перова Вера Николаевна,
старший воспитатель ГДОУ д/с №62
Санкт-Петербурга

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Диагностический материал включает методику по трем аспектам речевого развития детей: лексики, грамматического строя и готовности к освоению письменной речи.

Диагностические задания позволят выявить соответствующие возрастным особенностям детей речевые умения.

Задания разнообразны по содержанию. К каждому заданию разработаны критерии оценки, что позволит педагогу разработать конкретный план педагогической работы с детьми по совершенствованию данных сторон речи. К диагностическим заданиям сделан подбор наглядности, что позволит сделать процесс диагностики интересным для ребенка и будет способствовать объективности полученных результатов.

Данный диагностический материал ориентирован на «Программу воспитания и обучения детей в детском саду». Предполагается включение этих материалов в оперативный тип диагностики.

IIМЛАДШАЯ ГРУППА

1. Покажи картинки на которых нарисованы «Игрушки», «Посуда».

Цель:Выявить понимание конкретных существительных, обозначающих конкретные понятия, предметы; понимание и употребление в своей речи обобщающих понятий..

Материал:картинки с изображением: игрушек - кукла, машина, барабан и т.д. Посуды - чашка, тарелка, кастрюля, и т.д.

2. Что делает девочка? /мама, мальчик и.т.д./

Цель:определить объем глагольного словаря; умение правильно называть действия.

Материал:картинки

Критерии:ребенок правильно называет действия - 3 балла

Допускает 2 и более ошибки - 1 балл

3.Покажи на картинках: чашка - чашки, гриб - грибы, кукла - куклы, мяч - мячи.

Цель:Определение понимания форм единственного и множественного числа существительных.

Критерии:ребенок правильно называет и показывает предметы - 3 балла

Много ошибок - 1 балл

4.Положи мячик в коробку, на стол, под стол, за коробку.

Цель:определение понимания предложно - падежных конструкций с предлогами: В, НА, ЗА, ПОД.

Материал:картинки

Критерии:ребенок правильно понимает значение предлогов: В, НА, ЗА, ПОД - 3 балла

Допускает одну ошибку - 2 балла

Допускает 2 ошибки - 1 балл

5.Назови у кого что?

Цель:Определить умение употреблять имена существительные в родительном падеже единственного числа без предлога.

Это хвост кого? - Лисы.

Это сумка кого? - Мамы.

Это машина кого? - Мальчика.

Это уши кого? - Зайца.

Материал:картинки

Допускает одну ошибку - 2 балла

Допускает 2 ошибки - 1 балл

6.Назови ласково: дом - …., мяч - …., руки - …., кукла - ….

Цель:Определить умение образовывать существительные с уменьшительно - ласкательными суффиксами и употреблять их в речи..

Материал:картинки

Критерии:ребенок правильно образовывает существительные с уменьшительно - ласкательными суффиксами - 3 балла

Допускает одну ошибку - 2 балла

Допускает две и белее ошибок - 1 балл

Инструкция к проведению:

2. Предложить ребенку назвать по картинкам кто что делает.

3. Ребенку предлагается назвать предмет в единственном и множественном числе по данным картинкам.

4. Предложить ребенку выполнить поручения по речевой инструкции..

5. Ребенку предлагается определить кому что принадлежит.

6. Ребенку предлагается назвать изображенные на картинках предметы ласково.

Итоговая оценка:

14- 18 баллов - высокий уровень

10 - 14 баллов - средний уровень

9 и менее баллов - низкий уровень

ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

ТЕМА: Исследование лексики и грамматического строя речи

СРЕДНЯЯ ГРУППА

1. Назови предметы изображенные на картинке одним словом:

Чайник - блюдце - тарелка - кастрюля … /посуда/

Куртка - шапка - свитер - брюки…/одежда/

Тапочки - сандалии - туфли - ботинки - сапоги…/обувь/

Огурец - помидор - капуста - картофель - морковь …/овощи/

Яблоко - груша - апельсин - банан …/ фрукты/

Цель:Выявить понимание конкретных существительных, обозначающих конкретные понятия, понимание и употребление в своей речи обобщающих понятий.

Материал:картинки с изображением: посуды, одежды, обуви, овощей, фруктов

Критерии:ребенок правильно называет и показывает предметы - 3 балла

2.Назови предметы, которые можно назвать этим словом:

животные, игрушки, мебель

Цель: Выявить понимание конкретных существительных, обозначающих конкретные понятия, понимание и употребление в своей речи обобщающих понятий.

Материал:картинки с изображением: медведь, лиса, белка, заяц, волк; машина, кукла, пирамида, и т.д., стол, стул, диван, шкаф.

Критерии:ребенок правильно называет и показывает предметы - 3 балла

Допускает 1-2 ошибки - 2 балла

Допускает 3 и более ошибок - 1 балл

3.Как можно сказать ласково: сын, гриб, дом.

Цель: Знание и умение употреблять существительные с уменьшительно - ласкательными суффиксами.

Материал:картинки

Критерии:ребенок правильно называет - 3 балла

Допускает 1 ошибку - 2 балла

Допускает 2 и более ошибок - 1 балл

4.Помоги животным найти своих детенышей: у зайца - ….., у белки - ……, у медведя - ……, у волка - ……

Критерии:ребенок правильно называет и показывает картинки с животными - 3 балла

Допускает 1 - 2 ошибки - 2 балла

Допускает 3 и более ошибок - 1 балл

5. Скажи правильно:

Яблоко. У Тани много …..

Дерево. В лесу много …..

Туфли. У Оли нет …..

Цель: умение употреблять существительные в форме родительного падежа множественного

Числа.

Материал:картинки с изображением названных предметов

Критерии:ребенок правильно называет - 3 балла

Допускает одну ошибку - 2 балла

Допускает 2 ошибки - 1 балл

6.Мышка очень любит сыр. Найди все кусочки сыра в ее комнате и расскажи мышке, где находится каждый кусочек.

Материал: картинки

Допускает одну ошибку - 2 балла

Допускает 2 ошибки - 1 балл

7.Назови какого цвета предметы: шар - …, ведро - …, платье - …, машина - ….

Цель: умение согласовывать прилагательные с существительными в единственном числе.

Материал: картинки

Допускает одну ошибку - 2 балла

Допускает 2 ошибки - 1 балл

8.Назови, чьи это предметы. Сумка мамы - мамина

Кофта бабушки - …

Газета папы - …

Нора лисы - …

/Чей? Чья? чьё?/

Материал: картинки

Критерии: ребенок правильно называет - 3 балла

Допускает одну ошибку - 2 балла

Допускает 2 ошибки - 1 балл

9.Попроси куклу Олю лечь. /Оля, ляг./

Зайчика догоняет лиса, как мы ему крикнем? /Зайчик, беги./

Попроси водителя игрушечной машины отвезти кубики в уголок конструирования. /Поезжай./

Цель: определить умение употреблять в речи формы повелительного наклонения.

Критерии:

Ребенок правильно употребляет в речи формы повелительного наклонения - 3 балла

Допускает одну ошибку - 2 балла

Допускает 2 ошибки - 1 балл

10.Скажи правильно:

У меня есть карандаш. /ручка/

У меня нет …

Я рисую …

Папа пишет …

Цель: выявить умение употреблять существительные в косвенных падежах без предлога.

Материал:

Критерии: ребенок правильно называет - 3 балла

Допускает одну ошибку - 2 балла

Допускает 2 ошибки - 1 балл

Инструкция к проведению:

Перед каждым заданием на стол выкладывается набор картинок подобранный к данному вопросу.

1. Ребенку предлагается выбрать картинки к данным лексическим темам и назвать их.

2. Предложить ребенку выбрать картинки, относящиеся к определенной группе.

3. Предложить ласково назвать предметы изображенные на картинке.

4. Предложить ребенку найти соответствующую картинку и назвать детеныша животного.

5. Предложить ребенку правильно сказать слово во множественном числе.

6. Предложить помочь мышонку найти кусочки сыра в комнате с использованием предлогов.

7. Предложить назвать предмет, и сказать какого он цвета.

8. Предложить назвать, чьи это предметы.

Итоговая оценка:

22 - 27 баллов - высокий уровень

15 - 21 баллов - средний уровень

14 и менее баллов - низкий уровень

ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

ТЕМА: Исследование лексики и грамматического строя речи

СТАРШАЯ ГРУППА

1.Составление и называние целого предмета из его частей.

Назови по картинкам части тела: голова, ноги, руки, нос, грудь, живот, шея и др.

Назови по картинкам части одежды: рукав, воротник, пуговица.

Назови по картинкам части предметов мебели: спинка, ножка, сиденье.

Назови по картинкам части автомобиля: дверца, колеса, руль, кабина.

Допускает 1 - 2 ошибки - 2 балла

2. Назови, какой формы предметы: круглый, овальный, треугольный, квадратный, прямоугольный и т.д.

Цель: Цель: умение согласовывать прилагательные с существительными в единственном числе.

Материал: предметные картинки

Критерии: ребенок правильно формы предметов - 3 балла

Допускает одну ошибку - 2 балла

Допускает 2 ошибки - 1 балл

3. Много чего? Шар - шаров, стол - …, дом - …, береза - …, чашка - …, книга - …, дерево - …, лист - …, стул - …, мяч - …, ключ - …, карандаш…

Цель: Выявить умение употреблять существительные в форме родительного падежа

Множественного числа.

Материал:картинки с изображением названных предметов

Критерии:ребенок правильно называет и показывает предметы - 3 балла

Допускает одну ошибку - 2 балла

Допускает 2 ошибки - 1 балл

4. Как назвать маленький предмет? Стол, мяч, дом, кровать, береза, кукла, ложка, шкаф, миска.

Цель: Знание и умение употреблять существительные с уменьшительно - ласкательными

Суффиксами.

Материал: предметные картинки

Критерии: ребенок правильно назвал все предметы - 3 балла

Допускает одну ошибку - 2 балла

Допускает 2 ошибки - 1 балл

5. Назови, чьи это предметы. Хвост зайца - …

Лапа медведя - …

Шерсть волка - …

Цель: Умение образовывать притяжательных прилагательных от существительных.

/Чей? Чья? /

Материал: картинки

Критерии: ребенок правильно называет - 3 балла

Допускает одну ошибку - 2 балла

Допускает 2 ошибки - 1 балл

6.Закончи предложение:

Мы поехали в зоопарк /на чем?/ (метро)

Моя сестра учится играть /на чем?/ (на пианино)

Цель: Умение пользоваться несклоняемыми существительными.

Материал: предметные картинки

Критерии: ребенок правильно заканчивает предложение - 3 балла

Допускает одну ошибку - 2 балла

Допускает 2 ошибки - 1 балл

7.Найди, покажи и расскажи. Где мама - белка и ее бельчата.

Цель: Понимание предложно - падежных конструкций с предлогами: В, НА, ЗА, ПОД.

Материал: картинки

Допускает одну ошибку - 2 балла

Допускает 2 ошибки - 1 балл

8.Посмотри внимательно на картинки. Назови профессии тех, кто на ней изображен.

Материал: картинки с изображением строителя, продавца, учителя.

Критерии: ребенок правильно образовывает существительные с уменьшительно - ласкательными суффиксами - 3 балла

Допускает одну ошибку - 2 балла

Допускает 2 ошибки - 1 балл

9.Расскажи, где находится котенок.

Цель: Понимание предложно - падежных конструкций с предлогами: В, НА, ЗА, ПОД.

Материал: картинки

Критерии: ребенок правильно понимает значение предлогов: В, НА, ЗА, ПОД - 3 балла

Допускает одну ошибку - 2 балла

Допускает 2 ошибки - 1 балл

10. Закончи предложение: Один дом, два …

Одна кукла, две …

Один шар, два …

Один жук, два …

Материал: предметные картинки

Критерии: ребенок правильно - 3 балла

Допускает одну ошибку - 2 балла

Допускает 2 ошибки - 1 балл

Инструкция к проведению:

Перед каждым заданием на стол выкладывается набор картинок подобранный к данному вопросу.

2. Перед ребенком кладут поочередно карточки с изображением различных предметов и предлагают назвать части из которых состоит.

3. Перед ребенком кладут поочередно карточки с изображением различных предметов и предлагают ответить на вопрос.

4. Ребенку предлагается рассмотреть карточки и назвать изображенные на них предметы ласково.

5.Перед ребенком кладут карточки с изображением животных и частей тела, и предлагают назвать чьи это части.

6.Предложить ребенку закончить предложение.

7.Перед ребенком кладут карточки с изображением белки и бельчат, просят ребенка сказать, куда спрятались бельчата от мамы белки.

8.Попросить ребенка перечислить профессии на карточках и ответить на вопрос «Кто чем, занимается?»

9.Перед ребенком кладут карточки, просят ребенка рассказать, где находится котенок.

10.Предложить ребенку закончить предложение по картинке.

Итоговая оценка:

24 - 30 баллов - высокий уровень

14 - 23 баллов - средний уровень

13 и менее баллов - низкий уровень

ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

ТЕМА: Исследование лексики и грамматического строя речи

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА

1. Составление и называние целого предмета из его частей.

Назови по картинкам части тела: локоть, колено, пальцы, ноготь.

Назови по картинкам части одежды: воротник, манжета, петля.

Назови по картинкам части предметов окна: рама, подоконник, стекло.

Назови по картинкам части автомобиля: кузов, кабина, фары, мотор.

Цель: Развитие высших психических функции мышления - внимания, анализ и синтез частей и целого.

Материал: предметные картинки

Критерии: ребенок правильно называет и показывает части целого - 3 балла

Допускает 1 - 2 ошибки - 2 балла

Допускает 3 и более ошибки - 1 балл

2. Кто что делает? /с использованием профессии/

Цель: выявить знания детей о труде взрослых.

Материал: картинки с изображением труда взрослых, их профессиональной деятельности

Критерии: ребенок правильно называет - 3 балла

Допускает одну ошибку - 2 балла

Допускает 2 ошибки - 1 балл

3.Закончи предложение: карандаш - два карандаша, пять карандашей, ключ - …., лев - …, озеро - …, дверь - …

Цель: умение детьми согласовывать существительные с числительными.

Материал: предметные картинки

Критерии: ребенок правильно согласовывает существительные с числительными- 3 балла

Допускает небольшое количество ошибок - 2 балла

Много ошибок - 1 балл

4. Помоги животным найти своих детенышей: у коровы - …, у лошади - …, у собаки - …,

Цель: умение образовывать названия детенышей животных

Материал:картинки с изображением животных и их детенышей.

Критерии:ребенок правильно называет и показывает - 3 балла

Допускает одну ошибку - 2 балла

Допускает 2 ошибки - 1 балл

5. Назови, из чего сделано: Карандаш из дерева - деревянный, поделка из бумаги - …, шляпа из соломы -…, подушка из пуха - …, баба из снега - …, колесо из резины - …

Цель: Умение образовывать относительные прилагательные от существительных.

Материал: картинки

Критерии: ребенок правильно называет - 3 балла

Допускает одну ошибку - 2 балла

Допускает 2 ошибки - 1 балл

6.Назови действия: Что делают дети? /ходит, уходит, входит, выходит, переходит/

Цель: Выявить умение образовывать приставочные глаголы.

Материал: сюжетные картинки

Критерии: ребенок правильно образовывает приставочные глаголы - 3 балла

Допускает одну ошибку - 2 балла

Допускает 2 ошибки - 1 балл

7. Что делает мальчик?

Цель: Понимание предложно - падежных конструкций с предлогами: В, НА, ЗА, ПОД.

Материал: сюжетные картинки

Критерии: ребенок правильно понимает значение предлогов: В, НА, ЗА, ПОД - 3 балла

Допускает одну ошибку - 2 балла

Допускает 2 ошибки - 1 балл

Инструкция к проведению:

Перед каждым заданием на стол выкладывается набор картинок подобранный к данному вопросу.

1. Перед ребенком кладут карточки с изображением целого предмета и отдельных фрагментов, ребенку предлагается подобрать и назвать части к целому.

2. Попросить ребенка перечислить профессии на карточках и ответить на вопрос «Кто чем, занимается?»

3. Предложить ребенку закончить предложение по картинке.

4.Перед ребенком кладут карточки с изображением животных и их детенышей, предложить ребенку найти детеныша животного и назвать его.

5.Перед ребенком кладут карточки с изображением предметов, предложить ребенку найти и назвать предметы из которых они изготавливаются.

6.Предложить ребенку по картине определить, что делают дети.

7.Перед ребенком кладут карточки, просят ребенка рассказать, что делает мальчик.

Итоговая оценка:

17- 21 баллов - высокий уровень

12 - 16 баллов - средний уровень

11 и менее баллов - низкий уровень

Методическое пособие

Диагностика уровня развития детей по речевому развитию

Перова Вера Николаевна,
старший воспитатель ГДОУ д/с №62
Санкт-Петербурга

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Диагностический материал включает методику по трем аспектам речевого развития детей: лексики, грамматического строя и готовности к освоению письменной речи.

Диагностические задания позволят выявить соответствующие возрастным особенностям детей речевые умения.

Задания разнообразны по содержанию. К каждому заданию разработаны критерии оценки, что позволит педагогу разработать конкретный план педагогической работы с детьми по совершенствованию данных сторон речи. К диагностическим заданиям сделан подбор наглядности, что позволит сделать процесс диагностики интересным для ребенка и будет способствовать объективности полученных результатов.

Данный диагностический материал ориентирован на «Программу воспитания и обучения детей в детском саду». Предполагается включение этих материалов в оперативный тип диагностики.

IIМЛАДШАЯ ГРУППА

1. Покажи картинки на которых нарисованы «Игрушки», «Посуда».

Цель:Выявить понимание конкретных существительных, обозначающих конкретные понятия, предметы; понимание и употребление в своей речи обобщающих понятий..

Материал:картинки с изображением: игрушек - кукла, машина, барабан и т.д. Посуды - чашка, тарелка, кастрюля, и т.д.

2. Что делает девочка? /мама, мальчик и.т.д./

Цель:определить объем глагольного словаря; умение правильно называть действия.

Материал:картинки

Критерии:ребенок правильно называет действия - 3 балла

Допускает 2 и более ошибки - 1 балл

3.Покажи на картинках: чашка - чашки, гриб - грибы, кукла - куклы, мяч - мячи.

Цель:Определение понимания форм единственного и множественного числа существительных.

Критерии:ребенок правильно называет и показывает предметы - 3 балла

Много ошибок - 1 балл

4.Положи мячик в коробку, на стол, под стол, за коробку.

Цель:определение понимания предложно - падежных конструкций с предлогами: В, НА, ЗА, ПОД.

Материал:картинки

Критерии:ребенок правильно понимает значение предлогов: В, НА, ЗА, ПОД - 3 балла

Допускает одну ошибку - 2 балла

Допускает 2 ошибки - 1 балл

5.Назови у кого что?

Цель:Определить умение употреблять имена существительные в родительном падеже единственного числа без предлога.

Это хвост кого? - Лисы.

Это сумка кого? - Мамы.

Это машина кого? - Мальчика.

Это уши кого? - Зайца.

Материал:картинки

Допускает одну ошибку - 2 балла

Допускает 2 ошибки - 1 балл

6.Назови ласково: дом - …., мяч - …., руки - …., кукла - ….

Цель:Определить умение образовывать существительные с уменьшительно - ласкательными суффиксами и употреблять их в речи..

Материал:картинки

Критерии:ребенок правильно образовывает существительные с уменьшительно - ласкательными суффиксами - 3 балла

Допускает одну ошибку - 2 балла

Допускает две и белее ошибок - 1 балл

Инструкция к проведению:

2. Предложить ребенку назвать по картинкам кто что делает.

3. Ребенку предлагается назвать предмет в единственном и множественном числе по данным картинкам.

4. Предложить ребенку выполнить поручения по речевой инструкции..

5. Ребенку предлагается определить кому что принадлежит.

6. Ребенку предлагается назвать изображенные на картинках предметы ласково.

Итоговая оценка:

14- 18 баллов - высокий уровень

10 - 14 баллов - средний уровень

9 и менее баллов - низкий уровень

ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

ТЕМА: Исследование лексики и грамматического строя речи

СРЕДНЯЯ ГРУППА

1. Назови предметы изображенные на картинке одним словом:

Чайник - блюдце - тарелка - кастрюля … /посуда/

Куртка - шапка - свитер - брюки…/одежда/

Тапочки - сандалии - туфли - ботинки - сапоги…/обувь/

Огурец - помидор - капуста - картофель - морковь …/овощи/

Яблоко - груша - апельсин - банан …/ фрукты/

Цель:Выявить понимание конкретных существительных, обозначающих конкретные понятия, понимание и употребление в своей речи обобщающих понятий.

Материал:картинки с изображением: посуды, одежды, обуви, овощей, фруктов

Критерии:ребенок правильно называет и показывает предметы - 3 балла

2.Назови предметы, которые можно назвать этим словом:

животные, игрушки, мебель

Цель: Выявить понимание конкретных существительных, обозначающих конкретные понятия, понимание и употребление в своей речи обобщающих понятий.

Материал:картинки с изображением: медведь, лиса, белка, заяц, волк; машина, кукла, пирамида, и т.д., стол, стул, диван, шкаф.

Критерии:ребенок правильно называет и показывает предметы - 3 балла

Допускает 1-2 ошибки - 2 балла

Допускает 3 и более ошибок - 1 балл

3.Как можно сказать ласково: сын, гриб, дом.

Цель: Знание и умение употреблять существительные с уменьшительно - ласкательными суффиксами.

Материал:картинки

Критерии:ребенок правильно называет - 3 балла

Допускает 1 ошибку - 2 балла

Допускает 2 и более ошибок - 1 балл

4.Помоги животным найти своих детенышей: у зайца - ….., у белки - ……, у медведя - ……, у волка - ……

Критерии:ребенок правильно называет и показывает картинки с животными - 3 балла

Допускает 1 - 2 ошибки - 2 балла

Допускает 3 и более ошибок - 1 балл

5. Скажи правильно:

Яблоко. У Тани много …..

Дерево. В лесу много …..

Туфли. У Оли нет …..

Цель: умение употреблять существительные в форме родительного падежа множественного

Числа.

Материал:картинки с изображением названных предметов

Критерии:ребенок правильно называет - 3 балла

Допускает одну ошибку - 2 балла

Допускает 2 ошибки - 1 балл

6.Мышка очень любит сыр. Найди все кусочки сыра в ее комнате и расскажи мышке, где находится каждый кусочек.

Материал: картинки

Допускает одну ошибку - 2 балла

Допускает 2 ошибки - 1 балл

7.Назови какого цвета предметы: шар - …, ведро - …, платье - …, машина - ….

Цель: умение согласовывать прилагательные с существительными в единственном числе.

Материал: картинки

Допускает одну ошибку - 2 балла

Допускает 2 ошибки - 1 балл

8.Назови, чьи это предметы. Сумка мамы - мамина

Кофта бабушки - …

Газета папы - …

Нора лисы - …

/Чей? Чья? чьё?/

Материал: картинки

Критерии: ребенок правильно называет - 3 балла

Допускает одну ошибку - 2 балла

Допускает 2 ошибки - 1 балл

9.Попроси куклу Олю лечь. /Оля, ляг./

Зайчика догоняет лиса, как мы ему крикнем? /Зайчик, беги./

Попроси водителя игрушечной машины отвезти кубики в уголок конструирования. /Поезжай./

Цель: определить умение употреблять в речи формы повелительного наклонения.

Критерии:

Ребенок правильно употребляет в речи формы повелительного наклонения - 3 балла

Допускает одну ошибку - 2 балла

Допускает 2 ошибки - 1 балл

10.Скажи правильно:

У меня есть карандаш. /ручка/

У меня нет …

Я рисую …

Папа пишет …

Цель: выявить умение употреблять существительные в косвенных падежах без предлога.

Материал:

Критерии: ребенок правильно называет - 3 балла

Допускает одну ошибку - 2 балла

Допускает 2 ошибки - 1 балл

Инструкция к проведению:

Перед каждым заданием на стол выкладывается набор картинок подобранный к данному вопросу.

1. Ребенку предлагается выбрать картинки к данным лексическим темам и назвать их.

2. Предложить ребенку выбрать картинки, относящиеся к определенной группе.

3. Предложить ласково назвать предметы изображенные на картинке.

4. Предложить ребенку найти соответствующую картинку и назвать детеныша животного.

5. Предложить ребенку правильно сказать слово во множественном числе.

6. Предложить помочь мышонку найти кусочки сыра в комнате с использованием предлогов.

7. Предложить назвать предмет, и сказать какого он цвета.

8. Предложить назвать, чьи это предметы.

Итоговая оценка:

22 - 27 баллов - высокий уровень

15 - 21 баллов - средний уровень

14 и менее баллов - низкий уровень

ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

ТЕМА: Исследование лексики и грамматического строя речи

СТАРШАЯ ГРУППА

1.Составление и называние целого предмета из его частей.

Назови по картинкам части тела: голова, ноги, руки, нос, грудь, живот, шея и др.

Назови по картинкам части одежды: рукав, воротник, пуговица.

Назови по картинкам части предметов мебели: спинка, ножка, сиденье.

Назови по картинкам части автомобиля: дверца, колеса, руль, кабина.

Допускает 1 - 2 ошибки - 2 балла

2. Назови, какой формы предметы: круглый, овальный, треугольный, квадратный, прямоугольный и т.д.

Цель: Цель: умение согласовывать прилагательные с существительными в единственном числе.

Материал: предметные картинки

Критерии: ребенок правильно формы предметов - 3 балла

Допускает одну ошибку - 2 балла

Допускает 2 ошибки - 1 балл

3. Много чего? Шар - шаров, стол - …, дом - …, береза - …, чашка - …, книга - …, дерево - …, лист - …, стул - …, мяч - …, ключ - …, карандаш…

Цель: Выявить умение употреблять существительные в форме родительного падежа

Множественного числа.

Материал:картинки с изображением названных предметов

Критерии:ребенок правильно называет и показывает предметы - 3 балла

Допускает одну ошибку - 2 балла

Допускает 2 ошибки - 1 балл

4. Как назвать маленький предмет? Стол, мяч, дом, кровать, береза, кукла, ложка, шкаф, миска.

Цель: Знание и умение употреблять существительные с уменьшительно - ласкательными

Суффиксами.

Материал: предметные картинки

Критерии: ребенок правильно назвал все предметы - 3 балла

Допускает одну ошибку - 2 балла

Допускает 2 ошибки - 1 балл

5. Назови, чьи это предметы. Хвост зайца - …

Лапа медведя - …

Шерсть волка - …

Цель: Умение образовывать притяжательных прилагательных от существительных.

/Чей? Чья? /

Материал: картинки

Критерии: ребенок правильно называет - 3 балла

Допускает одну ошибку - 2 балла

Допускает 2 ошибки - 1 балл

6.Закончи предложение:

Мы поехали в зоопарк /на чем?/ (метро)

Моя сестра учится играть /на чем?/ (на пианино)

Цель: Умение пользоваться несклоняемыми существительными.

Материал: предметные картинки

Критерии: ребенок правильно заканчивает предложение - 3 балла

Допускает одну ошибку - 2 балла

Допускает 2 ошибки - 1 балл

7.Найди, покажи и расскажи. Где мама - белка и ее бельчата.

Цель: Понимание предложно - падежных конструкций с предлогами: В, НА, ЗА, ПОД.

Материал: картинки

Допускает одну ошибку - 2 балла

Допускает 2 ошибки - 1 балл

8.Посмотри внимательно на картинки. Назови профессии тех, кто на ней изображен.

Материал: картинки с изображением строителя, продавца, учителя.

Критерии: ребенок правильно образовывает существительные с уменьшительно - ласкательными суффиксами - 3 балла

Допускает одну ошибку - 2 балла

Допускает 2 ошибки - 1 балл

9.Расскажи, где находится котенок.

Цель: Понимание предложно - падежных конструкций с предлогами: В, НА, ЗА, ПОД.

Материал: картинки

Критерии: ребенок правильно понимает значение предлогов: В, НА, ЗА, ПОД - 3 балла

Допускает одну ошибку - 2 балла

Допускает 2 ошибки - 1 балл

10. Закончи предложение: Один дом, два …

Одна кукла, две …

Один шар, два …

Один жук, два …

Материал: предметные картинки

Критерии: ребенок правильно - 3 балла

Допускает одну ошибку - 2 балла

Допускает 2 ошибки - 1 балл

Инструкция к проведению:

Перед каждым заданием на стол выкладывается набор картинок подобранный к данному вопросу.

2. Перед ребенком кладут поочередно карточки с изображением различных предметов и предлагают назвать части из которых состоит.

3. Перед ребенком кладут поочередно карточки с изображением различных предметов и предлагают ответить на вопрос.

4. Ребенку предлагается рассмотреть карточки и назвать изображенные на них предметы ласково.

5.Перед ребенком кладут карточки с изображением животных и частей тела, и предлагают назвать чьи это части.

6.Предложить ребенку закончить предложение.

7.Перед ребенком кладут карточки с изображением белки и бельчат, просят ребенка сказать, куда спрятались бельчата от мамы белки.

8.Попросить ребенка перечислить профессии на карточках и ответить на вопрос «Кто чем, занимается?»

9.Перед ребенком кладут карточки, просят ребенка рассказать, где находится котенок.

10.Предложить ребенку закончить предложение по картинке.

Итоговая оценка:

24 - 30 баллов - высокий уровень

14 - 23 баллов - средний уровень

13 и менее баллов - низкий уровень

ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

ТЕМА: Исследование лексики и грамматического строя речи

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА

1. Составление и называние целого предмета из его частей.

Назови по картинкам части тела: локоть, колено, пальцы, ноготь.

Назови по картинкам части одежды: воротник, манжета, петля.

Назови по картинкам части предметов окна: рама, подоконник, стекло.

Назови по картинкам части автомобиля: кузов, кабина, фары, мотор.

Цель: Развитие высших психических функции мышления - внимания, анализ и синтез частей и целого.

Материал: предметные картинки

Критерии: ребенок правильно называет и показывает части целого - 3 балла

Допускает 1 - 2 ошибки - 2 балла

Допускает 3 и более ошибки - 1 балл

2. Кто что делает? /с использованием профессии/

Цель: выявить знания детей о труде взрослых.

Материал: картинки с изображением труда взрослых, их профессиональной деятельности

Критерии: ребенок правильно называет - 3 балла

Допускает одну ошибку - 2 балла

Допускает 2 ошибки - 1 балл

3.Закончи предложение: карандаш - два карандаша, пять карандашей, ключ - …., лев - …, озеро - …, дверь - …

Цель: умение детьми согласовывать существительные с числительными.

Материал: предметные картинки

Критерии: ребенок правильно согласовывает существительные с числительными- 3 балла

Допускает небольшое количество ошибок - 2 балла

Много ошибок - 1 балл

4. Помоги животным найти своих детенышей: у коровы - …, у лошади - …, у собаки - …,

Цель: умение образовывать названия детенышей животных

Материал:картинки с изображением животных и их детенышей.

Критерии:ребенок правильно называет и показывает - 3 балла

Допускает одну ошибку - 2 балла

Допускает 2 ошибки - 1 балл

5. Назови, из чего сделано: Карандаш из дерева - деревянный, поделка из бумаги - …, шляпа из соломы -…, подушка из пуха - …, баба из снега - …, колесо из резины - …

Цель: Умение образовывать относительные прилагательные от существительных.

Материал: картинки

Критерии: ребенок правильно называет - 3 балла

Допускает одну ошибку - 2 балла

Допускает 2 ошибки - 1 балл

6.Назови действия: Что делают дети? /ходит, уходит, входит, выходит, переходит/

Цель: Выявить умение образовывать приставочные глаголы.

Материал: сюжетные картинки

Критерии: ребенок правильно образовывает приставочные глаголы - 3 балла

Допускает одну ошибку - 2 балла

Допускает 2 ошибки - 1 балл

7. Что делает мальчик?

Цель: Понимание предложно - падежных конструкций с предлогами: В, НА, ЗА, ПОД.

Материал: сюжетные картинки

Критерии: ребенок правильно понимает значение предлогов: В, НА, ЗА, ПОД - 3 балла

Допускает одну ошибку - 2 балла

Допускает 2 ошибки - 1 балл

Инструкция к проведению:

Перед каждым заданием на стол выкладывается набор картинок подобранный к данному вопросу.

1. Перед ребенком кладут карточки с изображением целого предмета и отдельных фрагментов, ребенку предлагается подобрать и назвать части к целому.

2. Попросить ребенка перечислить профессии на карточках и ответить на вопрос «Кто чем, занимается?»

3. Предложить ребенку закончить предложение по картинке.

4.Перед ребенком кладут карточки с изображением животных и их детенышей, предложить ребенку найти детеныша животного и назвать его.

5.Перед ребенком кладут карточки с изображением предметов, предложить ребенку найти и назвать предметы из которых они изготавливаются.

6.Предложить ребенку по картине определить, что делают дети.

7.Перед ребенком кладут карточки, просят ребенка рассказать, что делает мальчик.

Итоговая оценка:

17- 21 баллов - высокий уровень

12 - 16 баллов - средний уровень

11 и менее баллов - низкий уровень

В последние годы благодаря новейшим достижениям науки и практики созданы практические методики комплексного изучения уровня речевого развития детей. Новейшие диагностические методики помогают в исследовании психосоматического здоровья не только логопедам – дефектологам, но психоневрологам, психиатрам, неврологам, психологам и педагогам, работающим с детьми, имеющими нарушения зрения, слуха, отставания в развитии.

В соответствии с определенными требованиями были отобраны, адаптированы и модифицированы различные методики по диагностике и коррекции речи у детей. Эти методики отвечают всем требованиям работы с детьми: материал, подобранный в них доступен разным возрастным категориям, отличается большим разнообразием, игровыми моментами, строго дифференцируются по различию определения и коррекции речевого дефекта.

Для более полного уточнения и изучения уровня речевого развития детей в своей практической деятельности необходимо использовать «Схему системного развития нормальной детской речи», составленную по материалам А.

Н. Гвоздева. Эта схема может быть использована в качестве эталона при определении закономерностей развития речи в нашей стане.

Все диагностические и коррекционные методики обычно предполагают системное воздействие, состоящее из нескольких этапов (блоков). Для каждого из них присущи свои задачи, цели, свои приемы, своя стратегия и тактика. Всего может применяться от трех до десяти этапов диагностического обследования.

Мы предлагаем выделить из них 5 этапов:
I этап – ориентировочный;
II этап – диагностический;
III этап – аналитический;
IV этап – коррекционный;
V этап – прогностический.

В первый этап входят следующие задачи: сбор анамнестических данных путем изучения медицинской и педагогической документации, опроса родителей или педагогов; выяснение запроса родителей по устранению характера дефекта; выявление индивидуальных особенностей ребенка путем беседы с ним, изучения его практических работ (рисунков, школьных тетрадей и т. д.).

В ходе изучения такой документации можно составить представление о проблемах, которые испытывает ребенок в процессе обучения, его индивидуальные типологические особенности.

При беседе с родителями или педагогами можно получить информацию о личности и характере ребенка, о стиле его взаимоотношений с окружающими, о его интересам и приверженностях.

При обсуждении возможных причин появления дефекта речи важно выявить стиль отношений в семье, в дошкольном или учебном учреждении.

Проведение ориентировочного этапа позволяет по возможности выяснить причину возникновения речевого дефекта, поставить перед собой задачу о применении всех необходимых диагностических методик по более полному раскрытию нарушения речи у ребенка, наметить предварительный план по коррекции выявленного нарушения.

Второй этап, собственно, включает в себя процедуру обследования речи ребенка.

Процедура изучения уровня речевого развития включает в себя следующие приемы логопедического исследования: состояние артикуляционного аппарата; состояние фонематического слуха; состояние звукопроизношения; характеристика устной речи (импрессивной и экспрессивной): словарный запас; грамматический строй языка, характеристика письменной речи, характеристика чтения.

Необходимо провести общий анализ структуры речи с точки зрения соотношения фонетических, фонематических и лексико грамматических нарушений, а также сохранных сторон речи.

При этом обследовании логопед должен выяснить следующие моменты:
1) какие языковые средства сформированы у ребенка к моменту обследования;
2) какие языковые средства не сформированы у ребенка к моменту обследования;
3) характер несформированности языковых средств;
4) в каких видах речевой деятельности проявляются недостатки (говорении, аудировании, чтении, письме);
5) какие факторы влияют на проявление речевого дефекта. Общая диагностика проводится по показателям развития речи, сенсорики, двигательной активности (мелкой и грубой моторики), навыков самообслуживания, навыков общения, естественной мимики, наличия улыбки, пантомимики (позы, жесты и т. п.), наличие зрительного контакта, темпа работы, отвлекаемости.

Кроме того, оценивается общий интеллектуальный уровень, особенности протекания психических процессов, аналитико синтетической деятельности.

Для диагностического исследования желательно использовать следующие дидактические материалы:

1) таблицы для одновременного подсчета фигур 2 видов;
2) субтест «недостающие предметы» (из методики Векслера);
3) таблицы с изображением контура знакомых предметов;
4) доски Сегена разной сложности;
5) кубики Коса;
6) таблицы с изображением предметов, которые нужно дорисовать;
7) пособия типа лото: «Ботаническое», «Зоологическое», «Лото на четырех языках», «Лото малышам» и т. д., настольные игры: «Бывает или не бывает», «Кому что нужно для работы», «Наши мамы, наши папы», «Что забыл нарисовать художник», «Угадай, что изменилось» и др.;
8) набор разрезных картинок (2–4 части);
9) картинки для определения правой, левой стороны, низа, верха и т. д.;
10) бланки с заданием на выделение существенных признаков;
11) пословицы и поговорки;
12) сюжетные картинки;
13) таблицы с заданием на сравнение пар слов;
14) картинки с нелепыми сюжетами;
15) таблицы с загадками;
16) набор противоположных по значению слов;
17) таблицы с изображением знакомых предметов (цифры, геометрические фигуры, слова);
18) картинки для опосредованного запоминания слов с изображением предметов;
19) пиктограммы (методика Лурих);
20) бланки для воспроизведения;
21) набор сюжетных картин, подлежащих оценке;
22) незаконченные предложения;
23) звучащие или озвученные игрушки (барабан, бубен);
24) фланелеграф.

При обследовании на изучение уровня развития его речи очень важно принимать во внимание следующие показатели:

1) эмоциональная реакция ребенка на само обследование. Возможна некоторая доля скованности, волнение, являющиеся нормальной реакцией ребенка на новую обстановку;

2) адекватное восприятие и понимание методики и цели задания. Насколько внимательно выслушивает ребенок инструкцию, старается ли понять до конца, прежде чем приступить к выполнению задания;

3) характер его деятельности при обследовании и выполнении задания;

4) эмоциональная реакция на результаты исследования, правильное понимание ситуации.

Задачей аналитического этапа являются интерпретация полученных данных и заполнение речевой карты, которая считается обязательным отчетным документом логопеда.

Особенностью речевой карты заключается в том, что по ней проводится анализ комплексного исследования. В речевой карте представлены следующие разделы:

1) паспортная часть;
2) анамнестические данные;
3) данные о физическом и психическом здоровье ребенка;
4) раздел, посвященный общей характеристике речи, связной речи, словарному запасу, грамматическому строю, звукопроизношению и фонематическому восприятию, слоговой структуре слова, чтению и письму;
5) специальное место для записи логопедического заключения.

При заполнении паспортной части наряду с обязательными данными, в том числе и датой рождения, целесообразно указать возраст ребенка на момент обследования, так как при отслеживании динамики развития ребенка не придется каждый раз заниматься вычислениями, а какой возраст был у исследуемого ребенка. В речевых картах, заполняемых на дошкольников, необходимо указывать год и месяц жизни ребенка.

При заполнении речевой карты следует соблюдать анонимность всех собранных сведений, чтобы не вызвать негативной реакции со стороны родителей ребенка. При заполнении последующих разделов указываются: наличие или отсутствие дефекта, степень его выраженности, характер проявлений. К речевой карте школьников прилагаются образцы письменных работ ученика с выделенными и исправленными ошибками. На полях работы специальными значками отмечают характер ошибок:

I – орфографические ошибки;
V – пунктуационные;
Л – дисграфические.

В соответствующем разделе речевой карты формулируются выводы, какого вида ошибки являются устойчивыми для ребенка, в каких видах работ они преобладают, указываются особенности техники письма.

При заполнении раздела, посвященного состоянию чтения, обязательно указывается способ чтения, типичные ошибки и их выраженность, характер ошибок, уровень понимания прочитанного и возможности работы с текстом, в том числе – его воспроизведение (пересказ).

Завершается речевая карта разделом «Логопедическое заключение». Заключение должно быть более или менее развернутым. Следует обязательно указывать структуру дефекта, иначе говоря, какие стороны языковой и речевой систем у ребенка оказались несформированными. Далее указывается, первичным или вторичным нарушением, по мнению логопеда, являются речевые дефекты, и при возможности определяется клиническая основа речевой недостаточности (медицинский диагноз).



Loading...Loading...