Воспитание лидерских качеств у ребенка. Задатки лидера в малыше: распознаем и совершенствуем

Как вырастить из ребёнка лидера? Этот вопрос чаще всего беспокоит амбициозных родителей, мечтающих воспитать из своих детей руководителей и бизнесменов. Нужно ли в каждом ребёнке развивать лидерские качества, каковы характеристики будущего лидера и как успешно способствовать их развитию – вы узнаете из нашей статьи.

Мнение психологов

Лидерами не рождаются, а становятся – так считают большинство психологов. Предпосылкой для активного развития лидерских качеств в ребёнке могут ранние задатки, которые проявляются в поведении. Обратите внимание на активность ребёнка, целеустремлённость, упорство, – и вы поймёте, прирождённый это лидер или нет.

Многие психологи считают, что если у ребёнка нет задатков к лидерству, то лучше не травмировать психику ребёнка, пытаясь сделать из него «хозяина жизни». Это вовсе не так. Несмотря на то, что, по мнению статистики, настоящими лидерами могут стать только 5% населения, родителям всё же нужно уделять развитию лидерских качеств в ребёнке. Почему это так важно? А потому, что даже если ребёнок в будущем не будет способен вести за собой коллектив, то он будет уметь уверенно принимать решения и распоряжаться собственной жизнью.

«Лидером может стать каждый ребёнок, который открыт новым знаниям и людям, стремится быть самостоятельным и преодолевать трудности».

Как же вырастить лидера?

Психологи советуют:

  1. Любите ребёнка. Ребёнок должен ощущать, что его любят. Это самое главное условие в деле воспитания лидера.
  2. Используйте методы позитивной педагогики. Создайте дух позитива и оптимизма в вашей семье. Не повторяйте ребёнку каждый пять минут: «Нельзя», «Не трогай», «Плохо», «Не вздумай». Такие утверждения негативно сказываются на психике и формировании характера ребёнка. А фразу «Ты плохой» лучше сразу забыть. При этом не попустительствуйте поступкам малыша. Указывайте на недостатки поведения с помощью иных выражений, например: «Ничего страшного, всё можно исправить», «Не стоит», «Ты хороший ребёнок, но сейчас ты поступил плохо».
  3. Подбадривайте. Поддерживая ребёнка в его начинаниях, тем самым вы воспитываете его уверенность в собственных силах. Отмечайте его успехи и достижения. А если что-то не получается – учите его не расстраиваться. Уверяйте, что всё получится, хоть и не сразу.
  4. Не утаивайте от ребёнка трудности жизни. Сталкиваясь с препятствиями, мы учимся ежедневно их преодолевать. Пусть и ребёнок учится смело смотреть в лицо сложностям и не бояться бороться с ними.
  5. Поддерживайте инициативу. Ребёнку хочется выступать на публике или посещать какой-то кружок? Поддержите его на пути к самореализации.

Лидер-школьник - эталон для одноклассников. Такого «неформального» лидера не выбирают и не назначают официально, его видно сразу. Он не уполномочен быть ответственным за какие-то дела, однако ему доверяют и учителя, и сверстники. Он - законодатель моды и всех актуальных тенденций. Среди черт ребёнка-лидера можно выделить ответственность, наличие собственного аргументированного мнения, умение защитить другого.

Лидерские качества

Психологи утверждают, что лидерам присущи определённые правила поведения и качества:

  • лидер оказывает поддержку, а не настаивает
  • лидер вдохновляет на действия, а не заставляет
  • лидер умело контактирует с окружающими
  • лидер умеет убеждать других
  • лидер формирует своё окружение
  • лидер умеет организовывать людей для общего дела
  • лидер умеет планировать, а после этого – действовать.

Лидер помогает другим добиться успеха, он самоутверждается как .

Средства воспитания

Ребёнок с лидерскими задатками имеет на всё своё мнение, частенько предлагает помощь, даёт советы. Чтобы не уничтожить задатки лидера, нужно стараться не ограничивать его вашими потребностями и желаниями и предоставлять пространство для мыслительной деятельности, для выработки собственных решений и поступков. Однако родитель всегда остаётся в роли родителя, а это тоже роль лидера. Как верно решить такое противоречие?

Начиная целенаправленно развивать в ребёнке лидерские качества, обратите внимание на то, какими средствами можно воспитывать ребёнка.

В домашних условиях:

  1. Будьте авторитетом. Общаясь с ребёнком, старайтесь быть эталоном поведения для своего ребёнка, всегда аргументируйте свою точку зрения, запрещая что-то или убеждая в чём-то, предлагайте альтернативные варианты. Интересуйтесь позицией ребёнка в тех или иных вопросах, однако будьте тверды в своём решении. Родитель - особая роль, авторитет у него должен быть всенепременно. Ребёнок должен прислушиваться к родителям, ценить их . Помогает фраза: «Когда будешь взрослым - будешь поступать, как хочешь, и нести за это ответственность».
  2. Распределяйте дела и обязанности. У ребёнка должна быть сфера деятельности, за которую он целиком отвечает (к примеру, вытирает пыль). Пусть он сам составляет график уборки, следит за «орудиями труда», а вы лишь иногда проверяйте качество работы. По мере взросления количество сфер деятельности можно увеличивать, предоставляя ребёнку самому планировать их содержание. Чем больше ребёнку доверяют - тем успешнее он будет самостоятельно принимать решения. Если ребёнок просит не вмешиваться в ход выполнения домашнего задания, но сам не успевает всё сделать в срок, отвлекаясь на компьютерные игры или телевизор, лучше предложить помощь по планированию дня.
  3. Не соревнуйтесь с ребёнком. Соревнование «Кто в доме главный?» вовсе не способствует развитию лидерских качеств. Будущего лидера лучше учить сотрудничеству и партнёрству. Не спорьте, а решение стремитесь принимать сообща с ребёнком.
  4. Помогайте общаться сёстрам и братьям. Не редкость, когда в семье соревнование происходит между детьми. Здесь родителям лучше помочь детям найти каждому из них свою «нишу» и подсказать, как правильно выстроить отношения друг с другом. Учите помогать детей друг другу, а не соперничать.
  5. В поисках компромисса. Договаривайтесь с ребёнком, ищите обоюдно приемлемые решения. Так вы не искорените лидерские задатки и научите ребёнка мыслить критически.

В школе:

Путями воспитания лидера сегодня принято считать:

  • образовательный (участие в научных кружках и факультативах)
  • общественно-политический или гражданственный (участие в детских и молодёжных организациях, самоуправлении)
  • эстетический (увлечённость краеведческой и экологической работой, фотографией и пр.)
  • физкультурно-спортивный (командные виды спорта, туризм, поездки в лагеря различной направленности, экспедиции).

Если хотите вырастить настоящего лидера, то:

  1. Помогайте ребёнку почувствовать веру в свои силы.
  2. Уважительно относитесь к ребёнку.
  3. Прекратите излишне опекать.
  4. Когда ребёнок не уверен в своих силах, рискуйте и прилагайте усилия в формировании лидерства.
  5. Не мешайте мечтать и строить амбициозные планы.
  6. Давайте возможность самому находить решения и преодолевать препятствия.
  7. Развивайте лидерские качества, привлекая к командной работе (в спорте, учёбе и на отдыхе).
  8. Расширяйте кругозор ребёнка, предоставляйте возможность для формирования личных интересов.
  9. Учите доброжелательному общению с людьми.
  10. Будьте примером. Меняйте собственное поведение для того, чтобы показать ребёнку образец истинного лидера.

Лидерские качества можно развить в каждом ребёнке - было бы желание. Однако помните, что спокойные дети ничуть не хуже их активных сверстников. Любите детей такими, какими они есть.

Гоша был настоящим лидером. Вечера в большой семье превращались в игровые представления, режиссером которых был четырехлетний «полководец». Вся семья умилялась и на семейном совете решила развивать в ребенке «лидерские качества» (как знать, возможно, этот мальчишка - будущий президент!)
Когда пришлось отдавать ребенка в детский сад (в семье изменились условия, маме пришлось выйти на работу, да и подготовиться к школе не мешало бы), семья столкнулась с проблемой: ребенку было тяжело ужиться в коллективе, конфликтовал не только с детьми, но и с воспитателями. Папа давал совет: «Ну какой же ты после этого лидер! Давай сдачи!» Бабушка возмущалась: «Что за воспитатели! Не понимают, что губят индивидуальность ребенка! Срочно искать другой детский сад! Или лучше няню!» А мама робко просила: «Возможно, ты хотел победить, но ведь Маша - девочка. Ты, как мальчик, мог и уступить!»

Хотите знать продолжение истории? В младших классах Гоша старался быть во всем первый и радовался, когда его ставили в пример. Если случалось, что кто-то другой опережал его в чем-то, ужасно нервничал, бывало, даже бросал дело. К подростковому возрасту ситуации «проигрыша» участились, поскольку на живом интеллекте ребенок «едет» только класса до шестого, не дальше. Потом играет роль работоспособность, умение добиваться успеха. В общении у него были большие проблемы. Георгий считал, что все вокруг - серые бездарности, которые не дают ему развития. Поскольку родители были разочарованы неудачной «карьерой» лидера, появились конфликты в семье. Среди «друзей» у него были только те, кто был способен ему подчиниться.

Черты настоящего лидера

Прежде всего, давайте вспомним, какого человека мы представляем себе как лидера? Кому можем позволить руководить собой, за кем пойдем без оглядки, если он позовет? Наверное, это - человек, который способен что-то придумать или воспользоваться чужой идеей (творческое мышление). Это человек, уверенный в себе, способный общаться и сплотить вокруг себя команду, которая поддержит его упорство в продвижении к поставленной цели. Требуя исполнительности и целеустремленности других, лидер сам исполнителен, способен взять на себя ответственность. И есть у лидера еще одна черта - харизма, особая притягательность для людей. Это, наверное, что-то на грани имиджа и энергетики, что-то такое, что заставляет идти за человеком, его эмоциональностью и уверенностью.

Формируем лидера с детства

Зачастую излишнюю требовательность, способность к манипулированию малыша родители выдают за организаторские способности, что далеко не достаточно, как мы видим, для воспитания лидера. Организатор прежде всего должен знать, как исполнять. Ни один генерал не был плохим солдатом! Ни один хороший директор фирмы не мог не быть исполнительным менеджером.
Формировать только организаторские качества в ущерб умению правильно, «позитивно», конструктивно общаться - значит воспитывать тирана, а не лидера, за которым пойдут люди. За тираном никто не пойдет. Только лишь человек, способный в беседе как минимум не уронить самооценку собеседника, а лучше - повысить ее - способен управлять людьми.
Родители, бабушки и дедушки, умиляясь способности ребенка «всех построить» не чувствуют того, что некоторые фразы и действия их кумира не обижают их только потому, что это - их любимый единственный ребенок. Если ТАКОЕ сказал или сделал соседский Вовка - не миновать ему падения в глазах этих же взрослых людей.
Это говорит о том, что если вы задались целью воспитать лидера, - начните с его умения общаться, причем вам придется для этого, крепя сердце, погрузить ребенка в настоящие конфликты коллектива, без которых ни один ребенок не учится «прятать» свои острые углы. Никогда не вините других детей в неудачах ребенка в общении. Столкновения детей в коллективе могут быть ни чем иным, как борьбой за лидерство. Вашей главной для будущего лидера фразой должно быть: «Давай разберемся спокойно!». Умение «позитивно» общаться развивается у человека чуть ли не всю жизнь. Главное, чтобы первые неудачи не сформировали у ребенка нежелание общаться, неуверенность в своих силах и возможностях. Ваше живое участие, «разбор полетов» и, главное - ваше спокойствие - помогут ребенку наладить отношения в коллективе, особенно если в нем есть несколько лидеров. Заостряйте внимание ребенка на его качествах, которые выгодно отличают его от других лидеров. Тогда он может стать просто другим лидером. Не переусердствуйте! Не желательно, чтобы ваш поиск отличий от других плавно перетек в «хвастовство» ребенка перед другими детьми.

Чаще всего в жизни мы встречаемся с людьми, которые способны увлечь за собой лишь благодаря нескольким своим качествам. Так, в любом коллективе есть:
  • эмоциональный лидер, который умеет выстраивать доброжелательные отношения с разными людьми,
  • лидер-критик, который умеет критически проанализировать проект или ситуацию, выделив их слабые и сильные стороны,
  • лидер-интеллектуал — умеет порождать разные позитивные идеи,
  • лидер-организатор — умеет планировать выполнение работы и распределять обязанности между участниками,
  • лидер-исполнитель — умеет четко и в положенный срок выполнить возложенные на него обязанности.

Еще нужно позаботиться об умении сопереживать другим людям и находить нужные слова в нужный момент. Это свойство называют эмпатией. Она - одно из главных составляющих так называемого эмоционального интеллекта, который сейчас за рубежом, кстати, играет гораздо большую роль при приеме на работу, чем IQ.
Очень близко к общению стоит умение говорить. Ребенок лидерского типа рано начинает говорить, любит участвовать и слушать долгие "взрослые" беседы, склонен общаться с более старшими, аргументирует, отстаивает свою точку зрения, броско одевается, охотно идет туда, где много людей, без стеснения поет и танцует. Естественная общительность дает предпосылки для умения говорить, но развивать это умение, безусловно, нужно. Поощряйте ребенка к речевым играм, в которых нужно находить разные слова. Хороший словарный запас - шанс для развития ораторских способностей. Но не забывайте, что кроме запаса слов вы должны уделять внимание и интонационной стороне речи. Развивайте способность учитывать нюансы в разговоре (ловите эмоции).
Способность анализировать свои поступки постепенно развивается до подросткового возраста. Даже первоклассник иногда, рассказывая о своих поражениях, вспомнит о своих обидчиках, о травмирующей его ситуации, но совершенно «забудет» рассказать о том, что было ДО того, как его «уронили», ударили… Разматывая «клубочек» событий, как киноленту в обратном направлении, мы сможем сформировать у ребенка память, аналитические способности, которые так важны для лидера.
Исполнительность, целеустремленность - тоже развивающиеся качества. Их формирование будет происходить до конца младшей школы, а, возможно, и в более старшем возрасте. Если же взрослый человек решает измениться и стать лидером, то даже он способен воспитать в себе эти качества (есть же специальные тренинги лидерства, личностного роста для взрослых!). Дисциплинированность ребенка во многом формируется примером родителей. Так что присмотритесь к себе. Возможно, вам «нужно усилить тылы».
Работоспособность тоже перенимается от родителей: если они не бывают праздными, всегда заняты чем-то осмысленным и полезным, постоянно поддерживают в себе любознательность, деятельное сопереживание происходящим событиям, не чураются физического труда, способны брать на себя ответственность и нести большие нагрузки, то это же становится содержанием жизни ребенка. Родители поощряют развивающие занятия ребенка, стараются направлять его деятельность, принимают эмоциональное участие в этих занятиях.
Настоящих лидеров «растят» только тогда и там, когда и где у ребенка есть стимулы для собственного роста. Редко лидерские качества у ребенка формируются в семьях, где кто-то из домашних - сильный лидер. Потому и бытует поговорка: «На детях великих природа отдыхает». Лидеру-взрослому некогда формировать в ребенке нужные качества, потому что он всегда занят. А если он свободен - ему «некогда» проявить терпение, выслушивая и поправляя «конструктивные предложения» своего отпрыска. Гораздо чаще такие родители действуют привычно - директивно. В этом случае задерживается развитие такого нужного качества, как инициативность. Мало быть умным и придумывать новые идеи. Их нужно внедрять! Это - работа лидера.
Если вы сами - лидер, то, воспитывая своего преемника, необходимо помнить, что у ребенка должен быть положительный опыт внедрения своих идей. Наметьте в своем дневнике время для «формирования лидерских качеств ребенка». В эти минуты вы должны позволить ребенку высказаться. Поощряйте при этом его сдержанность, обсуждайте его предложения «на взрослом уровне». Возможно, вам придется выполнять большее количество обещаний, но ваша ответственность и исполнительность - колоссальный фактор для формирования этих черт в ребенке.
Умение проигрывать - хороший показатель того, как ребенок реагирует на неудачи. Настоящий лидер идет к цели несмотря на помехи и преграды! Если вам жаль малыша, который расстраивается при появлении первых трудностей (проигрыша), и вы «поддаетесь» в игре, предупреждая появление плохого настроения у ребенка, то задерживается способность ребенка анализировать свои ошибки. Конечно, можно поддаваться в игре на первых порах, пока не выучены правила, пока «набивается рука». Но затем ребенок должен получить опыт преодоления трудностей. Обязательно поощряйте ребенка, если, несмотря на неудачу, он желает победить. Упорство в достижении цели - важное качество лидера!
Формирование лидера - это не игра в поддавки (тогда вы воспитываете тирана, а не лидера) и не постоянная указка на правильный путь (тогда вы формируете недумающего безынициативного исполнителя). Это - постоянная учеба, поиск взаимных решений, опыт «позитивного» общения ребенка и спокойствие, только спокойствие…

Предотвращаем негативные тенденции

Если вы уже заметили, что ваш малыш командует, нисколько не заботясь об интонации, жестах, целесообразности, обязательно останавливайте его. Но никогда не применяйте фразу, обычно вырывающуюся у родителей импульсивно: «Нечего командовать! Мал еще!». Импульсивность родителей - нежелательная черта для подражания будущим лидером. Наберите воздух в легкие, выпустите его медленно, за это время вспомните, что ваше спокойствие формирует у ребенка выдержку! И скажите: «Когда со мной говорят таким тоном, я вовсе не хочу это делать» - и отвернитесь, дав понять, что такими способами от вас действительно ничего не добиться.
Если в ситуации возникновения спора между вами или между детьми ребенок станет добиваться своего криками или дракой, дайте понять, что у каждого человека есть право на собственное мнение. Иногда нужно дать будущему лидеру опыт правильного спора как средства достижения компромисса. Для этого тоже вы должны собрать все свое спокойствие. Говорите: «Мне бы хотелось сделать это так… Как ты думаешь?» Не поощряйте ребенка все время добиваться своего. Это - плохой для лидера опыт. Именно после этого возникают такие бурные эмоциональные реакции, когда ребенок встречается с потребностью сталкиваться с мнением, отличным от своего. Вот умение соглашаться с чьим-то мнением и уступки более конструктивной идее (анализ чужой идеи) - важно для будущего лидера. Для этого подойдет фраза: «Давай подумаем, может лучше сделать так?»

Стоит ли воспитывать лидера?

Как видите, многие лидерские черты могут закладываться и воспитываться в детстве. Но невозможно представить себе младенца, в котором уже видны все лидерские качества. Так, общительность и быстрота реакции могут быть заложены свойствами высшей нервной деятельности новорожденного. Но отсутствие правильного воспитания может не дать им развиться в правильном направлении.
Считают, что лидерами могут стать не более 5% населения, и это значит, что если вы будете готовить ребенка к лидерству, не имея для этого необходимых предпосылок, вы обречете себя на неудовольствие, а его - на травму.
Если уровень притязаний завышен и реальные достижения приносят разочарование, могут сформироваться комплексы неполноценности, неуверенность в себе, постоянное раздражение и т.п. С другой стороны, подумайте о жизни лидера. Понравится ли вашему ребенку быть все время на виду, уделяя внимание всему, учитывая все, забывая об обеде, выходных и отпустке?
Поэтому нужно задуматься, прежде, чем «на семейном совете» решать воспитывать лидера. Стоит ли решать за ребенка его судьбу? Каждое из качеств, нужное лидеру, «пригодится» и «обычному» человеку. Так, может, не нужно «задаваться целью» и формировать лидера. Если ему суждено быть лидером, то он им станет, потому что подлинные способности невозможно скрыть.

Психолог Анастасия Пономаренко даст несколько практических советов, как воспитать в ребенке лидерские качества.

Лидерский потенциал начинает формироваться в раннем детстве. Ведь лидерство — это, прежде всего, определенные поведенческие реакции. Способам реагирования мы учимся с младенчества, наблюдая за отношением наших близких к нашим поступкам. Запоминая, за что нас хвалят, когда ругают, в каких случаях помогают, мы формируем «динамический стереотип», как говорил И.П. Павлов. Иными словами, привычку реагирования в определенных обстоятельствах.

Вот почему, в одних и тех же ситуациях кто-то начинает паниковать, а кто-то берет на себя ответственность .

Конечно, каждый родитель хочет, чтобы ребенок вырос «большим человеком», выбился в руководители. Копят деньги на образование, стараются помочь связями. Это естественно. Однако, сами того не ведая, своим образом действий, они невольно подрезают крылья собственным детям, не давая взлететь. Что делать, как избежать этой ошибки?

Читай также:

1. Позволяйте ребенку набить собственные шишки. В детстве у потенциальнх лидеров должен быть опыт падения с велосипедов, драк со сверстниками, разбитых носов и коленок. Они должны не бояться справляться со своими проблемами, преодолевать собственные детские трудности. Если вы будете сразу включаться в ситуацию, вставать на защиту, невротично переживать из-за ссадин, разбираться с родителями обидчиков, то перекладывать решение собственных проблем на чужие плечи войдет в привычку . А если человек не в состоянии взять за последствия собственных действий, то отвечать за действия других подавно не сможет. Как же, в таком случае, ему можно доверить большое дело?

2. Развивайте интеллект и критическое мышление . Большой объем знаний и умение анализировать и делать выводы — это, как говорят в Одессе, две большие разницы.

Лидер умеет анализировать события, видеть причинно-следственные связи и делать правильные прогнозы. Это возможно только при достаточно развитом интеллекте.

Это не чтение Мураками в 7 лет. И не счет до 100 в 3 года. Развитый интеллект — это умение анализировать, систематизировать информацию, умение делать выводы. Чаще задавайте ребенку вопросы типа: « А почему одни курицы несут белые яйца, а другие коричневые?», «Почему лепестки ромашки белые, а лютика желтые, ведь это два цветка?». И неважно, правильным будет ответ, или нет. Главное, ребенок научится анализировать, думать .

3. Пусть ребенок с детства принимает участие в соревнованиях . Будущий лидер должен уметь проигрывать. Сейчас очень много проводится соревнований, где призы получает каждый участник - «зрительских симпатий», «за лучший костюм» и так далее. Дети привыкают, что они в любом случае получат приз, и воспринимают это как должное. Но ведь во взрослой жизни не так. Во взрослой жизни призов на всех не хватает, и первый серьезный проигрыш, без утешительной конфетки, воспринимается, как трагедия. Человек может долго приходить в себя после «незаслуженного» удара, а может не справиться и уйти, к примеру, в алкогольную зависимость. Так что пусть участвует в настоящих соревнованиях , где есть и проигравшие, и победители.

4. У будущего лидера должна быть персональная зона ответственности . Он должен знать, что никто его не будет подстраховывать, он полностью отвечает за результат . И, если он не сходил в булочную, то вся семья будет ужинать без хлеба. Мама не побежит в последний момент в магазин, папа не заедет по дороге домой. Нет хлеба - ты виноват. Исправляй. И точка.

5. Никогда не предлагайте ребенку готовых решений. Если ваше чадо пришло к вам со своей проблемой, то первый ваш вопрос должен звучать так: «А сам что думаешь? ». Ответ «не знаю» не должен приниматься ни при каких обстоятельствах. Пускай ищет решение. Не важно, правильное оно будет, или нет. Оно у ребенка должно быть. А потом вы вместе обсудите, как сделать лучше, как правильно.

И, конечно, ребенок должен знать, что вся ваша семья защитит, если это понадобится. Не предупредит удар, не будет драться вместо него, не кинется решать проблему раньше, чем она наступит. А именно защитит, когда уже собственных сил не останется, и когда будет казаться,что наступает катастрофа. Именно эта уверенность позволяет человеку не бояться, действовать.

Кстати, очень многие лидеры обращались за помощью к близким или друзьям в сложные для себя жизненные моменты. Но при этом они все равно оставались лидерами — думающими, смелыми, ведущими за собой.

Инструкция

Старайтесь поощрять стремление ребенка познавать все интересное, новое, а не просто выучить заданное.

Если есть переживания по поводу того, что у него что-то не получится, объясните о невозможности чего-либо добиться без риска. Но донесите до его , что рисковать надо в разумных пределах. Например, глупо перебегать через дорогу перед идущей близко машиной.

Не забывайте, что уверенность в себе воспитывается в ребенке с первых шагов, поэтому внушайте ее, подбадривайте. Объясните, что как бы высоки не были способности, прежде всего надо верить в успех и в то, что он способен это выполнить. Люди охотнее идут за уверенным человеком, а не за тем, . Решительность пригодится ему в жизни еще не раз.

Не оберегайте ребенка излишне от ошибок, т.к. в результате он приобретает практический опыт, учится принимать сам решения, а также отвечать за их . Поэтому не сдувайте с него пылинки и не старайтесь предохранять от ошибочного шага.

Не бросайтесь сразу на помощь своему чаду, если на его пути встретились трудности, не делайте что-то за него. Узнайте его предложения по поводу выхода из данной проблемы. Ведь умение предложить свой вариант и возможности ее решения – это является отличительной чертой лидера. Если он предлагает неправильно, попробуйте осторожно подсказать для него верный путь. Но за него ничего не надо, только подскажите.

Позвольте ребенку мечтать, независимо от того, насколько его мечты далеки от жизни. Но очень важно, чтобы он думал об их осуществлении, а не просто мечтал.

Содействуйте совершенствованию навыков лидера на практике. Запишите ребенка в какую-нибудь секцию, кружок, где он сможет приобрести опыт в сфере общения и умение выстраивать взаимоотношения с детьми и взрослыми.

Если ребенок не понимает, чего же он хочет, помогите ему с определением его интересов. Действуя в хорошо знакомой ему сфере, он приобретает уверенность, которая и лежит в основе лидерства.

Научите ребенка умению поддерживать прекрасные отношения со всеми детьми, а не только с друзьями. Поделитесь с ним с одним из секретов лидера - здороваться с людьми каждый день и улыбаться им.

Приучайте ребенка выступать без стеснения перед большой аудиторией. Такое умение является одним из главных качеств лидера. Подскажите ему, как надо правильно выступать. Пусть он поупражняется дома: читает вслух выученные стихотворения, прозу. Обращайте его внимание на то, где надо говорить тише или громче, где произнести более выразительно, на чем сделать акцент. Учите анализировать текст, вычленять главные отрывки.

Воспитывайте умение принимать критику без ощущения мучений, терзаний и стыда. Но и критика должна быть направлена на исправление недостатков. Недопустимо унижать ребенка. Критиковать необходимо наедине, а не при всех. Делайте замечания по существу, не принижайте способностей ребенка. Например, если дочь устроила погром на кухне, не спешите ругаться, поинтересуйтесь, что она собиралась сделать. Возможно, ей захотелось приготовить что-то к вашему приходу, а не получилось.

Учите ребенка оценивать свои достижения и действия реально. Не хвалите за мнимый талант, если его на самом деле нет. У таких детей развивается неадекватная самооценка, растет самолюбие. Привыкнув к похвале от взрослых, они ждут этого от сверстников, а взамен получают насмешки, т.к. они не будут хвалить, если не за что. Поддерживайте желание ребенка быть самостоятельным, объяснив тактично, что любые навыки требуют опыта, подсказывайте ему, как лучше, предлагайте свою помощь.

Вы вновь на моем блоге, дорогие друзья, и я вам несказанно рада!

Важно ли это – быть всегда в центре внимания и собирать вокруг себя кучу друзей, быть капитаном и вести за собой? Нужно ли это – выделяться из массы и уметь организовать весь процесс, быть всегда на виду и испытывать на себе восторженные взгляды? Про что я? Вдруг задумалась над тем, откуда берутся руководители и как воспитать ребенка лидером. Знаете ли вы заветный рецепт популярности и умения быть на высоте?

План урока:

Так ли нужно лидерство?

Время, когда надо быть тихим и скромным, давно позади. «Быть как все, не выделяясь из серой массы» теперь уже не модно. Современное общество семимильными шагами стремится к своему техногенному развитию, не давая нам передохнуть и требуя от нас, а теперь и от наших детей, постоянного саморазвития, чтобы не оставаться позади.

Инициатива, которая в наше доброе время всегда была наказуема, теперь только приветствуется. Карьеристом быть сегодня не только почётно, но и необходимо, чтобы завоевать своё «тёплое местечко под солнцем».

Уметь выживать и быть конкурентоспособным – критерии, которым должен отвечать любой выпускник учебного заведения, делая шаг во взрослую жизнь.

Все эти перечисленные стороны успеха хотел бы видеть в своём ребёнке каждый уважающий себя родитель, и объединяются они в одном понятии «лидер».

А нужно ли быть таким гайдаровским Тимуром, чтобы постоянно вести за собой команду, обладая всеми этими качествами? Ведь лидер – это не способ манипуляции людьми, когда «смотрят в рот» и готовы выполнить каждую просьбу. Это, прежде всего, ответственность и за себя, и за других при принятии решений.

Хоть сухая статистика и говорит, что лидерскими качествами обладают всего лишь 5% населения, умные психологи убеждены: не родившись лидером, им можно стать.

Более того, даже если ваш ребёнок не готов идти впереди планеты всей, зазывая за собой красным знаменем, лидерские качества абсолютно ему не помешают в принятии самостоятельных решений и преодолении трудностей на своём жизненном пути.

Может или нет: вот в чём вопрос!

Как выявить предначертанного вождя? Свои позиции такой ребёнок отвоёвывает уже с малолетнего возраста: всегда окружён детской гурьбой, заводила в активных играх , с ним охотно делятся игрушками, он – любимец взрослых, для него – первые роли в детских спектаклях. И всё это вовсе не потому, что «лицом вышел» или «родители богатые». Абсолютно нет!

Просто этот ребёнок лучше остальных справляется с поставленными задачами и идёт на целый шаг впереди других, а в детском возрасте много умеющих и знающих просто боготворят и дети, и взрослые.

Более того, такие лидирующие мальчики встают на защиту слабых, а сильные девочки со свойственной заботой способны сопереживать. Все эти человеческие качества ещё ближе располагают окружающих и дают почву для роста авторитета среди окружающих.

Лидирующий одноклассник не выбирается и не назначается, в классе среди остальных он виден сразу.

Его назначают ответственным практически за все школьные дела, и маленький лидер с ними благополучно справляется. Он сразу завоёвывает доверие и детей, и педагогов.

Какой он, ребёнок-лидер, мальчик или девочка с твёрдым характером и внутренним стержнем?

  • Уверенный в себе. Он постоянно работает над своими сильными сторонами и умеет правильно преподнести свои таланты как хорошее качество, не для хвастовства.
  • Он всегда на виду, будучи публичен. Популярность лидера растёт вместе с взрослением ребёнка, и он ей умеет пользоваться.
  • У него нет проблем с общением, причём ни со сверстниками, ни с теми, кто значительно старше. Зачастую выступает арбитром, чтобы разрешить конфликт, так как является по натуре дипломатом.
  • Если он и огорчается сделанным ошибкам, то ненадолго, делая всё, чтобы их исправить, извлекая из этого урок. Плясать на своих граблях – не его вариант.
  • Он всегда имеет собственное мнение и доказывает его небезосновательно, не сворачивая с выбранного пути.
  • Способный организовать и повести за собой, он имеет авторитет среди окружающих. Всегда держится на высоте, если и спускается вниз по лестнице, теряя свои позиции, то только чтобы сделать перерыв и снова настойчиво подниматься вверх, получая завидное восхищение в спину.

Есть ли такие качества в вашем любимом чаде или нет, не играет значительной роли, если вы готовы взять процесс под свой контроль. Устремиться к лидерским вершинам только нужно как можно раньше, чтобы покорить Эверест вовремя!

Есть большие перспективы? Приложите свою руку!

Как не загубить имеющееся стремление быть первым и сделать пробные шаги лидерства уверенными?

  • Дайте свободу и позвольте самостоятельность . Для лидера поговорка «на ошибках учатся» походит как нельзя кстати. Именно оступаясь, ваши сын или дочь приобретают опыт и выносят бесценные жизненные уроки. А как ребёнок-лидер может использовать метод проб и ошибок, если вы дышите ему в спину, будучи на готовности сразу помочь?
  • Уважайте детское мнение. Лидер может и должен доказывать свою точку зрения, какой бы она на ваш взрослый взгляд не казалась абсурдной. Доказать обратное, если ребёнок неправ, используя аргументы и общаясь на равных, а не просто из серии «мал ещё» — вот тема для разговора с будущим руководителем.
  • Лидер должен быть хорошим оратором. Иначе как он сможет убедить окружающих и увлечь их за собой? Ораторскому искусству можно учить детей и дома, совсем необязательно прибегать к репетиторам, хотя занятия в театральных кружках – несомненный плюс. Научите своего сына или дочь говорить не мямля, а внятно и доходчиво. Не может сразу в силу эмоций — остановите и попросите повторить. Правильно построить речь и сформулировать главную мысль – вот, что нужно, чтобы тебя услышали.
  • Спрашивайте с лидера за слова и поступки. Будущий авторитет должен нести ответственность за то, что он обещает и что делает. В противном случае он потеряет доверие окружающих. Хорошим помощником в этом случае может стать сказкотерапия . Подберите примеры сказок, где герои-врунишки оказывались не в очень удобном для них положении. Пусть ребёнок задумается.
  • Лидеру свойственно слышать и слушать. Уважать чужое мнение, выслушивать позицию окружающих людей – всё это важно, чтобы лидерские качества не превратились в авторитарные. При последних заставить пойти за собой можно будет только силой. Общаться, не задирая свой нос, на одном уровне с другими независимо от цвета кожи и положения в обществе, — залог положительной репутации. Позитивным людям доверяют намного проще.
  • Лидер воспринимает критику. Довольно часто дети, слыша критику в свой адрес, рыдают горючими слезами. Склонным к лидерским качествам детям нужно привить способность не столько слышать в свой адрес на первый взгляд обидные слова, сколько понимать их значение и искать причину появления таких комментариев в свой адрес. Ведь правильно говорят: дыма без огня не бывает, а вдруг в поведении действительно что-то не так? Настоящий лидер не плачет в углу, а делает выводы.

Если ребёнок не хочет вести за собой?

Упираться и лепить лидера из ребёнка помимо его воли не стоит. Не всем быть руководителями. Некоторые, особенно застенчивые дети , просто не хотят и не готовы брать на себя ответственность и ограничиваются лишь функциями рядового исполнителя. Им так намного комфортнее и спокойней.

Тем не менее, это вовсе не значит, что воспитывать лидерские качества совсем не нужно. Как же ребёнок в повседневной жизни будет принимать важные для него решения и расставлять жизненно важные точки? Или вы всегда готовы быть на связи, чтобы выдать готовый ответ?

Детям, не готовым стать первым звеном, будет достаточно привить ответственность и обозначить обязанности, с которыми он должен справляться, не требуя при этом «достать звёзды с неба».

Не полезна им и гиперопека, которая противоречит принципам самостоятельности, поэтому отпустить из-под контроля всё-таки придётся.

Любознательность детей, не желающих быть лидерами, тоже важно поддерживать. Это один из способов развития инициативности, так необходимой и в школьной, и в повседневной жизни.

Думаю, это видео будет полезно всем без исключения родителям. Обязательно посмотрите, будет интересно!

У каждого из нас свои ценности: кому-то важна популярность и богатство, а для кого-то достаточно одного-единственного верного друга и домашнего уюта. Быть или не быть ребёнку истинным лидером, ломать ли его характер, чтобы он достиг высот, — решать вам, родители. Ведь на этапе воспитания этот процесс находится исключительно в ваших руках. Только не упускайте шансов, если звёзды к вам благосклонны.

Всего вам доброго!

Всегда ваша, Евгения Климкович.



Loading...Loading...