Формы организации детей на нетрадиционных занятиях доу. «Традиционные и нетрадиционные формы и методы обучения детей математике

Смирнова Гульнар Фанзавиевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №149"
Населённый пункт: Воронежская область г.Воронеж, Коминтерновский район
Наименование материала: Статья
Тема: Разработка классических и нестандартных занятий в ДОУ.
Дата публикации: 14.12.2017
Раздел: дошкольное образование

Разработка классических и нестандартных занятий в ДОУ.

В современной системе дошкольного образования дни происходит множество

изменений, успех которых связан с реализацией национального

проекта «Образование». По этой причине актуальность использования разных

видов занятий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ только

возрастает. Но на данном этапе каждый воспитатель сталкивается с непростой

задачей выбора: классическое или нестандартное. Многие опытные педагоги

склоняются к тому, что накопленное веками остается ценным всегда. Нельзя

обойтись без прочных, систематических, глубоких знаний. В то же время анализ

практической деятельности воспитателя говорит о необходимости

использования нестандартных приемов в работе воспитателя.

Воспитание, обучение и развитие личности ребенка определяются условиями

его жизни в детском саду и семье. Главными формами организации этой жизни в

детском саду являются: игра и связанные с нею формы активности, занятия,

предметно-практическая деятельность.

Большую часть в жизни детского сада составляют занятия, цель которых

заключается в передаче педагогом ребенку знаний, умений, навыков. Обычно

предполагается, что это ведет к обогащению физической и духовной культуры

ребенка, способствует формированию у него самостоятельности, способности к

совместной координированной деятельности, любознательности.

Занятие - это организованная форма обучения и временной отрезок процесса

обучения, способный отразить все его структурные компоненты (общую

педагогическую цель, дидактические задачи, содержание, методы и средства

обучения).

Следует выделить основные признаки занятия:

Занятие - основная единица дидактического цикла и форма организации

обучения;

По временному промежутку оно занимает от 10-15 минут (в младшем

дошкольном возрасте) до 30-35 минут (в старшем дошкольном возрасте);

Занятие может быть интегрированным, то есть посвящено не одному виду

познавательной деятельности (например: развитие речи + изобразительная

деятельность);

Занятие может быть традиционным (классическим) и нетрадиционным.

Классические занятия и их классификация

Классификацию традиционных занятий логично осуществлять на основе

выбранных задач и используемых видов деятельности для их реализации.

Учитывая психологические особенности дошкольника, анализируя методические

отдельным типом занятия по изучению нового материала, развитию и

совершенствованию знаний и умений, так как на каждом из занятий происходит

повторение, закрепление и расширение представлений детей.

Виды нетрадиционных занятий.

Занятия-соревнования (выстраиваются на основе соревнования между детьми):

кто быстрее назовет, найдет, определит, заметит и т. д.

Занятия-КВН (предполагают разделение детей на две подгруппы и проводятся

как математическая или литературная викторина).

Театрализованные занятия (разыгрываются микросценки, несущие детям

познавательную информацию).

Занятия-сюжетно-ролевые игры (педагог входит в сюжетно-ролевую игру как

равноправный партнер, подсказывая сюжетную линию игры и решая таким

образом задачи обучения).

Занятия-консультации (когда ребенок обучается «по горизонтали»,

консультируясь у другого ребенка).

Занятия-взаимообучения (ребенок-«консультант» обучает других детей

конструированию, аппликации, рисованию).

Занятия-аукционы (проводятся, как настольная игра «Менеджер»).

Занятия-сомнения (поиска истины). (Исследовательская деятельность детей

типа: тает - не тает, летает - не летает, плавает - тонет и т. д.)

Занятия-формулы (предложены в книге Ш. А. Амонашвили «Здравствуйте,

Занятия-путешествия.

Бинарные занятия (авт. Дж. Родари). (Составление творческих рассказов на

основе использования двух предметов, от смены положения которых меняются

Занятия-фантазии.

Занятия-концерты (отдельные концертные номера, несущие познавательную

информацию).

Занятия-диалоги (проводятся по типу беседы, но тематика выбирается

актуальной и интересной).

Занятия типа «Следствие ведут знатоки» (работа со схемой, картой группы

детского сада, ориентировка по схеме с детективной сюжетной линией).

Занятия типа «Поле чудес» (проводятся как игра «Поле чудес» для читающих

Занятия «Интеллектуальное казино» (проводятся по типу «Интеллектуального

казино» или викторины с ответами на вопросы: что? где? когда?).

В ходе личных разработок занятий и применении их на практике мы провели

сравнительный анализ, который выявляет основные отличия между

классическим и нестандартным видами занятий. В таблице в качестве примера

приведена одна из известных и часто используемых нетрадиционных систем

воспитания детей – система Монтессори.

Система Монтессори

Традиционное обучение

Упор на когнитивное и социальное

развитие

Упор на социальное развитие

Педагог играет «направляющую» роль

в процессе занятия

Педагог является центральной фигурой

в процессе занятия, играет

«контролирующую» роль

Среда и метод обучения развивают

самодисциплину

Педагог главным образом обеспечивает

дисциплину

В основном индивидуальный подход к

Групповой и индивидуальный подход к

преподаванию

преподаванию

Разные возрастные группы

Одна возрастная группа

Работа в группах стимулирует детей

помогать и учить друг друга

Учит в основном только педагог

Ребенок сам выбирает занятия

Готовое расписание сформировано для

Ребенок вырабатывает собственные

принципы, с помощью материалов для

самостоятельной работы

Учитель подводит ребенка к

определенным принципам

Ребенок работает над выбранным

проектом столько времени, сколько

считает нужным

Ребенку обычно отведено

определенное время на работу

Ребенок развивается в собственном

ритме и направлении

Ритм и направление вырабатываются и

задаются группой

Ребенок сам замечает свои ошибки при

работе с учебными материалами

При проверке работы, на ошибки

обычно указывает педагог

Ребенок закрепляет знания

посредством повторения и за счёт

внутреннего чувства успеха

Знания закрепляются за счёт внешних

факторов посредством повторения и

вознаграждений

Материалы для физического

исследования, позволяющие затронуть

несколько органов чувств

Меньше материалов для развития

органов чувств

Организованная программа по уходу за

собой и окружающей средой (гигиена и

Меньший упор на уход за собой

Ребенок может выбирать место работы,

свободно передвигаться и общаться

(при условии, что мешает другим

работать); работа в группах на

условиях добровольности

Ребенок должен сидеть на отведенном

месте, при этом участвовать в процессе

группового занятия, сидеть на месте

спокойно и слушать внимательно

Организованная программа по

разъяснению родителям философии

системы Монтессори и их вовлечению

в процесс обучения

Участие родителей – дело

добровольное, да и не всегда

приветствуется

Практика показывает, что обратная связь с воспитанниками лучше, когда

воспитатель применяет нестандартные формы обучения. Таким образом, мы

сталкиваемся с неотъемлемостью использования новых цифровых технологий в

воспитании, что обусловлено требованием современного развивающегося

общества.

Информационные технологии в современном мире позволяет большинству

педагогов проявить творчество, побуждают искать новые нетрадиционные

формы и методы воспитательно – образовательного процесса.

Педагогические дискуссии о внедрении информационно – коммуникативных

технологий в воспитательно-образовательный процесс ведутся достаточно

давно. Но в современном мире сложно стоять на месте, поэтому, хотим мы этого

или нет, но информационно коммуникативные технологии прочно входят в

воспитательно-образовательный процесс дошкольных учреждений.

По последним научным исследованиям, использование ИКТ в развитии речи

детей в дошкольном возрасте позволяет:

1. Расширяется представления воспитанников об окружающем мире,

обогащается словарный запас.

2. Дети более логично и последовательно будут излагать свои мысли, более

глубоко понимать значение слов.

3. Сформируется умение передавать свои впечатления от прослушанной

музыкальной композиции, от просмотренной картины или иллюстрации.

4. Появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории.

5. Появляется интерес к заучиванию стихов и потешек.

6. Дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед

аудиторией.

Именно дошкольникам, с их наглядно-образным мышлением понятно лишь то,

что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить

действие объекта. В связи с этим, мы в своей работе используем

мультимедийные презентации – это программа, которая может содержать

текстовые материалы, фотографии, рисунки, слайд-шоу, звуковое оформление и

дикторское сопровождение, видеофрагменты и анимацию.

Использование в работе мультимедийный презентаций, предотвращает

утомление детей, поддерживает у них познавательную активность, повышает

эффективность нашей работы в целом. Их применение на занятиях по развитию

речи интересно детям и, что не маловажно, мне самой. Экран притягивает

внимание, которого мы порой не можем добиться при групповой работе с

Использование мультимедийных презентаций позволяют сделать занятия

эмоционально окрашенными, привлекательными, вызывают у ребенка живой

интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным

материалом, что способствует хорошей результативности занятия.

Так, использование мультимедийных презентаций на занятиях по развитию

речи обеспечивает активность детей при рассматривании, обследовании и

зрительном выделении ими признаков и свойств предметов, формируются

способы зрительного восприятия, обследования, выделения в предметном мире

качественных, количественных и пространственно-временных признаков и

свойств, развиваются внимание и зрительная память.

Способность современного компьютера помогает

выводить информацию одновременно в текстовом виде, графическим

изображением, видео, звуком, запоминать и обрабатывать информацию для

воспитанников дошкольного возраста.

Методологическая база.

Работы зарубежных и отечественных исследователей (С. Пейперт, Б. Хантер, ЕИ

Иванова, НП Чудова и др) подтверждают целесообразность использования

информационных технологий в развитии познавательных способностей старших

дошкольников. Учеными отмечается развивающая роль компьютерно - игрового

комплекса в детском саду в работе с детьми, начиная с пяти лет. В нашей стране,

начиная с 1986 года, ведется работа по внедрению информационно-

коммуникативных технологий(ИКТ) в дошкольное образование на базе центра

имени А. В. Запорожца исследователями под руководством Л. А. Парамоновой,

Л. С. Новоселовой, Л. Д. Чайвановой. С 2008 года разрабатываются

теоретические основы применения информационно-коммуникативных

технологий(ИКТ) в воспитательно-образовательной работе дошкольного

учреждения.

Цель моего педагогического опыта: улучшить качество развития, повысить

мотивацию детей к получению новых знаний, ускорить процесс усвоения знаний,

а также обновить формы и методы работы с детьми.

Необходимо отметить, что использование информационно-коммуникативных

технологий в детском саду предусматривает не обучение детей школьным

основам информатики и вычислительной техники, а:

Преобразование предметно-развивающей среды ребенка

Создание новых средств для развития ребенка

Использование новой наглядности.

Исходя из этого, мною поставлены следующие задачи использования

информационных технологий в своей педагогической деятельности:

1. Сделать образование современным (с точки зрения использования

технических средств);

2. Приблизить образовательную деятельность к мировосприятию современного

ребенка, так как он больше смотрит и слушает, чем читает и говорит;

предпочитает использовать информацию, добытую с помощью технических

3. Установить отношения взаимопонимания, взаимопомощи между педагогом

и воспитанником;

4. Помочь себе в возможности эмоционально и образно подать материал.

5. Сэкономить время, как свое, так и ребенка, увеличить плотность

образовательной деятельности, обогатить ее новым содержанием.

В ходе работы активно осваиваиваю и внедряю компьютерные технологии в

своей педагогической деятельности, и психологическую целесообразность моего

опыта необходимо отметить тем, что современным ребенком усваивается только

та информация, которая больше всего его заинтересовала, наиболее близкая,

знакомая ему, та, которая вызывает приятные и комфортные чувства.

Творческие педагоги, которые стремятся идти в ногу со временем, должны

вникать и изучать все возможности внедрения современных информационных

коммуникативных технологий в свою практическую деятельность.

И первое направление использования информационно коммуникативных

технологий:

Это работа с детьми.

1. Использование в воспитательно-образовательном процессе как собственные

так и готовые презентаций.

2. (IG Board Interactive Whiteboard)

Использование интерактивной доски и интерактивные игры в

образовательном процессе.

Для составления игр для работы на интерактивной доске я использую

программу«SMART Notebook 10».

3. При индивидуальной работе использую готовые

обучающие программы: «Маленький гений», «Несерьезные уроки», «Пойди

туда, не знаю куда».

Во время работы соблюдаются санитарные нормы, касающиеся времени работы

дошкольников за компьютером.

На НОД использование ИКТ - технологии не более 10 мин, с обязательной

сменой деятельности и физминуткой.

И обязательно проведение гимнастики для глаз.

При использовании ИКТ на НОД у детей повышается мотивация, интерес и

увеличивается объем усвоения информации.

Работа с родителями еще одно из направлений нашей педагогической

деятельности.

Традиционные формы работы с родителями с показом видеоматериала,

презентаций, открытые просмотры, конспекты на сайте - приобретают

инновационную форму, становятся интереснее с использованием

информационных коммуникативных технологий.

Родители с огромным удовольствием посещают такие мероприятия, а это

означает, что делает их наиболее эффективными. Благодаря информационно

коммуникативным технологиям они могут«приоткрыть занавес» и посмотреть,

как их ребенок растет, развивается, проживает то время, пока находится в

детском саду.

Следующим направлением моей работы является работа с педагогами:

Создание презентаций к педсоветам, консультациям;

Размещение конспектов на собственном сайте;

Открытый показ НОД с использованием ИКТ.

Следующим направлением моей работы является

профессиональное саморазвитие:

Поиск интересных сведений

Создание собственного сайта

Ведение документации

Участие в профессиональных и творческих конкурсах

При использовании ИКТ количество участия в конкурсах увеличивается, что

облегчает работу при подготовке к аттестации.

По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников работа по

внедрению информационно коммуникативных технологий в воспитательно-

образовательный процесс детского сада я отметила ряд преимуществ:

1. Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у

детей огромный интерес;

2. Проблемные задачи, поощрение при их правильном решении самим

компьютером являются стимулом к познавательной активности детей;

3. Информационно коммуникативные технологии дают возможность

расширения использования электронных средств обучения, так как они

передают информацию быстрее, чем при использовании традиционных средств;

4. С помощью компьютера можно смоделировать такие жизненные ситуации,

которые нельзя или сложно показать на занятии либо увидеть в повседневной

5. Высокая динамика непосредственно образовательной деятельности

способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти,

воображения, творчества детей.

Однако хочется отметить, что любая, даже самая совершенная компьютерная

программа, не может заменить высококвалифицированного специалиста.

Следует заметить, что использование ИКТ в воспитательно-образовательном

процессе ДОУ приводит к целому ряду положительных эффектов:

1. Обогащает воспитательно-образовательный процесс эмоциональной

окрашенностью;

2. Психологически облегчает процесс усвоения;

3. Возбуждает живой интерес к предмету познания;

4. Расширяет общий кругозор;

5. Возрастает уровень использования наглядных пособий;

6. Освобождает от рутинной ручной работы;

7. Повышает производительность труда воспитателя и ребенка.

Одно из главных условий использования ИКТ в учебно- воспитательном

процессе ДОУ - с детьми должны работать педагоги, хорошо

знающие технические возможности компьютера, владеющие навыками работы с

ним, четко выполняющие санитарные нормы и

правила использования компьютеров в дошкольных учреждениях, хорошо

ориентирующиеся в компьютерных программах, разработанных специально для

дошкольников, знающие этические правила их применения и владеющие

методикой приобщения детей к новым технологиям. Кроме того, педагоги

должны хорошо знать возрастные особенности маленьких детей.

В перспективах дальнейшей моей работы это -

1. Совершенствование созданной системы взаимодействия участников

образовательного процесса в единой информационной среде ДОУ;

2. Использование новых технологий и программных продуктов в

образовательной деятельности;

3. Переход на качественно новый уровень предоставления воспитательно-

образовательных услуг;

4. Разработка и внедрение новых форм организации образовательной

деятельности с использованием ИКТ.

В заключении хочется отметить, что в условиях дошкольного учреждения

необходимо и целесообразно использовать ИКТ в различных видах

деятельности, так как они позволяют сделать процесс развития детей достаточно

эффективным, интересным и познавательным.

Я считаю, что использование личного педагогического опыта обеспечивает

полноценный переход детей на следующий уровень системы непрерывного

образования, дает возможность стать участниками единого

образовательного процесса РФ.

Но, какими бы положительным, огромным потенциалом не

обладали информационно коммуникативные технологии, заменить живого

общения педагога с ребенком они не могут и не должны.

Литература:

2013, с. 64-65. Возможности использования интерактивной доски в работе с

детьми. М. Н. Приезжая

2013, с. 42-43. Почему интерактивные доски так редко используются в детских

садах ? Е. И. Козиоров. М. Н. Приезжая

3. // Научно-методический журнал. Детский сад. Всё для воспитателя ! № 6

июнь. 2012 с. 5. Использование игровых компьютерных технологий . Н. П.

Яронская.

4. // Дошкольное воспитание №2 . 2013., с. 105-108. Дидактические основы

интерактивного обучения. Коротаева. Е

5. // Растем вместе №1, 2014., Компьютер. Интернет! Близкие друзья…Опасные

враги, Осенчук А., с. 16-17

6. Ю. М. Горвиц, Л. Д. Чайванова, Н. Н. Подьяков, Е. В. Зворыгина и др.

Новые информационные технологии в дошкольном образовании. -М.: ЛИНКА-

ПРЕСС, 1998,328с. ,илл

7. Калинина Т. В. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в

дошкольном детстве». М, Сфера, 2008

8. Иванова Е. О. Теория обучения в информационном обществе / Е . О. Иванова,

И. М. Осмоловская. - М.: Просвещение, 2011. - 190 с.

10. «Об информатизации дошкольного образования в России»

«Нетрадиционная организация образовательной деятельности

в соответствии с ФГОС ДО».

« Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным

– вот задача первоначального обучения»

К.Д. Ушинский.

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Основополагающими документами нормативной правовой базы системы дошкольного образования, обязательными для исполнения во всех типах и видах образовательных организаций, ориентиром развития системы дошкольного образования являются:

Конвенция ООН о правах ребенка

Конституция Российской Федерации

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

«Порядок организации и осуществления образовательной деятельности» » (утвержден приказом № 1014 от 30 августа, регистрация в Минюсте 26 сентября 2013);

Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы в дошкольных организациях.

«Закон об образовании» предоставил педагогическим коллективам возможность выбора образовательных программ. Но какую бы программу не выбрал детский сад, содержание дошкольного образования должно быть направлено на решение следующих задач:

  • сохранение здоровья ребёнка;
  • развитие базовых качеств личности;
  • построение образовательного процесса на основе игры как основного вида деятельности дошкольника.

В основе результативности работы ДОУ лежит постоянное совершенствование воспитательно-образовательного процесса, которое воздействует на результаты работы ДОУ

Главная особенность организации ОД в ДОУ на современном этапе:

  • уход от учебной деятельности (занятий),
  • повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста;
  • включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно -обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей.

Важнейшим условием развития дошкольника является умелое включение его в образовательную деятельность которая строится на адекватных формах работы с детьми и индивидуальном подходе.

Необходимо отметить, что образовательная деятельность осуществляется на протяжении всего времени нахождения ребенка в дошкольной организации. Это:

Совместная (партнерская) деятельность педагога с детьми:

  • Образовательная деятельность в режимных моментах;
  • Организованная образовательная деятельность;

Самостоятельная деятельность детей.

Образовательная деятельность осуществляется в различных видах деятельности и охватывает структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (образовательные области):

  • Социально-коммуникативное развитие;
  • Познавательное развитие;
  • Речевое развитие;
  • Художественно-эстетическое развитие;
  • Физическое развитие.

ООД - основная форма обучения в детском саду.

ООД - это ведущая форма организации совместной деятельности взрослого и детей, которая определяется уровнем освоения общеобразовательной программы дошкольного образования и решения конкретных образовательных задач возрастом детей, непосредственным окружением ОУ, текущей темой и др. Но процесс обучения остается. Педагоги продолжают «заниматься» с детьми.

Между тем необходимо понимать разницу между «старым» обучением и «новым».

В основе ФГОС ДО лежит важнейший дидактический принцип - правильное организованное обучение ведет за собой развитие, результат которого - успешность воспитания и образования детей в ДОУ. ООД – соединяет обучающую функцию и совместную деятельность. Стандартизация дошкольного образования не предусматривает предъявления жестких требований к детям дошкольного возраста, не рассматривает их в жестких «стандартных» рамках.

В связи с этим возникает вопрос: в чем же отличие занятий от организованной образовательной деятельности?

И прежде всего это отличие в обновлении структуры и форм организации всего образовательного процесса, в его индивидуализации, изменении позиции воспитателя (взрослого) по отношению к детям.

Образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения Программы и решения конкретных образовательных задач.

За годы существования системы дошкольного образования наиболее

распространённой моделью организации образовательного процесса была модель,

включающая три составляющие:

Проведение занятий (в соответствии с расписанием на которых решались

образовательные задачи, сформулированные в комплексных программах по

разделам)

Решение образовательных задач и формирование у детей навыков и умений в

ходе режимных моментах совместной деятельности взрослого и детей (утренний

приём, прогулка, подготовка ко сну, питание и т. д.)

Закрепление полученных детьми знаний и умений в индивидуальной работе

и самостоятельной деятельности;

Следовательно, ОД реализуется через организацию различных видов детской деятельности (игровой – это основной вид детской деятельности на протяжении всего дошкольного возраста;

Двигательной - двигательный режим - это рациональное сочетание различных видов, форм и содержания двигательной активности ребенка. В него включаются все виды организованной и самостоятельной деятельности. В системе физкультурно-оздоровительной работы дошкольного учреждения прочное место занимают физкультурные праздники, спортивный досуг, дни здоровья. Интересное содержание, юмор, музыкальное оформление, игры, соревнования, радостная атмосфера способствуют активизации двигательной деятельности;

Коммуникативной – которая предполагает широкий

взгляд на речевое развитие детей, а также на использование разных форм: беседу, ситуативные задачи, общение на определенные темы, отгадывание и придумывание загадок детьми, сюжетные игры, напоминания и т.д.;

Самообслуживание и элементарный бытовой труд – основное направление трудовой деятельности в дошкольном мире – научить ребенка обслуживать себя. Среди видов трудовой деятельности: труд по самообслуживанию (навыки культуры быта), труд в природе, ознакомление с трудом взрослых, хозяйственно-бытовой труд (содружество взрослого и ребенка, совместная деятельность), ручной труд;

Познавательно-исследовательской - этот вид деятельности является важным и одним из ведущих. Именно в процессе исследования ребенок познает окружающий мир и осваивает новые знания. Познавательно-исследовательская деятельность важна в каждом возрастном периоде, при этом согласно принципу использования адекватных возрасту видов детской деятельности в разных возрастных группах это может быть и наблюдение, и экспериментирование, и целевые прогулки, и экскурсии, а также решение проблемных ситуаций;

Продуктивной - такой вид деятельности предполагает не только рисование, лепку, аппликацию и т.д., но и проектную деятельность, в которую могут включаться родители, старшие дошкольники и другие участники образовательного процесса;

Восприятие художественной литературы и фольклора - этот вид деятельности понимается как умение ребенка, прежде всего, слушать, понимать произведение, общаться с книгой, листать ее, рассматривать иллюстрации.

Следовательно, так изменяется способ организации детских видов деятельности: не руководство взрослого, а совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка - это наиболее естественный и эффективный контекст развития в дошкольном детстве.

Развитие видов деятельности осуществляем в совместной деятельности со взрослыми, затем - в совместной деятельности со сверстниками и, наконец, становится самостоятельной деятельностью ребенка.

Каждого педагога волнуют такие вопросы : как сделать каждое занятие интересным, увлекательным, добиться того, чтобы он развивал познавательный интерес, творческую, мыслительную активность воспитанника.

Современные педагоги постоянно ищут новые формы «оживления» процесса. Большой потенциал для решения этих задач содержат нетрадиционные формы и методы обучения и воспитания.

Применение нетрадиционных методик помогает уйти от монотонности, позволяет учить детей в сотрудничестве, даёт возможность воспитанникам раскрыться с новых сторон.

Нестандартное занятие – это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (не установленную) структуру.

Эффективность нетрадиционных форм обучения и воспитания хорошо известна.

Каким бы опытным воспитатель или педагог не был, ему всегда приходится искать, думать, пробовать, чтобы сделать свои занятия интересными.

Признаки нетрадиционного занятия :

Несет элементы нового, изменяются внешние рамки, места проведения.

Используется внепрограммный материал, организуется коллективная деятельность в сочетании с индивидуальной.

Привлекаются для организации занятия люди разных специалистов.

Эмоциональный подъем воспитанников через оформление группы, рабочей доски, использование музыки, видео.

Организация и выполнение творческих заданий.

Обязательное планирование занятия заранее.

Четко определять 3-и дидактические задачи.

Творчество воспитанников должно быть направлено на их развитие.

Виды нетрадиционных занятий.

Занятия-соревнования (выстраиваются на основе соревнования между детьми): кто быстрее назовет, найдет, определит, заметит и т. д.

Занятия-КВН (предполагают разделение детей на две подгруппы и проводятся как математическая или литературная викторина).

Театрализованные занятия (разыгрываются микросценки, несущие детям познавательную информацию).

Занятия-сюжетно-ролевые игры (педагог входит в сюжетно-ролевую игру как равноправный партнер, подсказывая сюжетную линию игры и решая таким образом задачи обучения).

Занятия-консультации (когда ребенок обучается «по горизонтали», консультируясь у другого ребенка).

Занятия-взаимообучения (ребенок-«консультант» обучает других детей конструированию, аппликации, рисованию).

Занятия-аукционы (проводятся, как настольная игра «Менеджер»).

Занятия-сомнения (поиска истины). (Исследовательская деятельность детей типа: тает - не тает, летает - не летает, плавает - тонет и т. д.)

Занятия-формулы (предложены в книге Ш. А. Амонашвили «Здравствуйте, дети!»).

Занятия-путешествия.

Бинарные занятия (авт. Дж. Родари). (Составление творческих рассказов на основе использования двух предметов, от смены положения которых меняются сюжет и содержание рассказа.)

Занятия-фантазии.

Занятия-концерты (отдельные концертные номера, несущие познавательную информацию).

Занятия-диалоги (проводятся по типу беседы, но тематика выбирается актуальной и интересной).

Занятия типа «Следствие ведут знатоки» (работа со схемой, картой группы детского сада, ориентировка по схеме с детективной сюжетной линией).

Занятия типа «Поле чудес» (проводятся как игра «Поле чудес» для читающих детей).

Занятия «Интеллектуальное казино» (проводятся по типу «Интеллектуального казино» или викторины с ответами на вопросы: что? где? когда?).

Методика подготовки и проведения занятия в нетрадиционной форме

Нецелесообразно слишком часто обращаться к подобным формам, т. к. это может привести к потере устойчивого интереса к предмету и процессу учения;

Необходимо очень тщательно продумывать цели обучения и воспитания, которые ставятся на нетрадиционном занятии;

Нетрадиционное занятие должно быть занимательным;

На нетрадиционном занятие должна царить, атмосфера добра, творчества, радости.

Подготовка и проведение занятия в любой нетрадиционной форме состоит из четырех этапов :

1. Замысел.

2. Организация.

3. Проведение.

4. Анализ.

В основе многообразных форм занятий имеются – общие характеристики :

Каждое занятие имеет цель, конкретное содержание, определенные методы организации деятельности;

Любое занятие имеет определенную структуру, т. е. состоит из отдельно взаимосвязанных этапов;

Построение занятия осуществляется в определенной логике, зависящей от его цели и типа.

Таким образом, нетрадиционные занятия имеют отличительные особенности.

Во-первых , это четкость, компактность, большая информативность учебного

материала - занятие должно быть небольшим по объему, но емким, что возможно при интегративном подходе, когда конкретный предмет или явление рассматривается с нескольких сторон в разных его аспектах.

Второй особенностью является логическая взаимообусловленность,

взаимосвязь интегрированных предметов на занятиях обеспечивается

взаимопроникновение материала из разных образовательных областей через

разнообразные виды деятельности.

Важно, чтобы образовательные области сочетались одна с другой и между ними был связующий элемент – образ.

Переключение на разнообразные виды деятельности помогает удерживать

внимание детей, что повышает эффективность занятия, снимает утомляемость и перенапряжение. Объединение различных областей знаний на одном занятии позволяет сэкономить время для игры, прогулок, совместной с педагогом и самостоятельной деятельности дошкольников.

Так, к окончанию учебного года у старших дошкольников формируется эмоциональное и осознанное отношение к искусству, повышается творческая активность, самостоятельность, инициативность, снижается напряженность, скованность, поведение становится более открытым.

Преимущества нетрадиционных занятий заключается в повышении мотивации

обучения, во время которого какое-либо явление рассматривается с нескольких

сторон, формируя познавательный интерес.

Подталкивая воспитанников к мыслительной деятельности, нетрадиционные

занятия в детском саду учат получать информацию, мысля нестандартно, сравнивать

и обобщать ее, делать выводы.

Так как проходят они в легкой, игровой форме, то и переносятся намного легче, чем занятия по отдельным предметам. Дети не перенапрягаются и занимаются с большим интересом .


Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Добрянский детский сад №13»

Консультация для педагогов «Нетрадиционные формы занятий».

Подготовила воспитатель Воронцова А.Р.

г. Добрянка 2015г.

Есть такая профессия - воспитывать и учить детей. Тот, кто выбрал её, осознанно вступил на нелегкую, порой почти непроходимую дорогу. У каждого по-разному складывается судьба в профессии. Одни просто выполняют свои обязанности и не пытаются открыть ничего нового там, где, казалось бы, все открыто. Другие находятся в бесконечном поиске и совсем не хотят многократно повторять один и тот же путь с разными группами детей.

В настоящее время в практике работы дошкольных учреждений эффективно используются нетрадиционные формы организации обучения: занятия по подгруппам, которые формируются с учетом возрастных особенностей детей. Объединяя детей в подгруппу, следует учитывать, что уровень их развития должен быть примерно одинаковым.

Виды нетрадиционных занятий.

Занятия-соревнования (выстраиваются на основе соревнования между детьми): кто быстрее назовет, найдет, определит, заметит и т. д.

Занятия-КВН (предполагают разделение детей на две подгруппы и проводятся как математическая или литературная викторина).

Театрализованные занятия (разыгрываются микросценки, несущие детям познавательную информацию).

Занятия-сюжетно-ролевые игры (педагог входит в сюжетно-ролевую игру как равноправный партнер, подсказывая сюжетную линию игры и решая таким образом задачи обучения).

Занятия-консультации (когда ребенок обучается «по горизонтали», консультируясь у другого ребенка).

Занятия-взаимообучения (ребенок-«консультант» обучает других детей конструированию, аппликации, рисованию).

Занятия-аукционы (проводятся, как настольная игра «Менеджер»).

Занятия-сомнения (поиска истины). (Исследовательская деятельность детей типа: тает - не тает, летает - не летает, плавает - тонет и т. д.)

Занятия-формулы (предложены в книге Ш. А. Амонашвили «Здравствуйте, дети!»).

Занятия-путешествия.

Бинарные занятия (авт. Дж. Родари). (Составление творческих рассказов на основе использования двух предметов, от смены положения которых меняются сюжет и содержание рассказа.)

Занятия-фантазии.

Занятия-концерты (отдельные концертные номера, несущие познавательную информацию).

Занятия-диалоги (проводятся по типу беседы, но тематика выбирается актуальной и интересной).

Занятия типа «Следствие ведут знатоки» (работа со схемой, картой группы детского сада, ориентировка по схеме с детективной сюжетной линией).

Занятия типа «Поле чудес» (проводятся как игра «Поле чудес» для читающих детей).

Занятия «Интеллектуальное казино» (проводятся по типу «Интеллектуального казино» или викторины с ответами на вопросы: что? где? когда?).

Требования к занятию

1. Использование новейших достижений науки и практики.

2. Реализация в оптимальном соотношении всех дидактических принципов.

3. Обеспечение условий предметно-пространственной среды для развития познавательной деятельности.

4. Соблюдение санитарно-гигиенических норм к организации деятельности детей.

5. Установление интегративных связей (взаимосвязь разнообразных видов деятельности, содержания).

6. Связь с прошлыми занятиями и опора на достигнутый ребенком уровень.

7. Мотивация и активизация познавательной деятельности детей (методы и приемы).

8. Логика построения занятия, единая линия содержания.

9. Эмоциональный компонент занятия (начало и окончание занятия всегда проводятся на высоком эмоциональном подъеме).

10. Связь с жизнью и личным опытом каждого ребенка.

11. Развитие умений детей самостоятельно добывать знания и пополнять их объем.

12. Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование каждого занятия педагогом.

Методы повышения познавательной активности (проф. Н. Н. Поддьяков, А. Н. Клюева)

Элементарный анализ (установление причинно-следственных связей).

Сравнение.

Метод моделирования и конструирования.

Метод вопросов.

Метод повторения.

Решение логических задач.

Экспериментирование и опыты.

Методы повышения эмоциональной активности

(проф. С. А. Смирнов)

Игровые и воображаемые ситуации.

Придумывание сказок, рассказов, стихотворений, загадок и т. д.

Игры-драматизации.

Сюрпризные моменты.

Элементы творчества и новизны.

Юмор и шутка (учебные комиксы).

Методы обучения и развития творчества

(проф. Н. Н. Поддьяков)

Эмоциональная насыщенность окружения.

Мотивирование детской деятельности.

Исследование предметов и явлений живой и неживой природы (обследование).

Прогнозирование (умение рассматривать предметы и явления в движении - прошлое, настоящее и будущее).

Игровые приемы.

Юмор и шутка.

Экспериментирование.

Проблемные ситуации и задачи.

Неясные знания (догадки).

Предположения (гипотезы).

Нетрадиционные формы занятий могут сочетаться с кружковой работой: по ручному труду, по изобразительной деятельности.

Занятия обогащаются игровыми и сказочными сюжетами. Ребенок, увлекаясь замыслом игры, не замечает скрытой учебной задачи. Эти занятия помогают высвободить время ребенка, которое он может использовать по своему усмотрению: отдохнуть или заняться тем, что для него интересно или эмоционально значимо.

Метод проектов используется сегодня не только в процессе проведения занятий по экологическому воспитанию детей в ДОУ. Его использование характеризует поиск воспитателями новых форм организации процесса обучения и проведения занятий с детьми в ДОУ.

Метод проектов достаточно широко применяется сегодня в работе с воспитанниками разновозрастных групп, групп кратковременного пребывания детей в ДОУ. При этом, как считает Н.А. Короткова и ряд других исследователей, занятия в этом случае, в отличие от традиционного подхода, можно проводить в форме совместной партнерской деятельности взрослого с детьми, где соблюдается принцип добровольного включения в деятельность.

В особенности это касается занятий продуктивными видами деятельности: конструированием или лепкой, рисованием, аппликацией.

Широко используются различные формы «занятий с увлечением», насыщенные играми и самостоятельными творческими делами. Все это, безусловно, делает занятие более интересным, привлекательным, более результативным.

Широкое применение в практике организации и проведения занятий получили такие формы, как занятие - беседа и занятие - наблюдение.

Данные формы применяются в старших группах ДОУ. Популярностью пользуются сказкотерапевтические занятия. Сказкотерапевтические занятия с детьми - это особая, безопасная форма взаимодействия с ребенком, в наибольшей степени соответствующая особенностям детского возраста.

Это возможность формирования нравственных ценностей, осуществления коррекции нежелательного поведения, способ формирования необходимых компетенций, способствующих конструктивной социализации ребенка. Использование дидактических сказкотерапевтических тренингов в формате дошкольного образования позволяет детям легко и быстро усваивать необходимые знания.

В процессе общения на занятии должно быть не только одностороннее воздействие педагога на ребенка, но и обратный процесс. Ребенок должен иметь возможность максимально использовать свой собственный, уже имеющийся опыт, личностно-значимый для него, а не просто безоговорочно принимать («усваивать») все, что сообщает ему педагог.

В этом смысле педагог и ребенок выступают как равноправные партнеры, носители разнородного, но одинаково необходимого опыта.

Основной замысел личностно-ориентированного занятия состоит в том, чтобы раскрыть содержание индивидуального опыта ребенка, согласовать его с задаваемым и тем самым добиться личностного усвоения этого нового содержания.

Педагог должен продумать не только то, какой материал он будет сообщать, но то, какие возможны переклички этого материала с личным опытом детей. При организации занятия профессиональная позиция педагога состоит в заведомо уважительном отношении к любому высказыванию малыша по содержанию обсуждаемой темы.

Нужно подумать, как обсуждать детские «версии» не в жестко-оценочной ситуации (правильно - неправильно), а в равноправном диалоге. Только в этом случае дети будут стремиться быть «услышанными» взрослым.

Одной из форм повышения работоспособности детей, предупреждения утомления, связанного с большой сосредоточенностью, длительным напряжением внимания, а также однообразным положением тела во время сидения за столом, является физкультурная минутка .

Физкультминутки благоприятно влияют на активизацию деятельности детей, помогают предупредить нарушения осанки. Во всех детских садах города физкультминутки организуются систематически. Обычно это кратковременные перерывы (2-3 мин) для проведения 2-3 физкультурных упражнений на занятиях математикой, родным языком, изодеятельностью.

Во второй младшей и средней группах физкультминутки проводятся в игровой форме. Время их проведения и подбор упражнений определяются характером и содержанием занятия.

Так, например, на занятиях по рисованию, лепке физкультминутка включает активное сгибание, разгибание рук, сведение и разведение пальцев, свободное потряхивание кистями рук.

На занятиях по развитию речи, математике используются упражнения для мышц спины - потягивания, выпрямления с глубоким дыханием через нос. Во время упражнений дети, как правило, остаются на своих местах.

С целью усиления эмоционального воздействия физкультурных минуток воспитатели могут использовать небольшие стихотворные тексты. В каждой возрастной группе занятия имеют свою особенность и по времени, и по организации.

С детьми:

    4-го года жизни - 10 занятий продолжительностью не более 15 минут.

    5-го года жизни - 10 занятий продолжительностью не более 20 минут.

    6-го года жизни 13 занятий продолжительностью не более 25 минут.

    7-го года жизни - 14 занятий продолжительностью не более 30 минут.

Форма организации детей на занятия может быть различной: малыши сидят за столом, на стульчиках, расставленных полукругом, или свободно передвигаются по групповой комнате.

Эффективность занятия в большей степени зависит от того насколько эмоционально оно протекает.

Подготовка воспитателя к занятию

Организуя занятие с дошкольниками, необходимо, прежде всего определить его главную цель. А заключается она в том, будет ли это занятие носить развивающий характер или преследовать сугубо обучающую цель.

На обучающем занятии дети накапливают необходимый личностный опыт: знания, умения, навыки и привычки познавательной деятельности, а на развивающем они, используя приобретенный опыт, самостоятельно добывают знания.

Поэтому в образовательном процессе дошкольного учреждения должны использоваться и развивающие, и обучающие занятия.

При этом необходимо помнить, что, для того чтобы ребенок мог быть успешен в собственной исследовательской деятельности, ему необходимы определенные знания и навыки. Навыки самостоятельной исследовательской деятельности дети начинают приобретать на обучающих занятиях.

Уровни проведения занятия:

1. Высший: прогнозирование способов перевода деятельности к заданному целями обучения результату на основе обратной связи и преодоления возможных затруднений в работе с детьми.

2. Высокий: включение детей в разрешение проблемы, предусмотренной целью занятия.

3. Средний: выявление знаний и умений детей и сообщение информации соответственно теме и задачам занятия.

4. Низкий: организация взаимодействия с детьми, объяснение нового материала по заранее составленному плану, без активизации познавательной деятельности, направленной на получение положительного результата.

Признаки высокой обучаемости (в ходе наблюдения за детьми дошкольного возраста):

выделение и осознание проблемы, цели, вопроса, задачи;

умение прогнозировать свою деятельность;

умение использовать знания в различных (нестандартных) ситуациях;

самостоятельность деятельности и преодоление затруднений (самостоятельность выбора путей решения);

логика мышления;

гибкость мысли;

скорость преобразования способа деятельности в соответствии с изменившимися ситуациями;

возможность отказа от стандартных решений (от стереотипа);

поиск целесообразного варианта (переключение или изменение варианта).

Практические советы проведения занятия по ФГОС ДО

    Продумывать организацию детей на занятии (чередование различных видов деятельности детей: сидя, стоя, на ковре, по группам, в парах и т.д.)

    Качественная подготовка наглядных материалов занятия (доступность каждому ребенку, современность, качество и размер иллюстраций, возможен показ мультимедийных презентаций)

    Соблюдение структуры занятия:

    Вводная часть (создание мотивации и «не забывать» о ней на протяжении всего занятия. Например, если пришел Незнайка, значит всё занятие он «участвует» в деятельности с детьми, в конце занятия можно подвести итоги от лица персонажа)

    Также в первой части НОД необходимо создать проблемную ситуацию (или проблемно-поисковую ситуацию) для детей, решение которой, они будут находить в течение всего мероприятия. Такой прием позволяет дошкольникам не потерять интерес, развивает мыслительную деятельность, учит ребят взаимодействовать в коллективе или в паре.

    В ходе основной части педагогу можно использовать различные приемы руководства: наглядные, практические и словесные, позволяющие решать программные задачи занятия и поставленные проблемно-поисковые ситуации.

    После каждого вида детской деятельности педагогу необходимо провести анализ деятельности детей (либо от своего лица, либо от лица персонажа или с помощью других детей) – это требование

    В случае, когда у детей что-то не получается педагог может использовать такой прием, как педагогическая поддержка . Например, воспитатель говорит: «Мне очень понравилось, как Сережа, Марина и Лена сделали светофор, а вот у Максима и Олега отклеились детали, но я думаю, что в следующий раз они обязательно постараются и сделают все качественно»)

    На протяжение всего занятия (особенно на группах старшего дошкольного возраста) педагог должен следить и побуждать детей к речевой деятельности с помощью вопросов. Поэтому, вопросы к детям необходимо продумывать заранее, они должны носить поисковый или проблемный характер; стремиться к тому, чтобы дети отвечали «полным ответом». Еще нужно контролировать собственную речь и выстраивать речевые фразы от третьего лица. Например, отходить от выражения: «Я хочу вас пригласить в путешествие…» - это не правильно, т.к. педагог как бы «навязывает» предстоящую деятельность. Правильнее будет обратиться к детям таким образом: «Давайте отправимся в путешествие…»

    Также в соответствие с новыми образовательными стандартами педагог может использовать педагогические технологии: проблемное обучение, исследовательская деятельность, проектная деятельность, здоровьесберегающие технологии и другое. (В зависимости их вида детской деятельности и от поставленных задач на занятии) Например, на занятии по познавательному развитию на второй младшей группе «В гости к Петушку» воспитатель может провести артикуляционную гимнастику на развитие дыхания и т.д.

    Заключительную часть занятия следует организовывать таким образом, чтобы прослеживалось решение проблемной и поисковой ситуации (чтобы дети увидели решение поставленной задачи: либо словесное заключение, либо результат продуктивной или исследовательской деятельности и т.д.).

    Также необходимо подвести итог всего занятия: дать оценку детской деятельности

(можно использовать педагогическую поддержку, анализ детей друг друга, самих себя, похвалить детей от лица персонажа и т.д.). Главное - это не забывать о мотивации (которая поставлена в начале занятия см.пункт выше)

4.Отличительной особенностью занятия по ФГОС ДО является активная речевая деятельность детей (вопросы к детям должны носить проблемно-поисковый характер), а также тщательно продумываться.

Например, детям нужно помочь Курочке найти цыплят. Педагог может спросить: «Вы хотите помочь Курочке найти цыплят? А как это можно сделать?» То есть, вопрос носит проблемный характер и заставляет детей продумать варианты ответа: позвать цыплят, отправиться вслед за ними и т.д.

5.Педагог просто обязан предоставлять детям «свободу выбора» предстоящей деятельности и, в тоже время, своим мастерством увлечь детей за собой. Например, воспитатель первой младшей группы на познавательном занятии рассказала детям сказку «Колобок», а потом предлагает мотивацию предстоящей деятельности (коллективная аппликация персонажа Колобок)

«Ребята, Колобок убежал от бабушки и дедушки, они горько плачут. Как же мы можем помочь бабушке с дедушкой? Далее предлагает варианты ответов: может быть нам нарисовать Колобка и подарить его бабушке и дедушке? Таким образом, она увлекла ребят, организовала мотивацию для рисования, заинтересовав их, также решила воспитательную задачу: вызвать у детей желание помочь бабушке и дедушке в поисках Колобка.

Таким образом, следует заключить, в настоящее время требования к проведению занятий изменились, т.к. существуют педагогические технологии, которые необходимо использовать при реализации ФГОС ДО.

Карта анализа занятия в ДОУ

Дата

ДОУ

Возраст детей

Длительность

Педагог

Присутствующий педагог

Форма

Тема

Критерии оценки

Умение составить конспект занятия и творчески его использовать (вносить изменения в ходе занят.)

Подготовка к занятию

Выполнение санитарно-гигиеничес. требований

Использование разл. форм организации (работа в малых группах, в парах, индив., коллективная)

Рациональность выбора методов и приемов работы с детьми

Умение регулировать поведение детей на занятии

Индивидуальная работа с детьми

Поведение детей на занятии (активность, интерес, внимание)

Оценка работы (детей/педагога) на занятии

Усвоение детьми программного материала

Подбор демонстр. и раздаточ. материала

Рациональное размещение материала

Предварит. работа с детьми

Удовлетворение двигат. акт-ти детей во время занятия

Смена поз детей во время занятия

Контроль за правильностью осанки детей

Соотв-вие длит-ти занятия гиен. нормам

Игровые приемы

Приемы привлечения и сосредоточения внимания

Приемы обеспечения интереса и эмоцион-сти детей

Приемы активизации самост. мышления детей

Приемы подачи нового мат-ла с опорой на имеющиеся знания

высокий

средний

низкий

Положи-тельные моменты

Рекомен-дации

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Нетрадиционные формы организации детей в образовательном процессе в системе УДОД

Нетрадиционные занятия - это занятия, которые отличаются от традиционных по организации деятельности, по структуре содержания, по использованию в подготовке средств обучения, а также по характеру взаимоотношений педагог - обучающийся. Цель их предельно проста: оживить скучное, увлечь творчеством, заинтересовать обыденным, так как интерес - это катализатор всей учебной деятельности. Нетрадиционные занятия - это всегда праздники, когда активны все воспитанники, когда каждый имеет возможность проявить себя в атмосфере успешности. Главное, чтобы дети были увлечены, чтобы их работоспособность повышалась, результативность занятия и всего процесса обучения возрастала.

Чаще всего такие занятия проводятся в системе дополнительного образования, так как специфика дополнительного образования - это принцип свободы выбора, реальная возможность творческого и нестандартного подхода к содержанию, методам и формам образовательного процесса.

Специфика и возможности социально-педагогической деятельности позволяют объединять в сотворчестве детей и взрослых все группы обучающихся - одарённых, имеющих физические недостатки и т.д. Это обстоятельство уже само по себе предопределяет новаторский подход и нетрадиционные формы и методы организации работы, которые складываются в практической деятельности педагогов дополнительного образования детей.

Данный вопрос является актуальным еще и потому, что в наше время необходимо быть конкурентоспособным. Нашим детям предлагаются широкие возможности для того, чтобы занять свой досуг. И педагогам дополнительного образования необходимо сделать так, чтобы ребята пришли именно к нам (и не просто пришли), а остались в объединении на весь период обучения. А это возможно, если у педагога горят глаза, если он в постоянном поиске чего-то нового интересного, если он уходит от обыденных стандартных занятий, и приглашает обучающихся в мир дополнительного образования.

В последнее десятилетие начали получать широкое применение занятия проблемного и развивающего обучения, различные формы организации групповой, коллективной и индивидуальной работы. Именно те формы, которые развивают познавательную активность, инициативу, творчество. Обо всех формах и типах нестандартных занятий можно говорить много.

Нестандартные занятия могут быть самыми разнообразными.

Виды нетрадиционных занятий

Занятия в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета, дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина и т. д.

Занятия, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия и т. д.

Занятия, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровение, занятие - «дублер начинает действовать» и т. д.

Занятия, напоминающие публичные формы общения: пресс - конференция, брифинг, аукцион, бенефис, телемост, регламентированная дискуссия, панорама, репортаж, диалог, «живая газета», устный журнал и т. д.

Занятия, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: следствие, патентное бюро, ученый совет, цирк, творческая мастерская и т. д.

Занятия, основанные на имитации деятельности при проведении общественно-культурных мероприятий: заочная экскурсия, экскурсия в прошлое, игра-путешествие, прогулки и т. д.

Занятия, опирающиеся на фантазию детей: занятие - сказка, занятие - сюрприз и т. д.

Формы проведения учебных занятий в УДОД подбираются педагогом с учетом возрастных психологических особенностей детей, целей и задач образовательной программы дополнительного образования, специфики предмета и других факторов. Наиболее общими в дополнительном образовании могут быть следующие формы:

1) Для учащихся дошкольного и младшего школьного возраста:

беседа с игровыми элементами;

сюжетно-ролевая игра;

игра-путешествие;

игра-имитация;

викторины, соревнования, конкурсы, состязания и др.

2) Для учащихся среднего школьного возраста: лекция;

учебная игра, ролевая игра;

защита творческого проекта;

творческие конкурсы;

заочная экскурсия;

коллективное творческое дело (КТД);

тематические задания по подгруппам.

3) Для учащихся старшего школьного возраста: проблемная лекция;

пресс-конференция;

практические занятия;

тематическая дискуссия;

групповая консультация;

защита творческой работы;

деловая игра, ролевая игра;

презентация (вида деятельности, выставки, проекта и т.п.).

Применение нетрадиционных форм занятий, в частности занятия-игры, занятия-дискуссии - это мощный стимул в обучении, это разнообразная и сильная мотивация. Посредством таких занятий гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса, отчасти потому, что человеку по своей природе нравится играть, другой причиной является то, что мотивов в игре гораздо больше, чем у обычной учебной деятельности.

День добрых сюрпризов - упражнение в умении оказывать знаки внимания, доставлять людям радость.

Чаепитие - обладает большой силой, создает особую психологическую атмосферу, смягчает взаимные отношения, раскрепощает.

Выпускной ринг - отчет выпускников творческих коллективов, анализ прошлого, планы на будущее; создание атмосферы дружбы, взаимопонимания; формирование умения взаимодействовать с людьми.

«Крепкий орешек» - решение трудных вопросов в жизни совместно с группой, доверительный разговор на основе добрых взаимоотношений. И т.д.

При проведении открытых занятий нетрадиционная форма является всегда выигрышной, т.к. в ней представлены не только игровые моменты, оригинальная подача материала, занятость учащихся не только при подготовке, но и в проведении самих занятий через различные формы коллективной и групповой работы. На нетрадиционных занятиях активизируются психические процессы воспитанников: внимание, запоминание, интерес, восприятие, мышление. Конечно нестандартные занятия необычные по замыслу, организации, методике проведения, больше нравятся обучающимся, чем будничные учебные занятия со строгим и установленным режимом работы. Поэтому практиковать такие занятия следует всем педагогам.

Литература

образование педагогический занятие

1. Иванченко В.Н. Занятия в системе дополнительного образования детей.-Ростов н/Д: Учитель,2007.-288 с.

2. Бордовская Н.В. Педагогика: Учебник /Н.В. Бордовская. - СПб., 2001. - 304 с.

3. Варламова, Г.Г. Нетрадиционные формы учебных занятий как средство формирования познавательных интересов. Урок - лабиринт. /Г.Г. Варламова. //Нач. шк. - 2000. - № 10. - с. 10-14.

4. Нестандартные уроки в начальной школе (игры, соревнования, викторины, турниры, путешествия) /Авт. - сост. С.В. Савинова.- Волгоград: Учитель, 2003. - 85 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Сущность игровой деятельности как педагогической технологии, ее функции. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочных формах занятий. Сюжетно-ролевая игра как метод организации учебной деятельности на уроке английского языка. Этапы ее проведения.

    курсовая работа , добавлен 07.03.2017

    История и архитектурные памятники Уфы. Этапы работы над серией графических листов "Мой город". Процесс обучения подростков основам графики как вида изобразительного искусства в системе дополнительного образования, развитие их творческих способностей.

    дипломная работа , добавлен 14.05.2013

    Задачи (цели) организации игровой деятельности. Сюжетно-ролевая игра "Библиотека", помогающая детям налаживать взаимодействие в совместной игре. Методика проведения дидактической игры "Поиски добрых слов". Организация занятия по теме "Поликлиника".

    творческая работа , добавлен 04.12.2013

    Организация системы применения нетрадиционных форм обучения в образовательном пространстве дополнительного профессионального образования в системе Государственной противопожарной службы. Особенности нетрадиционных форм проведения лекций, их виды.

    дипломная работа , добавлен 16.07.2015

    Психолого-педагогические основы организации методической работы в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ). Основные формы организации методической работы с педагогическим коллективом. Методика организации деловых игр в методической работе ДОУ.

    дипломная работа , добавлен 14.11.2013

    Мотивация выбора обучения шахматам. Воздействие занятий шахматами на формирование личности воспитанников. Влияние игры в шахматы на развитие детей при подготовке к школе (занятия шахматами с детьми дошкольного возраста). Некоторые ошибки родителей.

    реферат , добавлен 09.11.2015

    История возникновения ролевой игры. Сюжетно-ролевая игра как средство всестороннего развития ребёнка старшего дошкольного возраста. Структура, содержание и виды сюжетно-ролевой игры. Методика организации игры в старшей и подготовительной группах.

    курсовая работа , добавлен 06.03.2014

    Игры, возникающие по инициативе ребенка. Сюжетно-ролевая игра - основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Организация сюжетной игры в детском саду: сценарии и ход проведения нескольких занятий на определенную тематику в старшей группе детского сада.

    контрольная работа , добавлен 26.06.2013

    Особенности социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Игра как средство социальной адаптации. Сюжетно-ролевая игра. Использование игровых методик в воспитательной работе с детьми-сиротами. Рекомендации педагогам интернатов.

    курсовая работа , добавлен 29.12.2007

    Разновозрастное окружение в дошкольном образовательном учреждении. Организация обучения детей разного возраста в малокомплектных детских садах. Методика организации занятий в разновозрастных группах. Планирование занятий по изобразительной деятельности.

"Использование нетрадиционных форм работы с детьми

старшего дошкольного возраста".

Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения. Наибольшие трудности в школе испытывают не те дети, которые обладают недостаточно большим объёмом знаний, умений и навыков, а те, кто не готов к новой социальной роли ученика.

Одним из основных предметов в школе является математика. Несмотря на возрастающую компьютеризацию многих отраслей науки и техники, дети должны научиться хорошо владеть вычислительными навыками, понимать мир чисел, его значение для развития всех наук и для жизни в современном обществе.

Дошкольник имеет специфические возрастные особенности: неустойчивое внимание, преобладание наглядно-образного мышления, повышенную двигательную активность, стремление к игровой деятельности, разнообразие познавательных интересов. Для того чтобы поддерживать на занятиях внимание детей, необходима организация активной и интересной мыслительной деятельности. И нам в этом помогают нетрадиционные занятия.

При организации с детьми нетрадиционных форм математической направленности мы руководствуемся психолого-педагогическими принципами, на основе которых формируются основы культуры и познания ребенка:

Деятельностный подход,

Принцип интереса,

Сочетание индивидyaльнoй и коллективной деятельности,

Единство отдыха и познания.

В современной дидактике ДОУ выделяются такие нетрадиционные образовательные деятельности, как:

*соревнования. (Выстраиваются на основе соревнования между детьми: кто быстрее назовёт, найдёт, определит, заметит и т. д.)

* КВН. (Предполагают разделение детей на 2подгруппы и проводятся как математическая или литературная викторина) .

Театрализованая деятельность. (Разыгрываются микросценки, несущие детям познавательную информацию) .

* сюжетно-ролевые игры. (Педагог входит в сюжетно-ролевую игру как равноправный партнёр, подсказывая сюжетную линию игры и решая таким образом задачи обучения) .

* консультации. (Когда ребёнок обучается «по горизонтали», консультируясь у другого ребёнка).

*взаимообучения. (Ребёнок-«консультант» обучает других детей конструированию, аппликации, лепке, рисованию) .

*аукционы. (Проводятся как настольная игра «менеджер»)

*сомнения (поиска истины) . (Исследовательская деятельность детей типа тает-не тает, летает-не летает) .

*путешествия.

*Бинарные. (Составление творческих рассказов на основе использования двух предметов, от смены положения которых меняются сюжет и содержание рассказа) .

*сказки.

*концерты. (Отдельные концертные номера несущие познавательную информацию) .

*диалоги. (Проводятся по типу беседы, но тематика выбирается актуальной и интересной) .

* «Следствие ведут знатоки». (Работа со схемой, ориентировка по схеме с детективной сюжетной линией) .

* «Поле чудес». (Проводится как игра «Поле чудес» для читающих детей) .

* «Интеллектуальное казино». (Проводится как игра «Интеллектуальное казино» или викторины с ответами на вопросы: что? где? когда) .

Сегодня в науке и практике интенсивно отстаивается взгляд на ребенка как на “саморазвивающуюся систему”, при этом усилия взрослых должны быть направлены на создание условий для саморазвития детей. Одна из таких технологий – проектная деятельность.

Так как я занимаюсь проектной деятельностью, хотелось бы заострить внимание на ней.

Практика показывает, что использование проектной деятельности возможно при обучении различным дисциплинам, входящим в программу обучения. Проектная деятельность оказывается достаточно эффективным методом обучения практически всем естественнонаучным дисциплинам, к числу которых относится и математика.

Главная цель организации проектной деятельности - развитие у учащихся глубоких, устойчивых интересов к предмету математики, на основе широкой познавательной активности и любознательности. В достижении этой цели можно выделить такие задачи, как:

Мотивация учебной деятельности,

Развитие познавательной самостоятельности;

Формирование и развитие творческих способностей;

Усвоение обобщенных и рациональных способов деятельности;

Формирование опыта самообразования и т. д.

Технология проектирования делает дошкольников активными участниками учебного и воспитательного процессов, становится инструментом саморазвития дошкольников. В основе технологии лежит концептуальная идея доверия к природе ребенка, опора на его поисковое поведение.

Одно из средств решения этих задач на уроках математики - творческие проекты детей. Основная цель метода проектов состоит в предоставлении ребятам возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из раз-личных предметных областей.

Работа по подготовке проекта всегда начинается с постановки цели, с обдумывания того, зачем проект нужен воспитателю и детям.

Проектную деятельность дошкольников условно можно разделить на несколько основных этапов. В рамках первого из них осуществляется погружение в проект. Этот этап должен быть проведен так, чтобы дошкольники заинтересовались работой в рамках проекта. После появления интереса, его необходимо сохранять и развивать.

В основе большинства проектов лежит групповая работа детей, при этом работа в группах организуется с учетом индивидуальных способностей, возможностей и межличностных отношений конкретных участников проекта. Сами ребята определяют старшего в каждой группе и распределяют роли. При таком подходе ребята работают активно и самостоятельно. Роль воспитателя в этом случае – ненавязчивый контроль и, по необходимости, консультация детей перед их выходом на защиту проекта.

Работа педагога с группой детей – это рассмотрение возникающих проблем, когда формируется и развивается способность ребенка самостоятельно решать их. Решая различные познавательно-практические задачи со взрослыми и сверстниками, дети приобретают способность сомневаться, критически мыслить. Переживаемые при этом положительные эмоции – удивление, радость от успеха, гордость от одобрения взрослых – порождают у ребенка уверенность в своих силах, побуждают к поиску новых знаний. Помимо работы над основной проблемой – темой проекта - решаем следующие задачи: воспитание самостоятельности, активности, коллективизма; уважение чужого мнения и свободы, развитие творческой “жилки”, пытливости и любознательности.

Результаты каждого проекта обсуждаются вместе со всей группой, что позволяет детям почувствовать уверенность в себе, в своих силах, способствует повышению самооценки.

С помощью метода постановки проблемы стараюсь «втянуть» детей в диалог, провоцируя их на высказывание своей точки зрения, её аргументацию, отстаивание своей позиции, задавать вопросы. Этот приём позволяет формировать социально-коммуникативную и информационную компетентность детей, лидерские качества детей, психологически подготавливает детей к обучению в школе, стимулирует общение детей.

Во всех направлениях работы мы использовали разнообразные приёмы, такие как:

Работа по индивидуальным карточкам, заданиям разной степени сложности; -ответы «на ушко», которые предупреждают возможные повторы при ответах детей и придают уверенность застенчивым детям;

Использование моделей и схем, которые позволяют формировать умение анализировать информацию, переводить её в условные обозначения – «кодировать»;

Проблемные вопросы;

Постановка задач «открытого типа», предполагающей множество верных решений;

Самостоятельный поиск необходимой информации;

Самостоятельное выполнение практических действий;

Самостоятельное составление экспериментальных моделей, схем выполнения действий;

Работа по алгоритмам;

Обсуждение и анализ собственной деятельности и деятельности других детей. Вариативность применения данных приёмов зависит от целей и задач занятия, его содержания, состава детей, конкретной ситуации, возникающей по ходу занятия. Количество и вариации приёмов не ограничиваются, так как возникающие конкретные ситуации подводят к необходимости поиска новых, более эффективных приёмов работы.

В курсе математики метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме. Каждый проект соотносится с определенной темой и разрабатывается в течение нескольких уроков. Осуществляя эту работу, дети могут составлять задачи с различными героями. Это могут быть сказочные задачи, «мультяшные» задачи, задачи из жизни группы, познавательные задачи и так далее.

Необходимо использовать игры, с помощью которых формируется умение выделять существенные признаки предметов и явлений; игры на развитие умения сопоставлять и делать умозаключения, на развитие внимания, сообразительности, на умение обобщать и классифицировать. (Важной особенностью словесно-дидактических игр является возможность развивать речь ребёнка, пополнять словарный запас).

Всесторонний подход к проектной деятельности обуславливается тесной связью занятий познавательного и художественного циклов, изобразительной деятельностью, музыкально-театральным творчеством и т. д., а, следовательно, органично вписывается в общую воспитательную задачу детского сада.

Результатом проведенной работы стало повышение уровня развития математических представлений и овладение детьми умением ориентироваться в новой, нестандартной ситуации; понимать инструкцию и алгоритм деятельности; ориентироваться в источниках информации и получать информацию, используя различные источники; умение продуктивно взаимодействовать с членами группы, решающей общую задачу; умение выслушать другого и прийти к общему решению; вести диалог с взрослыми и сверстниками; умение отстаивать свою точку зрения в общении; умение адекватно реагировать в конфликтных ситуациях.

Исходя, из всего выше сказанного можно сделать следующие выводы:

Использование занятий в нетрадиционной форме помогает привлечь к работе всех учащихся;

Можно организовать проверку любого задания через взаимоконтроль;

Нетрадиционный подход таит в себе огромный потенциал для развития речи учащихся;

Занятия способствуют развитию умения работать самостоятельно;

в группе меняются отношения между детьми и воспитателем (мы партнеры) ;

Ребята с удовольствием ждут таких занятий.

Но занятия в нетрадиционной форме приносят пользу тогда, когда им найдено точное место среди обычных типов занятий. И только проанализировав весь материал по предмету, который подлежит пройти, можно определить, какие занятия целесообразно провести в нетрадиционной форме.

Нетрадиционная образовательная деятельность чаще имеют место при проверке и обобщении знаний детей. Но некоторые из них (путешествие, интегрированные) использую при изучении нового материала.

Каким бы многоопытным воспитатель не был, всегда ему приходится искать, думать, пробовать, чтобы сделать свою образовательную деятельность интересным.

Я считаю, что образовательную деятельность в нетрадиционной форме помогли мне повысить активность детей, привлечь их внимание, расширить словарный запас.




Loading...Loading...