Начало блокады ленинграда 8 сентября 1941. Начало блокады ленинграда

Русские и украинцы. Сходство и различия. Реальная история без прикрас

Украинцы нередко удивляют меня полным незнанием своей истории - даже на уровне элементарной школьной программы.

Но и русские, как ни странно - грешат тем же самым.

Совершенно обычным делом является услышать от русских идиотские фразы о том, что Киев - это "матерь городов русских", а территория Украины - это "колыбель русской цивилизации". Украинцев нередко считают русскими, которым всего лишь промыли мозги антирусской пропагандой.

Я знаю, что такие версии достаточно широко распространены.

Но всё это - чушь.

Примерно такая же чушь, как про Аляску, которую якобы продала Екатерина.
Нередко незнание истории - как раз и оборачивается взаимной ненавистью и трагедией. Историю знать необходимо. Ничуть не менее необходимо, чем знать математику.
Поэтому давайте попробуем вспомнить реальную историю - хотя бы на самом элементарном, схематическом уровне.

Во времена раннего средневековья, на громадных пространствах, от Балтики до Дуная, проживали многочисленные племена наших предков. В районе озера Ильмень, обитало племя славян (именно так оно и называлось - славяне); в районе Псков-Великие Луки жили кривичи; в районе Рязань-Орёл (я называю современные города чтобы было понятнее о какой местности идёт речь) - вятичи (не имевшие никакого отношения к современной реке Вятке); на территории современной Белоруссии - полочане (север) и дреговичи (юг); В районе Чернигов-Сумы, - северяне; в районе Смоленск-Любеч, - радимичи; в бассейне реки Припять - древляне; в бассейне реки Западный Буг - волыняне; на территории современной Галиции (запад Украины) - белые хорваты (именно отсюда часть племени ушла потом на территорию современной Хорватии); в районе Киева и реки Рось - поляне; в междуречье Южного Буга и Днестра - уличи; между Днестром и Прутом (современная Молдавия) - тиверцы.

Постепенно, наибольших успехов в развитии, достигло племя славян - самое сильное и многочисленное. Может быть потому, что находясь далеко от степных районов, славяне не подвергались опасностям нашествий - а также потому, что в более прохладном климате, реже происходят вспышки всевозможных инфекций, эпидемий, эпизоотий.

В свою очередь, внутри самого племени, набрала силу группировка, проживавшая в районе поселения Русса - возможно потому, что там издревле находились соляные варницы (Старая Русса, Новгородской области - и сегодня востребованный курорт, своего рода северный Кисловодск); а соль в старину ценилась довольно высоко. Кроме того, эти варницы находились в выгодном месте - здесь пролегал по рекам торговый путь "из варяг в греки". При этом, в отличие от далёкого Сиваша (где тоже добывалась соль) - здесь не было опасности от диких кочевников.

Не удивительно, что клан русских славян, возвысился над другими соплеменниками. В истории так бывало сплошь и рядом. Достаточно вспомнить, как клан римлян возвысился среди племени латинян, а потом, в свою очередь, среди римлян возвысился клан патрициев, с презрением глядевших на плебеев.

Так возникло разделение - на "просто" славян, и славян русских (или, попросту - русь).

Постепенно, русские взяли власть над всеми славянами - а затем над рядом других племён (например - над кривичами). И с течением времени вошло в практику называть русскими все те племена, которые находились под непосредственной властью русских.

А те племена, которые не находились под властью русских, но при этом ощущалась их кровно-языковая родственность (в отличие, допустим, от немцев, или финно-угров, которые были совсем уж явными чужаками), именовались славянами - то есть, подобные славянам, похожие на славян.

Финно-угров при этом, всех, скопом, называли чудью, кочевников - басурманами, народы скандинавии - варягами, а народы центральной Европы - немцами (то есть - немыми, не могущими говорить по-нашему). Эти термины прижились и стали широкоупотребительными.

Впоследствии, к северу от Ильменя был построен новый город, который, не мудрствуя лукаво, так и назвали - Новгород. Город рос быстро и постепенно превратился в столицу нарождающегося русского государства.

В 862 году, русский экспедиционный корпус (выражаясь современными терминами), возглавляемый Вещим Олегом (который, кстати, вовсе не был князем) выступил из тогдашней столицы Руси, Новгорода, в южном направлении - с целью подставить под реальный, безоговорочный русский контроль, всё пространство между Балтикой и Чёрным морем (весь путь "из варяг в греки"). Русь того времени, была уже достаточно сильным государственным образованием, чтобы ставить перед своими войсками такие глобальные цели.

Во время похода, русские попутно утверждали власть среди тех племён, через земли которых проходили.
Это не носило характера кровавого завоевания. Племена были слабы и примитивны, русские были сильным, цивилизованным народом - спорить с которым никому не хотелось. Так бескровно был присоединён городок (поселение) Смоленск, затем Любеч. Продвигаясь дальше на юг, русские увидели небольшой городок Киев, в окрестностях которого жило племя полян, платившее дань хазарам.

Киев тоже был занят русским войском - и поляне стали частью русского государства.
Этому событию современные историки придают преувеличенно огромное значение. 862 год стал считаться годом основания единого русского государства - а Вещий Олег стал восприниматься как основатель Руси. Возникло много самых невероятных мифов. Якобы Вещий Олег перенёс столицу в Киев, якобы он провозгласил Киев "матерью городов русских"...

Всё это чепуха конечно - в духе сплетен о том, что Кабаева родила уже второго ребёнка от Путина.
Присоединение Киева ничем принципиально не отличалось от присоединения, допустим, Смоленска, или Любеча. Если бы Олегу кто-то сказал тогда, показав рукой на Киев, что перед ним "матерь городов русских" - тот наверное долго смеялся бы. Киев того времени, был небольшим захолустным городком, на окраине славянского мира. Переносить куда-то столицу Олег просто-напросто не мог, потому что, повторяю - вообще не был князем. Решение таких вопросов, было не в его компетенции.

Что касается выдумки о том, что слово Русь, произошло от названия реки Рось - то эта версия настолько примитивна, что даже смеха не вызывает. Поверить в неё может только двоечник младшего школьного возраста.
Рось - небольшая речка, которая и сейчас ничем не примечательна, на её берегах нет ни одного крупного города. А в старину это была вообще граница, между землями славян и кочевьями печенегов-половцев. Постоянного населения в таком опасном, спорном месте - не было и быть не могло. Ближайшим к реке славянским племенем, были поляне. Хочу особо подчеркнуть, что нигде и никогда, ни один народ на земном шаре, не назывался по имени реки, или горы. Потому что сначала появляются люди (которые уже к тому времени как-то себя называют) - а потом уже эти люди дают названия рекам, горам, и так далее. Название Рось, скорее всего происходит от слова "роса". Речек с таким названием, достаточно много в России.

Почему же принято считать 862 год, годом основания единого русского государства?
Тому есть несколько причин - от чисто русофобских спекуляций, до примитивного желания горе-историков, всё подвести под какую-то рамочку, всему придумать какую-то дату.
Например - 23 февраля отмечается в России как день вооружённых сил.
Но почему? Что произошло 23 февраля?
А ничего не произошло - абсолютно. Просто нужна какая-то точная дата, "для галочки".

На самом деле - никто не знает точной даты оснований таких мировых империй как Русь, Китай, или Рим. Вот республика Бурунди, или республика Гондурас - провозглашены такого-то числа, такого-то месяца, такого-то года. Для Бурунди, или Гондураса - это нормально. Когда они исчезнут - это тоже будет с точностью зафиксировано.

А Русь, Китай, или Рим - вечны. Никто точно не знает, когда они появились. И они никогда не гибнут без остатка. Например, Римская империя - уже не раз гибла. И каждый раз опять и опять возрождалась - то в виде империи Карла Великого, то в виде "Священной Римской империи германского народа", то в виде империи Наполеона, то в виде Третьего рейха, то в виде современного Евросоюза. То же самое - Россия и Китай.

Это, кстати, не моё определение. Это легендарный французский генерал и Президент, Шарль де Голль, приехав в СССР и поездив по стране, побывав в разных городах, пообщавшись с самыми разными людьми (он немного говорил по-русски), сказал во всеуслышание, что Россия - вечна...

Успешно выполнив поставленную перед ними задачу, войска под руководством Вещего Олега - вернулись на Новгородскую землю.

В 907 году был предпринят новый поход - уже на Византию.
Поход был успешный, победа Олега была полной. Византия стала данницей Руси. Олег прибил свой щит на ворота византийской столицы, в знак русской победы.
По завершении похода, Олег с войском вернулся на родину. А вот князь (Игорь) решил, что с учётом новых политических реалий, с учётом того, что теперь власть Руси распространяется и на Византию - следует переместить свою ставку поближе к покорённым землям, поближе к югу. Его выбор пал на Киев.

Произошло примерно то же самое, что, спустя много веков, сделал Пётр I - отвоевав выход к Балтийскому морю, перенёс столицу на присоединённые земли. Это не означает, что колыбель Руси была в тех болотах, на которых был основан Петербург. Это не означает что Петербург был "матерью городов русских". Точно также не была колыбелью Руси далёкая приграничная окраина, на которой существовал маленький городок Киев, сроду не являвшийся - ни матерью, ни отцом, ни племянником, ни женой русских городов.

Нужно сразу сказать, что "столица", для той эпохи - понятие весьма относительное. Например - никто не может назвать столицу Древнего Китая. Потому что столицы были там, где находился двор императора - а двор временами переезжал из города в город. При этом, далеко не каждый император удерживал под своей властью всю страну, от которой отделялись крупные княжества, у которых тоже ведь было нечто вроде столиц.

Та же ситуация - с империей Карла Великого, которая не имела не только единой столицы, но и названия. Сейчас, чисто условно - принято называть это государство (между прочим - могущественное) Франкской империей, а столицей обозначать город Аахен (в наше время - находится в Германии).

И на Руси - двор мог переезжать куда угодно. Более того - дворов могло быть несколько (не забываем о княжеских междоусобицах). Поэтому не стоит представлять себе дело так, что если двор на какое-то время переместился в Киев - значит Киев тут же стал этаким несравненным мегаполисом. Крупнейшим городом Руси, безоговорочно оставался Новгород. Выделялись также Ростов (сейчас - в Ярославской области), Суздаль, Владимир, Псков. Князь, который не был князем Новгородским, или Ростовским - не мог даже надеяться взять власть в Киеве. Например, Ярослав Мудрый - большую часть своей сознательной жизни княжил именно в Новгороде и Ростове.
Князь Святослав вообще перенёс столицу из Киева на берега Дуная (после того как завоевал Болгарию).

А с течением времени, Русь разделилась на несколько княжеств, каждое из которых было, по сути, независимым государством - в том числе и со своей столицей. Такие города как Владимир и Псков - стали больше Киева.

Если на начальном этапе, после переноса столицы в Киев, это дало толчок развитию города, то впоследствии это обернулось для Киева целой кучей проблем. Потому что каждый князь, старался захватить этот город. И захватывали. Грабили. Жгли...
К 1240 году, когда к стенам Киева подошли монголы - от прежнего города осталась только тень его недолгого величия.

Только пожалуйста, не надо кивать на термин "Киевская Русь". Термин этот введён в обиход историками 19 века, просто-напросто для того, чтобы как-то обозначить домонгольскую эпоху в истории Руси. Люди, жившие в государстве, которое мы сегодня условно именуем Киевской Русью - не догадывались, что их страна называлась именно так. Точно так же как древние римляне и древние греки - не догадывались, что они древние. И точно так же как жители средневековой Европы, не догадывались, что они средневековые. Наоборот - они полагали что живут в последнее время и, например, в 1000 году, всерьёз ждали конца света.

Но вот наступил 1237 год.
На Северо-Западную Русь (современная Центральная Россия) двинулись полчища монголов (на самом деле - монголов там было не так уж много, это была вся Азия на коне. Например - стенобитные машины изготавливали и управляли ими, китайские мастера).
Жертвы были страшные, немало городов было сожжено.
Но при всём том, самое крупное, самое сильное княжество - Новгородское (чьи земли простирались от Балтики до Урала) - почти не было затронуто нашествием. Равно как и ряд других земель (например - Псков). Некоторые города сумели с монголами договориться и не были подвергнуты разрушению (например - Ярославль и Кострома). Некоторые отбили нашествие (например - Смоленск).

Более того, даже те княжества, которые подверглись нашествию - не совсем обезлюдели, благодаря обилию лесов, болот, рек. Людям было где укрываться. А умная, осторожная, хитрая политика Александра Невского - свела победы монголов к предельному минимуму.

Русские пленники выкупались, русские города отстраивались, русские княжества сохранили все атрибуты независимости (свои деньги, армии, границы, своих князей, свои международные связи) - отделываясь лишь выплатой дани. Леса и болота Северо-Запада не привлекали монголов в качестве пастбищ, жить на этих землях они никогда не пытались.

В 1240 году монголы совершили новый поход - на этот раз против княжеств, которые располагались на территории современной Украины.

Здесь всё было неизмеримо страшнее.
Поход был лучше организован. Резня быстро приняла характер тотального геноцида. Галицко-волынские князья (самые сильные в тех краях) сделали колоссальную ошибку, понадеявшись на Европу и решив остановить завоевателей военной силой. А местность на Украине степная, малолесная. Кочевникам раздолье, а крестьянам прятаться негде.
От Украины осталось выжженное поле.

Потом монголы совершили успешный, сокрушительный поход против объединённых сил Европы, разгромили всех своих врагов без исключения (бытует мнение, что европейцы якобы отбили их нападение - но это неправда) дошли до Адриатического моря (которое приняли за Атлантический океан) - и, утомлённые походом, отягощённые добычей, вернулись в причерноморские степи, став таким образом прямыми соседями уцелевших жителей современной Украины.
Это была полная, абсолютная катастрофа.

Немногочисленные европейские путешественники отмечали в своих записях, что от Киева осталась убогая деревня, домов в 200-300, в которых живут несчастные люди, жестоко угнетаемые татарами.
Русские с территории современной России (например - новгородцы), как могли, помогали людям с разгромленной окраины. Например, на Западной Украине есть городок Галич - который был когда-то центром всего этого края (потому Западную Украину и называют Галицией). Новгородцы выкупили жителей этого города, угнанных монголами в рабство - и поселили их на территории современной Костромской области. Поэтому сегодня в Костромской области существует город с названием Галич.

Обескровленная Галиция (Львов, Тернополь, Ивано-Франковск) ещё какое-то время сохраняла признаки государственности - но длилось это не очень долго.
На опустошённые земли, начали слетаться различные хищники и новые хозяева.
Сначала это были литовцы. Потом сами литовцы попали под власть поляков. И если литовцы относились к славянскому населению достаточно спокойно, то поляки превратили остатки этого населения в абсолютно бесправных рабов. "Холоп" и "быдло" - так звали поляки остатки русского населения (перемешанного к тому времени с татарами и литовцами).

А помимо поляков полезли за добычей венгры и даже молдаване. Плюс к этому, как саранча нахлынули евреи-арендаторы (пользовавшиеся особым благоволением поляков), армянские купцы, и много ещё кто.

При этом постоянно продолжались набеги татар, которые образовали под боком у Украины свою, крымско-татарскую орду. Потом сами татары попали под власть турок - и новые хозяева тоже любили поживиться за счёт славянских земель (татары при этом, будучи данниками турок - не прекращали набегов).

Все мало-мальски разумные, активные люди, из числа русского населения - бежали с этой неспокойной окраины в Новгородские земли и Владимиро-Московскую Русь, которая уже в 1380 году разгромила монголов на Куликовом поле, а в 1480 году покончила с любыми видами зависимости навсегда.

Постепенно образовались три крупных государства - Россия, Речь Посполитая (Польша) и Османская империя (Турция). И границы этих государств - разрезали современную Украину на три части.

Сумы, Харьков, Донбасс - это была Россия (без всяких оговорок).

Одесса, Николаев, Херсон, Крым, - это были земли крымских татар, подвластных Турции.

Киев, Львов, Полтава, Винница, Ровно - это была Польша (на которую не прекращались татарские набеги), Черновцы - Молдавия (сама бывшая данницей турок), Закарпатье - Венгрия.

И такое положение вещей длилось веками.
Вот в этот-то период (примерно с конца 16 века), из смешанного населения окраины трёх крупных государств - стал складываться отдельный этнос. Из перемешанных и искажённых слов - стал складываться жаргон, на котором худо-бедно могли объясниться между собой представители разных народов, которых превратности судьбы сбили в кучу.

Поначалу всю эту мешанину, иностранцы по-привычке именовали русскими. Потом вошло в обиход слово "черкасы". Слова "Украина", "украинцы" - были малоупотребительны вплоть до восстания Богдана Хмельницкого.

Следует отметить, что примерно в это же время, на американском континенте, начали потихоньку формироваться такие нации как, например, бразильцы, аргентинцы, мексиканцы - в результате смешения разных рас и народов.

В 1648 году, Богдан Хмельницкий, пользуясь внутренними распрями в Польше (там было безкоролевье и происходила грызня за власть), повёл на Польшу запорожских казаков. Человек он был неглупый, немало в жизни повидавший. Поэтому, вместо того чтобы совершить на Польшу обычный, разбойно-грабительский набег - решил сделать самую высокую ставку, ставку на всеобщее антипольское, антикатолическое восстание. К тому же заключил союз с крымским ханом.

Польше пришлось несладко. Поляки впервые столкнулись с человеком, которые сумел привлечь на свою сторону почти все непольские силы (впрочем - западная Украина почти не принимала в этом участия).

Но в конце концов, восставшие начали грызться между собой - а поляки утрясли свои проблемы и обрушились на Украину. Там начался форменный геноцид. Поляки поступали с местным населением примерно так, как поступали на американском континенте испанские конкистадоры с индейцами.

Огромные толпы беженцев хлынули к российской границе. Россия разрешила им селиться в приграничных землях. Именно поэтому и только поэтому, в районах Харьков-Сумы-Донбасс, образовалась заметная прослойка украинского населения.
Тем временем, положение повстанцев становилось безвыходным. Татары оказались ненадёжными союзниками.

И тогда Богдан Хмельницкий обратился к России, с просьбой принять украинские земли под свою руку.
Россия проявила осторожность. Хмельницкому пришлось 6 раз обращаться с такими просьбами.
Наконец, в Москве приняли решение.
В 1654 году состоялась знаменитая Переяславская Рада, на которой было провозглашено ясно, недвусмысленно, принародно, в присутствии духовенства: "Навеки с Россией, навеки с русским народом". Заметьте, не было сказано: "До такого-то года с Россией - а потом врозь". Не было сказано: "Пока Россия богата и сильна, пока гладит нас по шёрстке - мы с Россией. Но если что не так - тогда мы в сторонку". Нет - было сказано: "Навеки с Россией - навеки с русским народом!" Именно так, а не как-то иначе.

Богдан Хмельницкий (хорошо зная своих единоплеменников и цену ихним клятвам) специально обходил прилюдно казаков, подходил по-отдельности к разным старшинам и спрашивал - все ли они и полностью ли согласны с тем, что происходит? И неизменно слышал в ответ утвердительные возгласы...
Кого же увидели перед собой русские, вернувшиеся на свои исконные земли в 1654 году?
Увы - перед ними был народ, лишь отдалённо напоминающий славян.
Посмотрите старые (да и не только старые) картины украинских художников. Кого вы на них видите? Вы увидите на этих картинах вислоусых, черноволосых мужиков, в шароварах и сапогах с загнутыми носками, сидящих на лугу с трубкой в зубах, по-турецки поджав под себя ноги - и худощавых черноволосых, черноглазых девушек. Если вы не знаете кто изображён на картине - вы вполне можете подумать, что перед вами турки.

Русские услышали странный говор, в котором с трудом угадывался сильно искажённый, замусоренный заимствованиями и вульгаризмами, русский язык. Впрочем - это отнюдь не был тот язык, который сегодня принято называть "украинским литературным языком". Это был, так называемый суржик - который как раз и является украинским диалектом великорусского языка.

Однако на тот момент русские ещё плохо знали, что собой представляют их новые союзники. Поэтому искренне, решительно, обрушились на поляков и татар. И добились великолепных успехов. И поляки, и татары - были разгромлены. В добавок с севера на поляков обрушились шведы, занявшие Варшаву и Краков. Казалось - Польша прекратила своё существование.

И тут произошло непоправимое - умер Богдан Хмельницкий.

И сразу же обнажилась сущность тех, кто совсем недавно присягал на верность России.

Атаманы Хмельницкого (и даже его родной сын) - начали мутить воду против России, начали плести заговоры, вступая в союзы с турками, татарами и с недобитыми поляками. При этом без раздумий отдавали татарам на разграбление украинские города. Русские вдруг увидели, что имеют дело с бандой подлецов и дикарей, лишённых совести, ума, и способности видеть хоть немного дальше своего носа. Дошло до того, что придворные стали советовать русскому царю бросить Украину к чёртовой матери и вывести войска на русские границы. Но русский царь, человек набожный и порядочный (он ведь не был украинцем!) приходил в ужас от мысли о том, чтобы отдать православный (пусть и беспутный) народ в руки турок и татар.
Тем временем поляки сумели, путём неимоверного напряжения всех сил, отбиться от шведов.

А на Украине продолжалась чехарда со всякими заговорами. Каждый бандит, имевший шайку в пару десятков человек - мнил себя гетманом, запросто вступая в переговоры с теми же поляками, или турками.
В конце концов, русские и поляки, доведённые до белого каления безумным поведением украинцев, решили покончить со всей этой белибердой - и разделили Украину по Днепру.

Потом, с течением времени, шаг за шагом, век за веком - в состав России вошла центральная Украина, а за ней и Волынь.

Под жёстким, но разумным русским руководством - Украина оклемалась, отъелась, пришла в себя. Русские строили на Украине города и дороги, заводы и фабрики, каналы и мельницы, шахты и рудники - превращая дикое поле, в развитый промышленно-сельскохозяйственный район. Насчёт дикого поля - не оговорка. Значительная часть Украины, до присоединения к России, официально носила название - "Дикое поле".

Украинцы, под властью русских, постепенно цивилизовались, научились нормально одеваться, регулярно мыться, постигали грамоту, стали более-менее походить на европейцев. На востоке, который раньше вошёл в состав России - уровень цивилизации был выше. В центре и на западе - пониже. Но всё-таки, создавалось впечатление, что из украинцев стало получаться что-то путное.

Тем временем Галиция, Закарпатье и Буковина - находились в составе Австро-Венгрии. Там обстановка была радикально иной. Население этой местности - оставалось глубоко забитым, сельским. И в среде этого сельского населения, австрийцы, в своих интересах, насаждали звериные антипольские и антирусские настроения. Был постепенно выдуман и стал внедряться в массы так называемый "украинский литературный язык" - уродливое, совершенно искусственное создание, никогда не бывшее языком, на котором общаются дома, в тесном кругу.

Кроме того, людей заставили отказаться от веры отцов и внедрили униатство - искусственную псевдорелигию, аналогов которой не существует нигде больше в мире. Этакая смесь православия с католицизмом. Настоящая религия рабов.

В 1917 году в России произошла революция, началась гражданская война.
И сразу же стало ясно, что украинцы цивилизовались лишь внешне, под надзором русских властей. Когда надзор исчез - опять начался бардак. В каждом районе появился свой "батька", с шайкой головорезов.

Вдобавок ко всему - Украину оккупировали войска кайзеровской Германии, вкупе с австрийцами.

Немцы решили создать на оккупированных территориях марионеточное псевдогосударство, во главе с псевдоправительством.
Началось насаждение так называемого "украинского литературного языка" - что в общем-то встречалось с насмешками самим населением Украины.
Но Немцы на Украине не удержались. А большевики-троцкисты, пришедшие на смену немцам, в припадке русофобии - тоже потакали всемерному насаждению "украинского литературного языка". Тем не менее, несмотря на все старания - этот псевдоязык так и не стал народным.

Советская власть долго и нудно говорила о братстве и общности всех советских народов.

Но увы - украинцы слишком сильно отличаются от русских. Русской крови у них - от силы 30%. Остальные 70% - кровь польская, татарская, турецкая, еврейская, венгерская, цыганская, армянская, молдавская, литовская, австрийская.
То есть - это уже отдельный этнос, пусть и определённо родственный русским.
Суржик, на котором говорит большая часть украинцев - это и есть украинский диалект русского языка, который может быть когда-нибудь разовьётся в настоящий украинский язык.

Долгие века рабства, многочисленные нашествия иноплемённых хищников, постоянные унижения, гнёт, массовые изнасилования женщин, полное попрание элементарных прав человека - наложили свой неизгладимый отпечаток на характер украинцев. Генетическая память - штука сильная и беспощадная.
В отличие от русского, украинец (даже если внешне напоминает русского) - скрытен, жаден, услужлив, подл, жесток, глуп, воровит, хвастлив, блудлив, патологически тщеславен, не способен к здравому самоанализу. Украинец не может быть умным - он может быть хитрож...пым. Украинец может показаться хорошим хозяйственником - если сверху его деятельность будет контролироваться людьми другой национальности (например - русскими). Но если предоставить украинца самому себе - у него всё пойдёт вкривь и вкось. Украинцам обязательно необходим пастух. Достаточно вспомнить, как украинцы, за 23 года своей независимости, превратили одну из самых высокоразвитых республик бывшего СССР - в позорную отсталую орду, в поставщика на мировой рынок гастарбайтеров и проституток. Украинцев вполне можно сравнить с неграми - которые тоже слишком долго пробыли в рабстве, и у которых тоже генетика искорёжена.
Украинка - всегда "слаба на передок". Исключений среди них не бывает. Среди русских, к такому поведению склонны лишь умственно неполноценные, психически нездоровые женщины. Украинка может иметь какой угодно диплом, или даже кучу дипломов - и оставаться при этом конченой, отмороженной бл...дью. Если никто не захочет ей платить за секс - она будет платить за секс сама. Это наследие тех времён, когда украинки были постоянной добычей татарско-турецких банд, польско-литовско-венгерско-австрийских хозяев, евреев-арендаторов (обычно державших в жёсткой кабале всё окрестное население) и армянских купцов.
Может быть, с течением времени, искорёженная психика украинцев (и украинок) выправится - но это произойдёт наверное лет через двести-триста. И то, при условии, что они будут жить под контролем какой-то цивилизованной, развитой нации. Например - под контролем русских.
Специально для тех украинцев, которые захотят возмутиться, прочтя написанное мной, хочу сказать: не надо демонстрировать мне своё возмущение - мне на него глубоко наплевать. Надо менять своё поведение, надо учиться видеть себя, свои поступки, со стороны. Заметьте - я не пишу ничего подобного про японцев, или норвежцев. Потому что не характерно всё вышесказанное для японцев, или норвежцев. Характерно именно для украинцев. Хотите чтобы люди были о вас другого мнения - станьте другими.
Ни в коем случае не хочу сказать, что у русских нет недостатков. Недостатков навалом - и я нередко пишу об этом в своём блоге. Но в данном конкретном случае - я веду речь об украинцах. И я не пытаюсь их кусать. Всего лишь напоминаю читателям реальную, а не вымышленную историю.
Просто надоело читать откровенные выдумки и глупости, которыми кишмя кишит интернет...

Блокада города Ленинграда (ныне Санкт-Петербург) во время Великой Отечественной войны проводилась немецкими войсками с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года с целью сломить сопротивление защитников города и овладеть им.

Предпринимая нападение на СССР, немецко-фашистское руководство придавало исключительно важное значение захвату Ленинграда. Оно планировало ударом группы армий "Север" из восточной Пруссии в северо-восточном направлении и двух финских из юго-восточной части Финляндии в южном и юго-восточном направлениях уничтожить находившиеся в Прибалтике советские войска, овладеть портами на Балтийском море, включая Ленинград и Кронштадт, приобрести наиболее удобные морские и сухопутные коммуникации для снабжения своих войск и выгодный исходный район для удара в тыл войскам Красной Армии, прикрывавшим Москву. Наступление немецко-фашистских войск непосредственно на Ленинград началось 10 июля 1941 года. В августе тяжелые бои шли уже на подступах к городу. 30 августа немецкие войска перерезали железные дороги, связывавшие Ленинград со страной.

8 сентября 1941 года немецко-фашистские войска овладели Шлиссельбургом и отрезали Ленинград от всей страны с суши. Началась почти 900-дневная блокада города, сообщение с которым поддерживалось только по Ладожскому озеру и по воздуху.

Через Ладожское озеро проходила единственная военно-стратегическая транспортная магистраль, связывавшая в сентябре 1941 года — марте 1943 года блокадный Ленинград со страной. Она была названа ленинградцами "Дорогой жизни". В навигационные периоды перевозки по "Дороге жизни" производились по водной трассе на кораблях Ладожской военной флотилии и судах Северо-западного речного пароходства, в ледостав — по ледовой дороге на автотранспорте.

Немецкие войска предпринимали многочисленные попытки овладеть городом, но не смогли прорвать оборону советских войск внутри блокадного кольца. Тогда фашисты решили взять город измором. По всем расчетам германского командования, Ленинград должен был стерт с лица земли, а население города умереть от голода и холода. Стремясь осуществить этот план, противник вел варварские бомбардировки и артиллерийские обстрелы Ленинграда. Всего за период блокады по городу было выпущено около 150 тысяч снарядов и сброшено свыше 107 тысяч зажигательных и фугасных бомб. Во время обстрелов и бомбежек было разрушено множество зданий Ленинграда.

В городе создались крайне тяжелые условия для жителей и оборонявших его войск. В блокированном городе (с пригородами), хотя эвакуация и продолжалась, осталось 2,887 миллиона жителей, в том числе 400 тысяч детей.

Запасы продовольствия были крайне ограничены . С начала введения карточной системы (с 18 июля 1941 года) нормы выдачи продовольствия населению города неоднократно сокращались. В ноябре-декабре 1941 года рабочий мог получить лишь 250 граммов хлеба в день, а служащие, дети и старики — всего 125 граммов.

Хлеб был сырой, содержал до 40% примесей.

С осени 1941 года в Ленинграде начался голод. Суррогатный хлеб был почти единственным продуктом питания большинства блокадников, другое продовольствие (мясо, жиры, сахар) выдавалось в крайне ограниченном количестве, с перебоями.

Во второй половине ноября 1941 года была проложена автомобильная дорога по льду Ладожского озера. По ней подвозились боеприпасы, вооружение, продовольствие, медикаменты, топливо, а из Ленинграда эвакуировались больные, раненые, нетрудоспособные (с сентября 1941 года по март 1943 года по ней перевезено в Ленинград более 1,6 миллиона тонн грузов, эвакуировано около 1,4 миллиона человек). Работа трассы не прекращалась , несмотря на бомбежки, обстрелы, плохую погоду. С началом работы Ладожской трассы хлебный паек стал постепенно увеличиваться (с 25 декабря 1941 года — 200-350 граммов).

Нарушение устойчивого сообщения со страной, прекращение регулярного подвоза топлива, сырья и продовольствия катастрофически отразились на жизни города. Иссякли запасы топлива. В жилые дома прекратилась подача электроэнергии, остановились трамваи и троллейбусы. В январе 1942 года из-за сильных морозов вышли из строя центральное отопление, водопроводная и канализационная сети. Перестали работать коммунальные предприятия. Жители ходили за водой на Неву, Фонтанку, на другие речки и каналы. В жилых домах были установлены временные печки. Был организован разбор деревянных зданий на топливо.

Острый недостаток питания, рано наступившие холода, изнурительные пешие переходы на работу и домой, постоянное нервное напряжение подрывали здоровье людей. Смертность росла с каждой неделей. Наиболее ослабленные люди направлялись в больницы, создавались стационары для больных дистрофией, детей помещали в детские дома и ясли.

Ленинградцы самоотверженно преодолевали последствия блокадной зимы. В конце марта — начале апреля 1942 года они выполнили огромную работу по санитарной очистке города. Весной 1942 года началась навигация на Ладожском озере. Водные перевозки стали основным средством преодоления последствий блокадной зимы и возрождения городского хозяйства.

Летом 1942 года по дну Ладожского озера был проложен трубопровод для снабжения Ленинграда горючим, осенью — энергетический кабель. В декабре 1942 года началось подключение к электросети жилых домов.

Борьба за Ленинград носила ожесточенный характер. Был разработан план, предусматривавший мероприятия по укреплению обороны Ленинграда, в том числе противовоздушной и противоартиллерийской. На территории города было сооружено свыше 4100 дотов и дзотов, в зданиях оборудовано 22 тысячи огневых точек, на улицах установлено свыше 35 километров баррикад и противотанковых препятствий. 300 тысяч ленинградцев участвовало в отрядах местной противовоздушной обороны города. Днем и ночью они несли свою вахту на предприятиях, во дворах домов, на крышах.

В тяжелых условиях блокады трудящиеся города давали фронту вооружение, снаряжение, обмундирование, боеприпасы. Из населения города было сформировано 10 дивизий народного ополчения, семь из которых стали кадровыми. В 1941-1944 годах в городе изготовили и отремонтировали две тысячи танков, 1,5 тысячи самолетов, 4650 морских и полевых орудий, 850 боевых кораблей и судов различных классов; произвели 225 тысяч автоматов, 12 тысяч минометов, 7,5 миллиона снарядов и мин.

Советские войска неоднократно пытались прорвать кольцо блокады, но добились этого лишь в январе 1943 года. Южнее Ладожского озера образовался коридор шириной 8-11 километров, восстановивший сухопутную связь Ленинграда со страной.

Через него в течение 17 дней были проложены железная дорога и автомобильная трасса. Установление сухопутных коммуникаций облегчило положение населения и войск в Ленинграде.

Блокада Ленинграда была снята полностью в ходе Ленинградско-Новгородской операции, проведенной советскими войсками 14 января — 1 марта 1944 года.

Прекратились артиллерийские обстрелы города, от которых погибли около 17 тысяч человек и около 34 тысяч были ранены. Планы врага уничтожить Ленинград, вынудить оборонявшиеся советские войска к капитуляции потерпели провал.

27 января 1944 года стало днем полного освобождения Ленинграда от блокады. В этот день в Ленинграде был дан праздничный салют (единственное исключение в ходе Великой Отечественной войны, прочие салюты производились в Москве).

Длилась почти 900 дней и стала самой кровопролитной блокадой в истории человечества: погибло от голода и обстрелов свыше 641 тысячи жителей (по другим данным, не менее одного миллиона человек). На Нюрнбергском процессе фигурировало число 632 тысячи человек. Только 3% из них погибли от бомбежек и артобстрелов, остальные умерли от голода.

Жертв блокады хоронили на всех городских и пригородных кладбищах, места наиболее массовых захоронений — Пискаревское кладбище, Серафимовское кладбище.

Подвиг защитников города был высоко оценен: свыше 350 тысяч солдат, офицеров и генералов Ленинградского фронта награждены орденами и медалями, 226 из них присвоено звание Героя Советского Союза. Медалью "За оборону Ленинграда", которая была учреждена в декабре 1942 года, награждено около 1,5 миллиона человек.

26 января 1945 года сам город Ленинград был награжден орденом Ленина.

22 декабря 1942 года Указом Президиума ВС СССР была учреждена медаль "За оборону Ленинграда", которой удостоились около 1,5 миллиона защитников города.

Впервые городом-героем Ленинград был назван в приказе Сталина от 1 мая 1945 года. В 1965 году это звание ему было присвоено официально.

В мае 1965 года город награжден медалью "Золотая Звезда".

Федеральным законом "О днях воинской славы и памятных датах России" от 13 марта 1995 года (с последующими изменениями) 27 января установлен День воинской славы России — День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады (1944 год).

Памяти жертв блокады и погибших участников обороны Ленинграда посвящены мемориальные ансамбли Пискаревского и Серафимского кладбищ, вокруг города по бывшему блокадному кольцу фронта создан Зеленый пояс Славы.

Годовщина начала блокады Ленинграда в Петербурге отмечается как День памяти жертв блокады. Впервые этот день отмечался в 1990 году.

(Дополнительный

В Санкт-Петербурге в субботу, 8 сентября, впервые состоялась неофициозная альтернативная акция памяти жертв блокады Ленинграда, прошедшая без участия официальных властей. Организаторы наконец попытались сделать 8 сентября днем скорби.

Много десятилетий память о блокаде как о беспримерной трагедии, постигшей город, в городе замалчивалась. После войны был уничтожен Народный музей блокады Ленинграда, а советская традиция вспоминать не о страданиях людей, а только о подвигах в наши дни возродилась. Сегодня люди все чаще обращают внимание на то, что характер официальных мероприятий, проводимых в этот день, например, таких как раздача каши из походных кухонь, оскорбителен для памяти ленинградцев, умерших от голода.

Два года назад петербуржец Юрий Вульф пошел в архивы и, поведя огромную работу, узнал имена и судьбы всех тех, кто во время войны жил в его доме на Конной, 10: кто и когда, из какой квартиры ушел на фронт, где воевал, когда погиб или вернулся, кто и когда погиб от голода, был или не был эвакуирован, вернулся назад. Два года назад 8 сентября он собрал жильцов своего дома во дворе, и они вместе прочитали эти имена, священник отслужил панихиду. Сегодня Юрий Вульф вспоминает, что в 2016 году прочесть имена погибших собрались всего 19 человек:

– Но это были первые чтения, а сейчас у нас уже десятки площадок по всему городу. 8 сентября мы опять собирались у себя на Конной, 10. Но мы читаем уже не только имена жителей одного нашего дома, я распечатал списки жителей всей Конной улицы, это тысячи человек, и еще 500 человек с Исполкомской улицы. Я развесил эти списки в парадных, чтобы люди увидели их и чтобы на чтение пришло как можно больше народу. В этот раз имена погибших читают школьники из соседней школы: четверо ребят – списки блокадных жителей Исполкомской улицы и шестеро, именно те, которые живут на Конной, читают списки жителей своей улицы. Но главное, чтобы это движение не останавливалось, чтобы оно расширялось. У нас есть планы, как дополнить эту площадку, потом, может быть, появятся новые. Мы в долгу перед мертвецами, в огромном долгу, и исполнить этот долг обязано еще наше поколение.

Год назад в Петербурге появился "Комитет 8 сентября", который возглавил известный историк , решивший, что почин Юрия Вульфа надо распространить на весь город, сделав чтения имен погибших в блокаду "народным петербургским ритуалом":

– Идея появилась самостоятельно, а потом я узнал о Юрии Вульфе и был страшно ему благодарен. По-видимому, это витает в воздухе. Город Ленинград претерпел вторую по значению гуманитарную катастрофу в истории ХХ века. Больше убили только евреев. Дальше идет Ленинград, за ним – армяне. Холокост и армянский геноцид отрефлексирован, осмыслен, представлен в музеях. Скорбь сопровождается некими церемониями, которые чрезвычайно важны для коллективной психологии. То же самое происходит с Хиросимой, с Дрезденом, с кровавым сражением на Сомме: там есть ритуал оплакивания покойников. А в городе Ленинграде, в Петербурге его нет. Это связано с концепцией героической защиты Ленинграда, выработанной еще в ждановское время руководством блокадного города. Ленинградцы как бы умирали за родную коммунистическую партию и за советскую власть, и в их смерти не было ничего более специального и героического, чем в смерти защитников Одессы, Севастополя и других городов-героев. Да и вообще, про смерть предпочитали не говорить: главное – это победа.

Количество жертв не имеет значения – и их имена. Описывались специальные героические жертвы, часто придуманные, типа героев-памфиловцев, Александра Матросова и т.д. А что касается тех, кто замерзал в пещерах обледенелых квартир или падал на желтый снег площадей, их как бы считали гуртом. Бабы других нарожают – так, конечно, не говорили, но мысль была примерно такая. Что это не индивидуальности, а кто-то, кто героически обороняется в этих коммунальных квартирах. Идея о том, что нужно вспоминать имена, в разных местах приходит по-разному, у людей разных эстетических и политических взглядов. С одной стороны, у нас есть церемония чтения имен у Соловецкого камня, с другой – придуманный томскими журналистами Бессмертный полк. Это же ведь тоже инициатива снизу, не начальство это придумало. И это превратилось в берущую за душу церемонию – даже когда все это сопровождается какими-то властными ужимками, сотни тысяч человек на Невском проспекте берут за душу. И каждый может выйти с портретом своего погибшего или воевавшего предка. Всякая неотрефлексированная трагедия как минимум портит характер, а вообще действует на психологию.

– Каким образом она действует?

– Вы же знаете, что блокадники не любят рассказывать о блокаде. И возникает ощущение некой общей беды, неких скелетов в шкафу – оно всегда в городе существовало. Я не хочу сравнивать две трагедии, но в 1937–38 году погибло 47 тысяч человек, а в блокаду миллион. Забыты были и те, и другие, но 47 тысяч вспомнили раньше. В некотором смысле смерть тех и других похожа: в 1937–38-м это смерть без вины, но обозначенная сталинской политикой, а блокада – это смерть без вины, обеспеченная приказом Гитлера город не брать, уничтожить жителей холодом и голодом.

– Что собой представляет День памяти?

– У нас есть 60 площадок, они сами вызвались участвовать: это Эрмитаж, Русский музей, Михайловский театр, "Ленфильм", отдельные дома – в том числе дом Юрия Вульфа, в городе Ломоносове поминание организовала бывший депутат Законодательного собрания Ирина Комолова. Анатолий Разумов, руководитель центра "Возвращенные имена" , составил список из 630 тысяч имен, и каждый может распечатать те имена, которые он хочет произнести, – или взять списки у организаторов на точках. Можно принести свои имена – даже если их нет в списках.

У нас есть две основные цифры: 630 тысяч погибших, зафиксированных по записям ЖЭКов, и примерно 1 000 100, зафиксированных похоронным трестом. Домоуправы были заинтересованы по разным причинам приуменьшать число умерших – в частности потому, что они могли до конца месяца отоваривать их карточки. А в похоронном тресте, где работникам платили за каждого похороненного, их число склонны были преувеличивать. Истинное число погибших находится где-то между этими 630 тысячами и 1 000 100. Не забудьте, что у нас 1 000 000 человек погибли на Ленинградском и Волховском фронте. И не могу сказать, что правительство Ленинградской области и тамошняя общественность многое сделали для того, чтобы о них помнили. Прямо скажу – немецкое кладбище в Сологубовке выглядит гораздо более ухоженным, чем наше на Синявинских высотах. Земли эти застраиваются. На Невском пятачке, где умирал от ран отец нашего президента, стоят коттеджи.

– На Западе есть зоны на местах кровопролитных сражений, где нельзя ни строить, ни устраивать пляжи – ничего.

– Я знаю Фландрские поля – пустая зона, посвященная памяти. И есть специальный день, когда англичане надевают красные маки в память о погибших. Это отдельная тема, вызывающая у меня глубокое возмущение. Мы со Шнуровым сняли 4-серийный фильм "Ленинградский фронт”. Что ни говори, во времена Брежнева страной все же руководили люди, помнившие войну, все, что после этого, – в чистом виде дудка и свисток. Там, как правило, стоят какие столбики с надписью, что здесь в 1985 или 1990 году будет установлен… – но он так и не установлен. Это сильнейшее впечатление. Там воевало много солдат из Средней Азии, и, как на Левашовском кладбище, там много портретов этих мальчиков, русских и казахских, полегших там в 1943-м.

А что касается официальных мероприятий – да, у нас любое празднование победы сводится к тому, что “мы можем повторить“. Мы можем повторить блокаду?! Наверное, можем… Вообще, наше начальство, городское в особенности, часто ведет себя как фольклорный герой, который смеется на похоронах и плачет на свадьбе. Невозможно устраивать танцы в дни прорыва блокады и полного освобождения. В Израиле воют сирены, замирает уличное движение. В Дрездене люди берутся за руки, в Хиросиме со всей Японии идут люди и несут бумажные журавлики. Или вот англичане, которые приезжают с маками в Ипр, к огромному мемориалу. У нас этого нет, но это не значит, что это не лежит в подсознании. То, что наша идея сразу получила такой большой отклик, говорит о том, что потребность в этом велика. Так же, как Бессмертный полк – он же пошел сам. Уже потом они его попытались прибрать к рукам.

– Тем не менее, 6 сентября у нас все равно куда-то едут “Ночные волки“, опять гремят концерты…

– Сама идея того, что 8 сентября будет сопровождаться шумом моторов "Волков", странная: что он должен напоминать – шум моторов немецких мотоциклов, вошедших в Шлиссельбург? Разве были мотоциклетные войска в составе Красной армии? Эта потрясающая бестактность уже сказывается на создании Музея блокады. Что же мы можем поделать? Мы можем что-то брать в свои руки. Это доступно каждому и не требует героизма. Здесь нет идеи конфликта со Смольным, здесь есть идея обтекания. То есть если Георгий Сергеевич Полтавченко, у которого тоже многие родственники были во время блокады здесь, придет к Фонтанному дому и прочитает их имена, это будет только трогательно. Это дело не классовое, не политическое – а соборное.

Руководитель центра “Возвращенные имена“ при Российской национальной библиотеке Анатолий Разумов признается, что чтение имен погибших в блокаду было его давней мечтой:

– У меня был коллега и помощник, фронтовик, блокадник Юрий Петрович Груздев, ушедший из жизни несколько лет назад. Мы с ним работали над многотомной книгой памяти “Ленинградский мартиролог”, в ходе этой работы был создан сайт “Возвращенные имена”, этой весной ему исполнилось 15 лет. Там мы прежде всего размести имена репрессированных, соответствующие “Ленинградскому мартирологу”, но мы всегда хотели, чтобы все эти беды стояли в один ряд – все катастрофы российской земли ХХ века – и войны, и бесконечный государственный террор, и красный ленинский, и большой сталинский, всякий: невероятные потери людей, минимальная стоимость человеческой жизни нас всегда волновали. И мы хотели, чтобы там были и имена погибших во время блокады. Несколько лет назад нам это удалось – мы разместили там имена, соответствующие 35 томам официальной Книги памяти блокады. Люди же ищут всех своих близких – пропавших и в войну, и в блокаду, и в лагерях. К нам обращались, присылали поправки, дополнительные имена, и все это время мы эти поправки на сайт вносили.

А 2 года назад я выступал на “Эхе Москвы” и рассказывал, что тысячи имен еще вообще нигде не помянуты, а многие существуют с искажениями. Передачу услышал Юрий Вульф, теперь уже можно смело сказать, что он краевед нашего города, историк своего дома на Конной, 10. Он не только нашел имена бывших жильцов дома по нашему сайту, но работал в архивах, выудил из домовых книг имена тех, кто ушел на фронт, кто был репрессирован, создал свод имен и даже выпустил книгу по своему дому. И 2 года назад 8 сентября мы впервые прочитали эти имена во дворе его дома. Нас было совсем немного.

А потом создался “Комитет 8 сентября”, и я предложил взять эту готовую инициативу – вот же, она уже есть! А он через год сделал еще более невероятную вещь – добился разрешения разместить на соседнем брандмауэре фотографии жителей Конной, 10, и бегущую строку со всеми известными на сегодня именами погибших в блокаду. И сегодня мы с Юрием Исаакиевичем невероятно рады – кажется, в нашем городе складывается прекрасный день памяти: кто-то идет на готовые площадки, кто-то изучает сам историю своего дома, кто-то в церковь пойдет помолиться – есть же специальная молитва о блокадниках. И это будет то, что нужно, та защита перед небом, которой так не хватило людям, чья жизнь была так ужасно прервана.

Кто-то задумается, почему гитлеровские войска так быстро оказались возле Ленинграда

Я веду чтения у входа в библиотеку на Фонтанке. Кто-то просто примет участие в чтениях, а кто-то задумается, почему гитлеровские войска так быстро оказались возле Ленинграда. И вспомнит, что 21 декабря 1939 года в советских газетах появилось приветствие Сталину – поздравление с днем рождения, подписанное рейхсканцлером Адольфом Гитлером. Пакт о ненападении у нас теперь еще вспоминают, а вот о дружбе с Гитлером и о появлении общих границ с Германией, которых раньше не было, как-то забывают. А ведь мы сами привели его на свои границы – и получили то, что получили. Так что у нас наша огромная беда, блокада, существует внутри еще более огромной беды – войны, а война оказывается внутри сплошной полосы террора, нашей самой страшной беды в ХХ веке. Вот почему нам так не хватает памяти и почему я счастлив, что этот светлый день памяти у нас, наконец, появился.

– Как вы относитесь к идее Льва Лурье, высказанной им в одном из интервью, – что должен настать день, когда все люди, вспоминающие блокадные имена, смогут выстроиться цепочкой по всему городу, взявшись за руки?

– 2 года назад мы начали, сейчас продолжаем – посмотрим, что будет дальше. Для меня важнейшим является то, что ни в каких блокадных списках нет людей, умерших в тюрьмах, среди них Даниил Хармс, которого мы поэтому внесли в нашу электронную книгу. Не названы те, которые были вывезены из города в тяжелейшем состоянии, но погибли сразу же – их тела выгружались из вагонов на полустанках и оказывались в безвестных могилах. В одной только Вологде умерли более 10 800 эвакуированных. А солдаты, бойцы Красной армии, умершие в кольце города от того же – дистрофии, истощения? Это такие же жертвы блокады. Вообще вымерло больше трети города, а вместе с военными – неимоверное количество. Я не загадываю далеко, моя мечта простая – чтобы граждане хотя бы посещали могилки, пусть не свои, пусть братские могилы на кладбище, пусть бы лампадки приносили – чтобы этот день стал Днем памяти.

Одной из площадок Дня памяти блокады стал музей Ахматовой в Фонтанном доме. По словам директора музея Нины Поповой , это соответствует взгляду Ахматовой на мироздание, на место человека в мире, на память о человеческой жизни:

– У нее есть такие строки: “Рядами стройными проходят ленинградцы / Живые с мертвыми: для Бога мертвых нет”. В советское время цензура изменила это на “для славы мертвых нет”, но это именно ее понимание мироздания – что живые существуют, храня в себе память об ушедших. Память о блокаде была для нее переживанием ада. Это есть и в ее стихах, и в воспоминаниях Николая Николаевича Пунина, который до весны 1942 года жил в этом доме. Его блокадные тексты – это одно из самых точных и глубинных переживаний блокады, его вывезли уже полуживого. Так что это своего рода память места. А кроме того, мы обратились к жителям домов, расположенных на месте бывшей шереметьевской усадьбы, так называемого шереметьевского квартала. Там во всех парадных вывешены списки погибших в блокаду, собранные в домовых книгах этих домов. Мы обращаемся к памяти тех, чьи семьи, может быть, здесь остались, к тем, кто теперь занимает эти комнаты и квартиры, – обращаемся для того, чтобы вспомнить.

Писатель, поэт, переводчик, составитель книг Бориса Корнилова и Ольги Берггольц Наталия Соколовская считает 8 сентября самой главной трагической датой Петербурга:

– Это точка невозврата, после которой, наверное, больше миллиона людей, еще не зная того, были обречены на мучительную смерть, и среди них очень много детей. Праздновать мы научились, мы любим это делать, не приходя в сознание. Скорбеть и осмысливать тяжелые даты мы не научились – почему? Потому что у нас цена жизни слишком мала, жизнь стоит копейку. Кроме страшной физиологической работы смерти, здесь во время блокады происходила невероятная духовная работа, о которой мы читаем во многих блокадных дневниках. Огромное сопротивление расчеловечиванию осталось неизученным и неотрефлексированным. Идея отметить этот день вот так – читая имена – исходит не о власти, а, как говорится, снизу – это идея сопричастия, как будто мы преломляем хлеб с теми людьми.

На этом фоне особенно дико выглядят громкие концерты, мотопробеги и крики “можем повторить”

Это очень важная для города вещь. Наверное, как и Бессмертный полк, ее очень быстро приватизирует власть. Но испортить такую акцию трудно: имена погибших будут произноситься и произноситься, и это важно еще и потому, что на фоне уже существующих имен возникают все новые – не вошедшие в официальный список. Многие тысячи людей, которых вывезли за Ладогу, сразу же погибли – но фактически это тоже блокадные жертвы, только не названные. Не названы и не учтены жители пригородов, захваченных немцами очень быстро. Не говоря о не захороненных солдатах, ведших страшные, мясорубочные бои на подступах к городу. На этом фоне особенно дико выглядят громкие концерты, мотопробеги и крики “можем повторить” – они не очень понимают, что могут повторить. В нашем городе, в нашей стране Музей блокады должен быть в первую очередь – почему его до сих пор нет? Его разгромили в 1949 году, а то, что восстановили в 1989-м – так это тоже была инициатива снизу, и это жалкая часть того, первого музея, такой сельский клуб, который с тех пор не развивался и был никому не нужен, прежде всего власти.

А почему – может быть, власть инстинктивно не хочет, чтобы цена человеческой жизни повышалась?

– Именно так. Берггольц писала в дневнике, что надо говорить только о том, что война – это бесчестие людей, позор, а мы говорим, что война – это прекрасно…



Loading...Loading...