Нарезание резьбы плашкой на токарно-винторезном станке. Современный транспорт Правила работы при нарезании резьбы вручную

Инструкция по охране труда при работе с резьбонарезным инструментом

Техника безопасности

1. Общие требования охраны труда

1.1. Настоящая инструкция устанавливает требования охраны труда при работе с резьбонарезным инструментом.

1.2. К работе с резьбонарезным инструментом допускаются работники, прошедшие медицинский осмотр, производственное обучение, сдавшие экзамен квалификационной комиссии и получившие удостоверение на право выполнения этих работ, а также прошедшие вводный инструктаж по охране труда при приеме на работу и первичный инструктаж на рабочем месте, а также повторный и, при необходимости, внеплановый и целевой инструктажи по охране труда.

1.3. Работникам, допущенным к выполнению работ, необходимо соблюдать правила внутреннего распорядка, установленные в организации.

1.4. При работе с резьбонарезным инструментом следует соблюдать режим труда и отдыха. Отдыхать и курить допускается в специально оборудованных местах.

1.5. Резьбонарезной инструмент необходимо закрепить за работниками для индивидуального или бригадного пользования, разместить в специальных инструментальных шкафах, столиках, расположенных рядом с оборудованием или внутри его, если это представляется удобным, безопасным и предусматривается конструкцией.

1.6. Работникам необходимо выполнять только ту работу, которая поручена руководителем работ. Не допускается перепоручать свою работу другим работникам и допуск на рабочее место посторонних лиц.

1.7. На работника могут воздействовать опасные и вредные производственные факторы: шум, вибрация, неблагоприятные параметры производственного микроклимата, электрический ток, загазованность и запыленность.

1.8. Спецодежда, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты выдаются работникам согласно действующим нормам в соответствии с выполняемой работой.

1.9. Спецодежда, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты следует хранить в специально отведенных местах с соблюдением правил хранения и применять в исправном состоянии.

1.10. Работникам, выполняющим работы с резьбонарезным инструментом, необходимо соблюдать правила пожарной безопасности, знать сигналы оповещения о пожаре, места расположения средств пожаротушения и уметь пользоваться ими. Не допускается использование противопожарного инвентаря для хозяйственных целей, и загромождение проходов и доступов к противопожарному инвентарю.

1.11. При несчастном случае пострадавшему следует прекратить работу, известить об этом руководителя работ и обратиться за медицинской помощью.

1.12. Работникам, выполняющим работы с резьбонарезным инструментом, необходимо знать и соблюдать правила личной гигиены (мыть руки с мылом, а в конце работы принять душ).

1.13. В случае возникновения в процессе работы каких-либо вопросов, связанных с ее безопасным выполнением, следует обратиться к работнику, ответственному за безопасное производство работ.

1.14. Работники, нарушившие требования настоящей инструкции, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

2. Требования охраны труда перед началом работы

2.1. Перед началом работы следует правильно надеть и привести в порядок рабочую одежду: застегнуть обшлага рукавов, заправить одежду так, чтобы не было развевающихся концов, убрать волосы под плотно облегающий головной убор.

2.2. Осмотреть рабочее место, убрать мешающие работе предметы и освободить проходы. Организовать свое рабочее место так, чтобы все необходимое было под руками. Инструмент на рабочем месте следует расположить так, чтобы исключалась возможность его скатывания или падения.

2.3. Убедиться в достаточном освещении рабочего места.

2.4. Проверить исправность резьбонарезного инструмента (метчики, плашки, резцы, фрезы, ролики и раскатники):

  • они должны быть остро заточены;
  • не допускаются завалы, выкрашивания и прижоги на режущих кромках;
  • не допускается наличие на твердосплавных пластинках инструмента трещин, выкрошенных мест и завалов режущих кромок;
  • не допускается наличие на поверхности метчиков и плашек трещин и следов коррозии, вмятин и черновин;
  • не допускается наличие на рабочих поверхностях ленточек и хвостовика обезуглероженного слоя.

2.5. Работнику, приступающему к выполнению работ с резьбонарезным инструментом, не разрешается ее начинать, если:

  • недостаточно освещено рабочее место;
  • резьбонарезной инструмент плохо заточен;
  • не получено задание на выполнение работы.

3. Требования охраны труда во время работы

3.1. Работать только исправным инструментом и приспособлениями и применять их строго по назначению.

3.2. Во время работы не наклоняться близко к режущему инструменту.

3.3. Устанавливать обрабатываемый предмет правильно и надежно, чтобы исключить возможность нарушения его крепления или возникновения других нарушений технологического процесса во время нарезания резьбы.

3.4. Резьбонарезной инструмент необходимо точно отцентрировать в станке по оси шпинделя и плотно посадить в патроне.

3.5. Метчики и плашки следует применять только с правильной заточкой.

3.6. Установку и смену резьбонарезного инструмента следует производить при полном останове станка.

3.7. При установке резьбонарезного инструмента в приспособления или в станок следует остерегаться пореза рук о режущую кромку инструмента.

Не допускается пользоваться инструментом с изношенным хвостовиком.

3.8. Необходимо следить, чтобы тиски и зажимы были исправными, насечка губок несработанной.

3.9. Для крепления метчиков не допускается применение патронов и приспособлений с выступающими неогражденными частями (гайками, винтами).

3.10. При ослаблении крепления резьбонарезного инструмента и детали следует остановить вращение инструмента и правильно произвести его крепление.

3.11. При проворачивании изделия в патроне или тисках вместе с метчиком, не допускается придерживать его рукой, а следует остановить вращение инструмента, сделать нужное исправление или взять соответствующее приспособление.

3.12. В случае заедания инструмента, поломки хвостовика, метчика или другого инструмента, следует выключить станок.

3.13. Не прикасаться пальцами к плашкам для выявления ее режущих качеств.

3.14. Не допускается во время вращения изделия или плашек измерять резьбу калибрами.

3.15. При установке болтов или прутков концы их необходимо хорошо заправить во избежание возможных срывов резьбы и поломки плашек или лерок.

3.16. При нарезании резьбы в глубоких отверстиях следует периодически выводить метчик из отверстия для удаления стружки.

Удалять стружку с нарезанной резьбы и стола следует только тогда, когда остановлен инструмент и отведен от детали.

3.17. При работе с резьбонарезными резцами следует:

  • включать сначала вращение шпинделя, а затем подачу, при этом обрабатываемую деталь следует привести во вращение до соприкосновения ее с резцом, врезание производить плавно, без ударов;
  • перед остановом станка сначала выключить подачу, отвести режущий инструмент от детали, а потом выключить вращение шпинделя.

3.18. Необходимо следить за исправной установкой резца для нарезания резьбы и не подкладывать под него разные куски металла, пользоваться подкладками, равными площади резца.

3.19. Резец следует зажимать с минимально возможным вылетом и не менее чем тремя болтами. Необходимо иметь набор подкладок различной толщины, длиной и шириной не менее опорной части резца. Не допускается пользование случайными подкладками.

3.20. При ручной нарезке резьбы не допускается сильно нажимать на режущий инструмент и держать деталь руками.

4. Требования охраны труда в аварийных ситуациях

4.1. Следует прекратить выполнение работ, отключить используемое оборудование, о случившемся сообщить руководителю работ при возникновении хотя бы одной из следующих ситуаций:

  • неисправная работа оборудования;
  • неисправная работа тисков и зажимов;
  • повреждение рабочего инструмента;
  • появление дыма или запаха, характерного для горящей изоляции;
  • появление повышенного шума, стука, вибрации;
  • неисправность силовой электропроводки;
  • обрыв проводника защитного заземления;
  • отсутствие освещения.

4.2. При несчастном случае следует:

  • принять меры к освобождению пострадавшего от действия травмирующего фактора;
  • оказать пострадавшему первую помощь в зависимости от вида травм;
  • информировать о случившемся руководство и принять меры к эвакуации пострадавшего в лечебное учреждение.

4.3. При возникновении пожара следует:

  • прекратить работу;
  • вызвать пожарную охрану и сообщить руководству организации;
  • приступить к тушению пожара имеющимися средствами пожаротушения.

4.4. При поражении электрическим током следует:

  • отключить электрооборудование;
  • пострадавшего освободить от токоведущих частей;
  • оказать пострадавшему помощь;
  • сообщить о случившемся руководству организации.

5. Требования охраны труда по окончании работы

5.1. Привести в порядок рабочее место, сложить инструменты и приспособления в специально отведенное место, убрать стружку с рабочего стола, инструмент и приспособления очистить от пыли и грязи, аккуратно сложить готовые детали и заготовки.

5.2. Снять спецодежду, средства индивидуальной защиты, сдать на хранение в установленном порядке.

5.3. Вымыть лицо и руки теплой водой с мылом, принять душ.

5.4. Сообщить руководителю работ о выполненной работе и имеющихся неполадках.

Смотрите другие статьи раздела .

Настоящая инструкция по охране труда разработана специально для персонала, выполняющего работы резьбонарезным инструментом.

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

1.1. К работе с резьбонарезным инструментом допускаются работники старше 18 лет, прошедшие медицинский осмотр, вводный инструктаж по охране труда при приеме на работу и первичный инструктаж на рабочем месте, а также повторный и, при необходимости, внеплановый и целевой инструктажи по охране труда, освоившие безопасные приемы выполнения работ и прошедшие проверку знаний требований охраны труда.
1.2. Работникам, допущенным к выполнению работ, необходимо соблюдать Правила внутреннего распорядка, установленные в организации.
1.3. При работе с резьбонарезным инструментом следует соблюдать режим труда и отдыха. Отдыхать и курить допускается в специально оборудованных местах.
1.4. Резьбонарезной инструмент необходимо закрепить за работниками для индивидуального или бригадного пользования, разместить в специальных инструментальных шкафах, столиках, расположенных рядом с оборудованием или внутри его, если это представляется удобным, безопасным и предусматривается конструкцией.
1.5. Работникам необходимо выполнять только ту работу, которая поручена руководителем работ. Не допускается перепоручать свою работу другим работникам и допуск на рабочее место посторонних лиц.
1.6. На работника могут воздействовать опасные и вредные производственные факторы: шум, вибрация, неблагоприятные параметры производственного микроклимата, электрический ток, загазованность и запыленность.
1.7. Спецодежда, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты выдаются работникам в соответствии с действующими нормами и выполняемой работой.
1.8. Спецодежда, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты следует хранить в специально отведенных местах с соблюдением правил хранения и применять в исправном состоянии.
1.9. Работникам, выполняющим работы с резьбонарезным инструментом, необходимо соблюдать правила пожарной безопасности, знать сигналы оповещения о пожаре, места расположения средств пожаротушения и уметь пользоваться ими. Не допускается использование противопожарного инвентаря для хозяйственных целей, и загромождение проходов и доступов к противопожарному инвентарю.
1.10. При несчастном случае пострадавшему следует прекратить работу, известить об этом руководителя работ и обратиться за медицинской помощью.
1.11. Работникам, выполняющим работы с резьбонарезным инструментом, необходимо знать и соблюдать правила личной гигиены (мыть руки с мылом, а в конце работы принять душ).
1.12. В случае возникновения в процессе работы каких-либо вопросов, связанных с ее безопасным выполнением, следует обратиться к работнику, ответственному за безопасное производство работ.
1.13. Работники, нарушившие требования настоящей инструкции, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

2. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

2.1. Перед началом работы следует правильно надеть и привести в порядок рабочую одежду: застегнуть обшлага рукавов, заправить одежду так, чтобы не было развевающихся концов, убрать волосы под плотно облегающий головной убор.
2.2. Осмотреть рабочее место, убрать мешающие работе предметы и освободить проходы. Организовать свое рабочее место так, чтобы все необходимое было под руками. Инструмент на рабочем месте следует расположить так, чтобы исключалась возможность его скатывания или падения.
2.3. Убедиться в достаточном освещении рабочего места.
2.4. Проверить исправность резьбонарезного инструмента (метчики, плашки, резцы, фрезы, ролики и раскатники):
— они должны быть остро заточены;
— не допускаются завалы, выкрашивания и прижоги на режущих кромках;
— не допускается наличие на твердосплавных пластинках инструмента трещин, выкрошенных мест и завалов режущих кромок;
— не допускается наличие на поверхности метчиков и плашек трещин и следов коррозии, вмятин и черновик;
— не допускается наличие на рабочих поверхностях ленточек и хвостовика обезуглероженного слоя.
2.5. Работнику, приступающему к выполнению работ с резьбонарезным инструментом, не разрешается ее начинать, если:
— недостаточно освещено рабочее место;
— резьбонарезной инструмент плохо заточен;
— не получено задание на выполнение работы.

3. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

3.1. Работать только исправным инструментом и приспособлениями и применять их строго по назначению.
3.2. Во время работы не наклоняться близко к режущему инструменту.
3.3. Устанавливать обрабатываемый предмет правильно и надежно, чтобы исключить возможность нарушения его крепления или возникновения других нарушений технологического процесса во время нарезания резьбы.
3.4. Резьбонарезной инструмент необходимо точно отцентрировать в станке по оси шпинделя и плотно посадить в патроне.
3.5. Метчики и плашки следует применять только с правильной заточкой.
3.6. Установку и смену резьбонарезного инструмента следует производить при полном останове станка.
3.7. При установке резьбонарезного инструмента в приспособления или в станок следует остерегаться пореза рук о режущую кромку инструмента.
3.8. Не допускается пользоваться инструментом с изношенным хвостовиком.
3.9. Необходимо следить, чтобы тиски и зажимы были исправными, насечка губок несработанной.
3.10. Для крепления метчиков не допускается применение патронов и приспособлений с выступающими неогражденными частями (гайками, винтами).
3.11. При ослаблении крепления резьбонарезного инструмента и детали следует остановить вращение инструмента и правильно произвести его крепление.
3.12. При проворачивании изделия в патроне или тисках вместе с метчиком, не допускается придерживать его рукой, а следует остановить вращение инструмента, сделать нужное исправление или взять соответствующее приспособление.
3.13. В случае заедания инструмента, поломки хвостовика, метчика или другого инструмента, следует выключить станок.
3.14. Не прикасаться пальцами к плашкам для выявления ее режущих качеств.
3.15. Не допускается во время вращения изделия или плашек измерять резьбу калибрами.
3.16. При установке болтов или прутков концы их необходимо хорошо заправить во избежание возможных срывов резьбы и поломки плашек или лерок.
3.17. При нарезании резьбы в глубоких отверстиях следует периодически выводить метчик из отверстия для удаления стружки.
3.18. Удалять стружку с нарезанной резьбы и стола следует только тогда, когда остановлен инструмент и отведен от детали.
3.19. При работе с резьбонарезными резцами следует:
— включать сначала вращение шпинделя, а затем подачу, при этом обрабатываемую деталь следует привести во вращение до соприкосновения ее с резцом, врезание производить плавно, без ударов;
— перед остановом станка сначала выключить подачу, отвести режущий инструмент от детали, а потом выключить вращение шпинделя.
3.20. Необходимо следить за исправной установкой резца для нарезания резьбы и не подкладывать под него разные куски металла, пользоваться подкладками, равными площади резца.
3.21. Резец следует зажимать с минимально возможным вылетом и не менее чем тремя болтами. Необходимо иметь набор подкладок различной толщины, длиной и шириной не менее опорной части резца. Не допускается пользование случайными подкладками.
3.22. При ручной нарезке резьбы не допускается сильно нажимать на режущий инструмент и держать деталь руками.

4. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

4.1. Следует прекратить выполнение работ, отключить используемое оборудование, о случившемся сообщить руководителю работ при возникновении хотя бы одной из следующих ситуаций:
— неисправная работа оборудования;
— неисправная работа тисков и зажимов;
— повреждение рабочего инструмента;
— появление дыма или запаха, характерного для горящей изоляции;
— появление повышенного шума, стука, вибрации;
— неисправность силовой электропроводки;
— обрыв проводника защитного заземления;
— отсутствие освещения.
4.2. При несчастном случае следует:
— принять меры к освобождению пострадавшего от действия травмирующего фактора;
— оказать пострадавшему первую доврачебную помощь в зависимости от вида травм;
— информировать о случившемся руководство;
— по возможности сохранить обстановку, если это не приведет к аварии или травмированию других людей;
— при необходимости вызвать бригаду скорой помощи по телефону 103 или помочь доставить пострадавшего в медучреждение.
4.3. При возникновении пожара следует:
— прекратить работу;
— отключить электрооборудование;
— вызвать пожарную охрану по телефону 101 и сообщить руководству организации;
— приступить к тушению пожара имеющимися средствами пожаротушения.

5. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ

5.1. Привести в порядок рабочее место, сложить инструменты и приспособления в специально отведенное место, убрать стружку с рабочего стола, инструмент и приспособления очистить от пыли и грязи, аккуратно сложить готовые детали и заготовки.
5.2. Снять спецодежду, средства индивидуальной защиты, сдать на хранение в установленном порядке.
5.3. Вымыть лицо и руки теплой водой с мылом или принять душ.
5.4. Сообщить руководителю работ о выполненной работе и имеющихся неполадках.

Вопрос о том, как нарезать резьбу метчиком, возникает в тех случаях, когда предварительно выполненное отверстие необходимо подготовить для размещения в нем болта, винта, шпильки и резьбового крепежного элемента любого другого типа. Именно метчик в подобных ситуациях является основным инструментом, позволяющим быстро и точно нарезать внутреннюю резьбу с требуемыми геометрическими параметрами.

Разновидности и сферы применения метчиков

Нарезание внутренней резьбы может выполняться вручную или с использованием станков различного типа (сверлильных, токарных и др.). Рабочими инструментами, которые выполняют основную работу по нарезанию внутренней резьбы, являются машинно-ручные или машинные метчики.

На различные виды метчики делят в зависимости от целого ряда параметров. Общепринятыми считаются следующие принципы классификации метчиков.

  1. По способу приведения во вращение различают машинно-ручные и машинные метчики, при помощи которых осуществляется нарезка внутренней резьбы. Машинно-ручные метчики, оснащенные квадратным хвостовиком, используют в комплекте со специальным приспособлением с двумя ручками (это так называемый вороток, держатель метчиков). При помощи такого приспособления метчик приводится во вращение и нарезает резьбу. Нарезка резьбы метчиком машинного типа осуществляется на металлорежущих станках различного типа, в патроне которых такой инструмент и фиксируется.
  2. По способу, которым нарезают внутреннюю резьбу, различают универсальные (проходные) и комплектные метчики. Рабочая часть первых разделена на несколько участков, каждый из которых отличается от остальных своими геометрическими параметрами. Участок рабочей части, который первым начинает взаимодействовать с обрабатываемой поверхностью, выполняет черновую обработку, второй – промежуточную, а третий, расположенный ближе к хвостовику, – чистовую. Для нарезки резьбы комплектными метчиками требуется использование нескольких инструментов. Так, если комплект состоит из трех метчиков, то первый из них предназначен для выполнения черновой обработки, второй – для промежуточной, третий – для финишной. Как правило, комплект метчиков для нарезания резьбы определенного диаметра включает в себя три инструмента, но в отдельных случаях, когда обработке подвергаются изделия, изготовленные из особо твердого материала, могут использоваться наборы, состоящие из пяти инструментов.
  3. По типу отверстия, на внутренней поверхности которого необходимо нарезать резьбу, различают метчики для сквозных и глухих отверстий. Инструмент для обработки сквозных отверстий характеризуется удлиненным конусным кончиком (заходом), который плавно переходит в рабочую часть. Такую конструкцию чаще всего имеют метчики универсального типа. Процесс нарезания внутренней резьбы в глухих отверстиях осуществляется метчиками, конусный кончик которых срезан и выполняет функцию простейшей фрезы. Такая конструкция метчика позволяет нарезать с его помощью резьбу на всю глубину глухого отверстия. Для нарезания резьбы данного типа, как правило, используется комплект метчиков, приводимых во вращение вручную, при помощи воротка.
  4. По конструкции рабочей части метчики могут быть с прямыми, винтовыми или укороченными стружкоотводящими канавками. Следует иметь в виду, что использовать метчики с канавками различного типа можно для нарезания резьбы в изделиях из относительно мягких материалов – углеродистых, низколегированных стальных сплавов и др. Если же резьбу необходимо нарезать в деталях, изготовленных из очень твердых или вязких материалов (нержавеющих, жаропрочных сталей и др.), то для этих целей используют метчики, режущие элементы которых располагаются в шахматном порядке.

Метчики, как правило, применяются для нарезания метрической резьбы, но есть инструменты, с помощью которых нарезают трубную и дюймовую внутреннюю резьбу. Кроме того, различаются метчики и по форме своей рабочей поверхности, которая может быть цилиндрической или конической.

Подготовка к нарезанию внутренней резьбы

Для того чтобы процесс нарезания внутренней резьбы при помощи метчика не вызывал особых затруднений и завершился качественным результатом, необходимо правильно подготовиться к этой технологической операции. Все способы нарезания резьбы при помощи метчика предполагают, что в обрабатываемой детали уже выполнено отверстие с соответствующим диаметром. Если внутренняя резьба, которую необходимо нарезать, имеет стандартный размер, то для определения диаметра подготовительного отверстия может быть использована специальная таблица с данными по ГОСТу.

Таблица 1. Диаметры отверстий, высверливаемых под стандартную метрическую резьбу

В том случае, если резьба, которую надо нарезать, не относится к категории стандартных, рассчитать диаметр отверстия для ее выполнения можно по универсальной формуле. Прежде всего необходимо изучить маркировку метчика, в которой в обязательном порядке указываются тип нарезаемой резьбы, ее диаметр и шаг, измеряемые в миллиметрах (для метрических). Затем, чтобы определить размер поперечного сечения отверстия, которое надо просверлить для резьбы, достаточно от ее диаметра вычесть шаг. Например, если для нарезания нестандартной внутренней резьбы будет использоваться инструмент с маркировкой М6х0,75, то диаметр подготовительного отверстия рассчитывается следующим образом: 6 – 0,75 = 5,25 мм.

Для стандартных резьб, относящихся к категории дюймовых, также существует таблица, позволяющая правильно выбрать сверло, с помощью которого выполняют подготовительные работы.

Таблица 2. Диаметры отверстий, высверливаемых под дюймовую резьбу

Важным для получения качественного результата является вопрос не только о том, чем нарезают резьбу, но и о том, каким сверлом выполнять подготовительное отверстие. Выбирая сверло, необходимо обращать внимание на параметры и качество его заточки, а также на то, чтобы оно вращалось в патроне используемого оборудования без биения.

Угол заточки режущей части подбирается в зависимости от того, какой твердостью обладает материал, который необходимо сверлить. Чем выше твердость материала, тем больше должен быть угол заточки сверла, но это значение не должно превышать 140°.

Как правильно нарезать резьбу? Для начала надо подобрать инструменты и расходные материалы:

  1. электрическую дрель или сверлильный станок, способные работать на низких оборотах;
  2. сверло, диаметр которого рассчитывается или подбирается по справочным таблицам;
  3. сверло или зенковку, при помощи которых с края подготовленного отверстия будет сниматься фаска;
  4. комплект метчиков соответствующего размера;
  5. ручной держатель для метчиков (вороток);
  6. слесарные тиски (если изделие, в котором надо нарезать резьбу, необходимо зафиксировать);
  7. керн;
  8. молоток;
  9. машинное масло или другой состав, которым в процессе обработки необходимо смазывать как метчик, так и нарезаемый им участок резьбы;
  10. ветошь.

Особенности технологии

При нарезании внутренней резьбы метчиком руководствуются следующим алгоритмом.

  • В том месте на поверхности обрабатываемой детали, где будет сверлиться отверстие для нарезки резьбы, необходимо сформировать углубление для более точного захода сверла, используя керн и обычный молоток. Сверло фиксируется в патроне электродрели или сверлильного станка, на которых выставляются невысокие обороты вращения инструмента. Перед началом сверления режущую часть сверла необходимо обработать смазывающим составом: смазанный инструмент легче входит в структуру обрабатываемого материала и создает меньшее трение в зоне выполнения обработки. Смазывать сверло можно кусочком обычного свиного сала или солидолом, а при обработке вязких материалов для этих целей используют машинное масло.
  • Если нарезать резьбу необходимо в деталях небольшого размера, их следует предварительно зафиксировать, используя для этого слесарные тиски. Начиная сверление, инструмент, зафиксированный в патроне оборудования, надо расположить строго перпендикулярно к поверхности обрабатываемой детали. Следует регулярно смазывать метчик и следить за тем, чтобы он не перекашивался и двигался строго в заданном направлении.
  • На входе в выполненное отверстие, как уже говорилось выше, надо снять фаску, глубина которой должна составлять 0,5–1 мм (в зависимости от диаметра отверстия). Для этой цели можно использовать сверло большего диаметра или зенковку, установив их в патроне сверлильного оборудования.
  • Процесс нарезания внутренней резьбы начинается с метчика №1, который первым устанавливается в вороток. Не следует забывать о смазке, которая обязательно должна быть нанесена на метчик для нарезания резьбы. Положение метчика относительно обрабатываемого отверстия надо выставить в самом начале работы, так как потом, когда инструмент будет находиться уже внутри отверстия, сделать это не получится. Нарезая резьбу метчиком, необходимо придерживаться следующего правила: 2 оборота метчика делается по ходу нарезания резьбы, 1 – против хода. Когда метчиком делается один оборот назад, с его режущей части сбрасывается стружка и уменьшается нагрузка на него. Нарезание резьбы плашкой выполняется по аналогичной методике.
  • Нарезав резьбу метчиком №1, в вороток устанавливают инструмент №2, а после него – №3. Обработка ими выполняется по вышеописанной методике. При нарезании резьбы метчиками и плашками необходимо чувствовать, когда инструмент начинает вращаться с усилием. Как только наступает такой момент, следует провернуть вороток в обратную сторону, чтобы сбросить стружку с режущей части инструмента.

Министерство образования Нижегородской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Арзамасский коммерческо-технический техникум»

Методическая разработка

по учебной практике

на тему «Нарезание резьбы»

для профессии 23.01.03 Автомеханик

Исполнитель:

Л.Ю.Макарова

мастер п/о

2015год

Введение

1. Система деятельности мастера производственного обучения.

2. Организация учебной деятельности студентов.

3. Методика проведения основных этапов занятия по МДК.01.01 Слесарное дело и технические измерения на тему «Нарезание резьбы».

4. Проект урока.

5. Структура и ход урока.

6. Список используемой литературы.

Заключение

Приложение

1. Тестовые задания к уроку

2. Инструкционно - технологические карты

3. Чертежи деталей

4. Критерии оценок

Введение

Автомобильный транспорт занимает одно из ведущих мест в единой транспортной системе Российской Федерации. Увеличивающаяся дальность автобусных и грузовых перевозок в сочетании с совершенствованием эксплуатационных качеств автомобилей, улучшением состояния существующих автодорог и строительством новых делают доступными дальние регионы страны, отдалённые сельские и горные населённые пункты. Во многих регионах автомобильный транспорт является основным средством передвижения и перевозки грузов.

Знание устройства автомобилей и слесарного дела позволяет организовать качественное обслуживание и ремонт, а также эксплуатацию автомобильного транспорта. Освоение навыков нарезания резьбы позволит обучающимся быстро и качественно производить ремонт узлов, механизмов и агрегатов автомобилей.

Наиболее распространенными соединениями деталей машин являются, резьбовые. Широкое применение резьбовых соединений в машинах, механизмах объясняется простотой и надежностью этого вида креплений, удобством регулирования затяжки, а также возможностью разработки и повторной сборки без замены детали.

Это говорит об актуальности изучаемой темы и в связи с этим на уроках надо требовать от обучающихся особо тщательного выполнения операций по нарезанию резьбы, т.к. от качества резьбы в значительной степени зависит качество всей детали.

К началу работы обучающиеся должны обладать общими сведениями о резьбах, их обозначении и классификации, об инструментах для нарезания, измерения и контроля резьб, пользоваться справочными таблицами. Кроме того обучающиеся должны обладать и определенными физическими данными, такими как быстрота реакции, внимательность.

1. Система деятельности мастера производственного обучения.

При проведении вводного инструктажа необходимо произвести проверку явки студентов и осмотреть их внешний вид; сообщить тему и цель занятия; объяснить характер и назначение занятия, произвести актуализацию знаний и опыта обучающихся с опросом их по темам пройденных теоретических занятий, т.к. тема содержит материал, изученный ими на уроках специальной технологии.

Необходимо произвести ознакомление студентов с организацией рабочего места и правилами безопасности ведения работ. Для повторения пройденного материала используем устный опрос студентов и используем карточки тест-контроля. Затем мастер п/о знакомит студентов с учебными задачами и содержанием темы с перечнем упражнений, которые должны выполнить студенты.

Показывает рациональное размещение инструмента, демонстрирует рабочее положение студента при выполнение упражнения. Объяснение нового материала осуществляется в виде рассказа и показа практических приемов по выполнению отдельных упражнений при нарезании резьбы.

При объяснение материала используются наглядные пособия и плакаты по теме «Нарезание резьбы». Если студентам понятна техника выполнения практических работ, мастер п/о предлагает им приступить к выполнению, предварительно обратив внимание на необходимость строгого соблюдения правил техники безопасности. Для контроля усвоения изучаемого материала в ходе урока оценивается достижение промежуточных целей:

Научить подготовке рабочего места;

Научить пользоваться инструментом;

Научить соблюдению правил техники безопасности;

Научить бережному и экономному отношению к оборудованию и материалам.

В ходе выполнения практической работы мастер контролирует правильность исполнения, в случае необходимости указывает на ошибки и методы их исправления.

После выполнения всего объема работ подводится анализ проведенного урока, отмечаются лучшие работы студентов, объявляются оценки. В заключение урока необходимо объявить домашнее задание: повторить пройденный материал на теоретических занятиях для проведения следующего практического занятия.

    Организация учебной деятельности студентов

Организация учебной деятельности студентов при изучении темы «Нарезание резьбы» направлена на преодоление трудностей и индивидуальных проблем, т.к. в достижении определенного мастерства, при выполнении упражнений студенты постоянно продвигаются в своем совершенстве («от простого к сложному»).

Основными методами, используемые мастерами п/о для организации учебной деятельности, могут быть:

    Например – исполнение роли мастера п/о во время показа приемов выполнения данного упражнения. После показа приемов упражнения мастером п/о, студентам предлагается выполнить роль мастера и повторно показать изученный прием. Такой способ можно использовать в двух случаях: когда кто-то из студентов не понял, как выполнить прием (в таком случае роль мастера поручается студенту, успешно освоившему упражнение), либо когда необходимо активизировать так называемого «слабого» студента (в таком случае роль мастера поручается этому студенту).

Одним из способов формирования навыков самоконтроля и взаимоконтроля, развития адекватной самооценки, воспитания взаимопомощи является выполнение студентами роли мастера п/о во время заключительного инструктажа, по окончании работы студенты проверяют качество выполненного задания, сравнивая с эталоном; в случае неуверенности правильности выполнения обращаются к студенту – «мастеру». Роль мастера во время заключительного инструктажа могут выполнять несколько так называемых «сильных» студентов.

    Организация работы в парах (наставничество) во время текущего инструктажа. Одной из причин использования этого способа организации студентов является то, что «человек» обучается лучше всего не тогда, когда он учится, а когда обучает.

Поэтому, для успешного овладения различными приемами нарезания резьбы при обучении целесообразно закрепление «слабых» студентов за более сильными.

Такой способ повышает ответственность студента за качество выполняемой работы, способствует развитию самосознания, помогает преодолевать неуверенность, боязнь ошибки.

    Методика проведения основных этапов занятия по МДК.01.01 Слесарное дело и технические измерения на тему «Нарезание резьбы».

Организационная часть.

Здравствуйте, ребята. Мастер заслушивает доклад дежурного об отсутствующих на занятии, проверяет внешний вид и готовность обучающихся к занятию, интересуется, нет ли больных.

Вводный инструктаж.

Мастер сообщает тему и цель урока.

С целью проверки опорных знаний по теме мастер проводит актуализацию знаний:

а) фронтальный опрос с места (см. ход урока);

б) выдаёт тестовые задания (время выполнения-5минут).

Прежде чем перейти к показу приёмов выполнения нарезания резьбы мастер рассматривает образование и классификацию резьб.

Резьба представляет собой винтовую канавку определенного профиля, прорезанную на цилиндрической или конической поверхностях. На токарных станках ее выполняют посредством двух равномерных движений - вращения заготовки и поступательного перемещения режущего инструмента вдоль ее оси.

Применяемые резьбы можно разделить на ряд групп:
1) по расположению - на наружные и внутренние;
2) по назначению - на крепежные и ходовые;
3) по форме исходной поверхности - на цилиндрические и конические;
4) по направлению - на правые и левые;
5) по форме профиля - на треугольные, прямоугольные, трапецеидальные, круглые;
6) по числу заходов - на одно и многозаходные.
Крепежные резьбы чаще всего имеют треугольный профиль.
Они используются для соединения различных деталей.

Ходовые резьбы служат для преобразования вращательного движения в поступательное. К ним относятся резьбы с трапецеидальным и реже прямоугольным профилем.
Конические резьбы обеспечивают высокую герметичность соединения и поэтому применяются в местах, находящихся под повышенным давлением жидкостей и газов.
У правых резьб винтовая канавка имеет направление по ходу часовой стрелки (если смотреть с торца детали), у левых - наоборот.

Однозаходными называются резьбы, имеющие одну винтовую канавку. В многозаходных резьбах выполнено несколько параллельных винтовых канавок, равномерно расположенных по окружности. Число заходов резьбы можно определить по количеству начал винтовых канавок на торце детали.

М12х1,5 – 6Н

где буква М-резьба метрическая,

12 – номинальный диаметр резьбы,

6 – класс точности,

g – поле допуска и резьба наружная,

Н - поле допуска и резьба внутренняя,

1,5 – шаг резьбы,

L – резьба левая.

Затем мастер объясняет обучающимся как правильно подобрать диаметр стержня под наружную резьбу используя таблицы справочников или запомнив правило: диаметр стержня должен быть меньше номинального диаметра резьбы на 0,1- 0,2мм. Например для резьбы М12-6g диаметр стержня должен быть 11,8мм.

Для определения диаметра сверла под внутреннюю резьбу используют таблицы справочников или формулу:

Д св. = Д р. – Р,

где Д св. - диаметр сверла;

Д р. – номинальный диаметр резьбы;

Р – шаг резьбы.

Например:

М12х1,5 – 6Н

Д св. = 12 – 1,5 = 8,5мм,

т.е. в данном случае необходимо сверло диаметром 8,5мм.

При нарезании резьбы в глухих отверстиях необходимо учитывать то, что у метчика имеется заборная часть и если сверлить отверстие на длину резьбы по чертежу нарезанная резьба по длине получится меньше. Поэтому отверстие необходимо сверлить больше на длину заборной части метчика.

Вот теперь, ребята, мы можем перейти к приёмам нарезания резьбы.

1. Нарезание наружной резьбы М12 -6g:

Берём стержень диаметром 11,8мм и крепим его вертикально в тисках на длину нарезаемой резьбы;

Подбираем плашку М12 – 6g , крепим её в вороток;

Напильником снимаем на стержне фаску;

Стержень смазываем машинным маслом;

На стержень накладывают закреплённую в воротке плашку и с небольшим нажимом вращают плашку так, чтобы она врезалась на 1-2 нитки, причём плашка должна находиться в строго горизонтальной плоскости;

Таким образом, нарезаем резьбу на всю длину;

2. Нарезание внутренней резьбы М12 -6Н:

Сверлим отверстие на сверлильном станке;

Зенковкой снимаем фаску;

Затем продолжают движение на 1 -2 оборота вправо и пол-оборота влево;

Нарезаем резьбу на всю длину,

Качество резьбы проверяем визуально и резьбовым калибром.

3. Нарезание внутренней резьбы М12 -6Н в глухом отверстии:

Подбираем сверло диаметром 8,25мм (резьба крупная – шаг резьбы 1,75мм);

Производим разметку согласно чертежу;

Сверлим отверстие на сверлильном станке на длину большую заборной части метчика;

Зенковкой снимаем фаску;

Деталь с просверленным отверстием крепим в тисках;

Подбираем набор метчиков М12 – 6Н (№1 и №2);

Смазываем отверстие машинным маслом;

В отверстие вставляем метчик №1 и устанавливаем на него вороток;

Вращаем метчик вправо на 2-3 оборота, при этом метчик должен быть строго в вертикальной плоскости (используем угольник);

Затем продолжают движение на 1 -2 оборота вправо и пол-оборота влево;

Нарезаем резьбу на всю длину, при этом периодически удаляем стружку из отверстия

(выворачивая полностью метчик);

Качество резьбы проверяем визуально и резьбовым калибром.

Далее мастер показывает возможные причины возникновения брака при нарезании резьбы: рваная резьба (тупой инструмент, перекос инструмента); тупая резьба (неправильно подобран инструмент по диаметру); неточный профиль резьбы (недостаточная длина заборного конуса, неправильная заточка инструмента); поломка метчика. Мастер показывает способы удаления поломанных метчиков.

Затем мастер разбирает технологический процесс изготовления деталей согласно чертежам (шпилька М5 -6g; гайка М12 – 6Н; деталь с глухим отверстием).

Мастер сообщает ребятам критерии оценок (см. приложение №4).

Перед началом выполнения самостоятельной работы мастер объясняет правила техники безопасности:

Запрещается удалять стружку рукой;

Сдувать стружку с детали;

Работать неисправным инструментом;

Соблюдать правила ТБ при работе на сверлильных станках.

Группа делится на 3 подгруппы и каждому обучающемуся выдаётся соответствующая заготовка, инструмент, инструкционно – технологическая карта и чертёж детали.

Текущий инструктаж.

В процессе выполнения самостоятельной работы мастер производит целевые обходы рабочих мест с целью проверки:

Правильности выполнения трудовых приёмов;

Соблюдение правил ТБ;

Правильности ведения самоконтроля;

Правильности соблюдения технических условий.

По мере завершения выполнения работы подгруппы меняются рабочими местами.

По завершении работы мастер производит приёмку и оценку выполненной работы.

Заключительный инструктаж.

Проводя заключительный инструктаж, мастер сообщает о выполнении цели урока, проводит анализ успешности выполнения работы каждым обучающимся, разбирает типичные ошибки и недостатки, пути их предупреждения и устранения. Анализирует выполнение обучающимися правил ТБ, организации труда, использования рабочего времени, сообщает оценки каждому обучающемуся согласно критериям оценки.

Выдаёт домашнее задание (Н.И.Макиенко Слесарное дело с основами материаловедения; стр.353 – 378.)

    Проект урока учебной практики (производственного обучения)

Профессия: 23.01.03 Автомеханик

Мастер п/о: Л.Ю.Макарова

Тема программы: Нарезание резьбы.

Тема урока : Нарезание наружной резьбы, нарезание внутренней резьбы в сквозном и глухих отверстиях.

Цель урока:

– научить правильно подбирать диаметр стержня под нарезание наружной резьбы и нарезать резьбу на выбранном стержне; научить подбирать сверла под внутреннюю резьбу и в просверленном отверстии нарезать резьбу, способствовать совершенствованию методов нарезания резьбы;

Способствовать развитию познавательной активности обучающихся, самоконтроля, умений аргументировать свой выбор методов работы;

Способствовать формированию и развитию личности обучающихся, совершенствованию умений работы в коллективе, воспитывать бережное отношение к оборудованию, инструменту, сырью.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: репродуктивный

Межпредметные связи : «Слесарное дело», «Материаловедение», «Черчение», «Технические измерения».

Квалификационные требования

Должен знать: виды и назначения резьбы. Инструменты и оснастку для нарезания резьбы. Правила техники безопасности.

Должен уметь : выбирать диаметр стержня под нарезаемую резьбу, выбирать сверла под внутреннюю резьбу, владеть соответствующими приемами и навыками нарезания резьбы, выявлять брак и по возможности устранять его.

Место проведения: учебно – производственная мастерская.

Используемые педагогические технологии : технологии развивающего обучения, информационно-коммуникационные технологии, здоровье сберегающие технологии.

Материально-техническое оснащение урока:

Плакат резьбонарезного инструмента, образцы деталей с резьбой, технологические карты, мультимедийный проектор, настольно и вертикально-сверлильные станки, слесарные верстаки, метчики, плашки, сверла, наждачная бумага, напильники, центроискатель, кернеры, молотки, циркули, чертилки, линейки, измерительный инструмент, тестовые карточки, машинное масло, кисточка, ветошь.

5. Структура и ход урока

I . Организационная часть (5 мин.)

1.Приветствие

2. Проверка явки обучающихся;

3. Проверка внешнего вида;

4. Готовность обучающихся к работе.

II . Вводный инструктаж. (35 мин.)

Целевая установка : сообщить тему и цель урока.

Повторение пройденного материала:

    Что означает такая надпись М20-6Н; М20-6е; М20х1,5; М20х1,5LH

    Что такое метчик?

    Что такое плашка?

    Из какого материала изготовляют резьбонарезные инструменты?

    Что такое шаг резьбы?

Проведение теста для закрепления пройденного материала.

Изложение нового материала:

    Демонстрация ролика по ремонту резьбы под свечу зажигания в головке блока цилиндров;

    Для нарезания резьбы на стержне (шпильке, болте) необходимо подобрать нужный диаметр стержня, плашку и, применив соответствующие приемы, нарезать резьбу (табличка с параметрами);

    Показать контроль качества резьбы, показать возможное возникновение брака и методы его устранения (показ ролика);

    Для нарезания внутренней резьбы в сквозных отверстиях необходимо: подобрать соответствующее сверло и метчик, сверлим отверстие на станке (соблюдая технику безопасности) и, применив соответствующие приемы, нарезаем резьбу. Контроль качества резьбы. Показ возможного брака и методы его устранения. Способы извлечения поломанного метчика из отверстия;

    Приемы нарезания внутренней резьбы в глухих отверстиях. Каким метчиком нарезать резьбу (с меньшей заборной частью). Чем измерять длину резьбы?

    Разобрать чертеж детали и технологический процесс изготовления, предостеречь от брака.

    Сообщить критерии оценок.

    Техника безопасности при нарезании резьбы.

    Выдача задания по подгруппам.

III . Текущий инструктаж. Самостоятельная работа. (5 часов)

Изготовление шпильки и нарезание на ней резьбы (I подгруппа)

Изготовление гайки и нарезание на ней резьбы (II подгруппа)

Нарезание резьбы в глухом отверстии (III подгруппа).

По мере изготовления деталей подгруппы меняются инструментом и изготовляют другие детали и, таким образом, каждая подгруппа должна изготовить по три детали.

Целевые обходы рабочих мест:

I – проверить содержание рабочих мест

II – проверить правильность выполнения трудовых приемов и соблюдение правил техники безопасности

III – проверить правильность ведения самоконтроля

IV – проверить правильность соблюдения технических условий. Произвести приемку и оценку работ.

IV . Заключительный инструктаж. (20 мин.)


Подведение итогов работы;

Сообщение оценки каждому обучающемуся;

Анализ наиболее характерных недочетов в работе;

Уборка рабочих мест;

Сообщение домашнего задания (Н.И. Макиенко «Слесарное дело с основами материаловедения» стр. 353-372)

    Список используемой литературы.

Основные источники:

1. Долгих А.И. и др. Слесарные работы. – М.ИНФРА, 2007 г. – 528 с.

2.В.А.Скакун Организация и методика профессионального обучения;-М. Форум-Инфра,2007г. – 335с.

3. Чумаченко Ю.Т. Автослесарь. – М.: Феникс, 2008 г. – 534 с.

4. Шишмарев В.Ю. Средства измерений. – М.: «Академия», 2009 г. – 320 с.

Дополнительные источники:

1.Косяченко А.П., Молчан И.А. Слесарное дело. – М: Издательство машиностроительной литературы, 1961 г. – 213 с.

2. Н.И.Макиенко Слесарное дело с основами материаловедения; -М.Высш.школа, 1974г.-464с.

3. Н.И.Макиенко Практические работы по слесарному делу.-М.Высш.школа,1987г.-192с.

4. Е.Э.Фельдштейн и др. Справочник сверловщика.-Мн.:Высш.школа,1986г.-336с.

Заключение

Рассмотренные подходы к организации обучения позволяют формировать у студентов устойчивые умения и навыки выполнения работ по нарезанию резьбы, развивать самостоятельность, профессиональные творческие способности, формировать необходимые для успешной деятельности личностные качества. Это, в свою очередь, обеспечивает включение обучающихся по профессии «Автомеханик» в производственную деятельность техникума.

Приложение 1

Тест

Резьба. Нарезание резьбы.

    Наибольший диаметр, измеренный по вершинам витков резьбы называется

a) шагом резьбы;

b) наружным диаметром резьбы;

c) внутренним диаметром резьбы.

    Если гайку навинченную на болт, повернуть на один оборот, то на какую величину она переместиться вдоль болта?

  1. на величину внутреннего диаметра;

c) на величину шага резьбы.

3. Как называются резьбы, применяемые для преобразования вращательного движения в поступательное (тиски, домкраты, станки)?

a) крепёжные;

b) ходовые.

4. Какой профиль имеет крепёжная резьба?

a) прямоугольный;

b) упорный;

c) круглый;

d) треугольный;

е) трапецевидный.

5. Как на чертеже изображают резьбу?

6. Что обозначает надпись М24х1,5 ?

a) резьба метровая, наружный диаметр 24 мм, внутренний диаметр 1,5 мм, правая;

b) резьба метрическая, наружный диаметр 24 мм, шаг резьбы 1,5 мм, правая;

c) резьба миллиметровая, внутренний диаметр 24 мм, шаг резьбы 1,5 мм, левая.

7. С помощью какого инструмента нарезается внутренняя резьба?

a) плашки и воротка;

b) плашки и метчика;

c) метчика и воротка;

d) плашки и плашкодержателя.

8. Какое назначение канавок на метчике и окон в плашке?

a) образуют режущие кромки и служат для выхода стружки;

b) для снижения веса инструмента;

c) для красоты.

10. Что обозначает надпись на хвостовике метчика М 12?

    метчик чистовой, для нарезания метрической резьбы наружным диаметром 12 мм;

    метчик черновой, для нарезания метрической резьбы наружным диаметром 12 мм;

с) метчик средний (получистовой), для нарезания метрической резьбы наружным диаметром 12 мм.

11. С какой целью плашку или метчик поворачивают на пол оборота назад?

a) чтобы обломать стружку, для облегчения процесса нарезания резьбы;

b) ускорить процесс нарезания резьбы.

12. Как правильно выбрать диаметр стержня или отверстия под резьбу?

a) должны быть равны внутреннему диаметру резьбы;

b) должны быть равны наружному диаметру резьбы;

c) немного меньше наружного диаметра резьбы (определить по таблице в справочнике).

Резьба. Нарезание резьбы.

Приложение 2

на изготовление шпильки М5-6 g

Технические

Оборудование и

инструмент

Замерить размер 90 -0.2 мм,

при необходимости довести до требуемого опиливанием заготовки

Размер 90 -0,2 мм

Слесарные тиски

Штангенциркуль

Напильник

вертикально на размер более15мм

(~18мм) над губками

Слесарные тиски

Снять фаску с торца заготовки 1x45 о

Напильник плоский

Замерить диаметр заготовки,при необходимости довести до требуемого(4,9мм)

Штангенциркуль

Наждачная бумага

Провести черту от торца заготовки на расстоянии 15мм

Чертилка

Трёхгранный напильник

Смазать стержень заготовке выступающий над тисками машинным маслом

Машинное масло

Кисточка

Нарезать резьбу

Длина резьбы 15мм

Плашка М5-6g

Протереть заготовку от масла,

убрать стружку

Проверить качество резьбы визуально и навернуть гайкуМ5-6Н

Гайка М5-6Н

Вынуть заготовку, перевернуть и зажать в тисках другим концом на высоту 28мм

Слесарные тиски

Повторить операции 3-9 для нарезания резьбы на длине 25мм

Длина резьбы 25мм

Напильник плоский

Чертилка

Трёхгранный напильник

Штангенциркуль

Наждачная бумага

Машинное масло

Кисточка

Плашка М5-6g

Гайка М5-6Н

Инструкционно – технологическая карта

на изготовление гайки М12-6Н

Последовательность и содержание

Технические

Оборудование и

инструмент

Разметить заготовку.

Полученный центр и углы шестигранника обозначить кернером.

Шестигранник

со стороной

размером 27 -0,2 мм.

Центроискатель

Установить заготовку в слесарные тиски

так, чтобы одна грань шестигранника была

на одном уровне с губками тисков и параллельно им

Слесарные тиски

Опилить выступающую часть заготовки до разметки

Напильник плоский

Повторить операции 2-3 для опиливания других 5-и граней

размер 27 -0,2 мм

Напильник плоский

Штангенциркуль

Снять заусенцы и острые кромки

Напильник плоский

Установить сверло в патрон сверлильного станка №1

Сверло диаметром 10,2мм

Станок сверлильный

Тиски машинные

Просверлить отверстие.

Извлечь заготовку.

диаметр 10,2мм

Станок сверлильный

Сверло диаметром 10,2мм

Установить сверло в патрон сверлильного станка №2

Сверло диаметром 13мм

Закрепить заготовку в машинных тисках

Тиски машинные

Снять фаску с двух сторон

Извлечь заготовку.

Сверло диаметром 13мм

Установить заготовку в слесарные тиски

Слесарные тиски

Смазать отверстие машинным маслом

Машинное масло

Кисточка

Нарезать резьбу метчиком №1

Метчик №1

Угольник

Нарезать резьбу метчиком №2

Метчик №2

Угольник

Извлечь заготовку.

Слесарные тиски

Контроль резьбы визуально и резьбовым калибром

Резьбовой калибр

Инструкционно – технологическая карта

нарезания резьбы в глухих отверстиях

Последовательность и содержание

выполнения задания

Технические

требования

Оборудование и

инструмент

Закрепить сверло диаметром 10,2мм в патроне сверлильного станка

Сверлильный станок

Сверло диаметром

Закрепить заготовку в машинных тисках

Тиски машинные

Просверлить отверстие

Извлечь заготовку

Диаметр10,2мм

Глубина-15мм

Сверлильный станок

Сверло диаметром

Штангенциркуль с глубиномером

Закрепить заготовку в слесарных тисках

Тиски слесарные

Смазать отверстие и метчик М12-6Н

машинным маслом

Масло машинное

Кисточка

Метчик М12-6Н

Нарезать резьбу

Длина-10мм

Метчик М12-6Н

Штангенциркуль с глубиномером

Контроль качества резьбы(визуально)

Резьбовой калибр

Приложение 3

Шпилька М5-6 g

Гайка М12-6Н

Приложение 4

Сводная ведомость

п / п

Фамилия, имя

студента

Работа с места

(1отв,-1балл)

Изготовление деталей

Нарушение

(- 2 бал.)

Итого

Шпилька

(мах.-5бал.)

Гайка

(мах.-6 бал.)

Глухое отверстие

(мах.- 4 бал.)

Критерии оценки:

15б – 5(отлично);

13б – 4(хорошо);

11б – 3(удовлетворительно).

Примечание:

несоблюдение линейных размеров - минус 1балл;

несоблюдение длины резьбы – минус 1балл;

несоответствие качества резьбы – минус 1-2 балла.

Учебное пособие для подготовки
рабочих на производстве

Практикум по слесарным работам

Требования безопасности труда при нарезании резьбы

Ручки воротков, плашкодержателей, клуппов и гаечных ключей должны иметь чистую гладкую поверхность. Запрещается пользоваться ключами и воротками с погнутыми рукоятками или рукоятками, имеющими зазубрины и заусенцы. Запрещается сдувать стружку или удалять ее пальцами. Для удаления стружки с тисков или резьбовых ниток необходимо пользоваться щеткой или ветошью. В процессе работы следует остерегаться ранения рук о заусенцы и выступающие острые кромки заготовок.

Изучить требования безопасности труда при работе ручными электрическими инструментами.

После работы с метчиков, плашек, воротков и клуппов необходимо тщательно смыть керосином вареное масло, протереть инструмент чистой сухой ветошью и смазать тонким слоем машинного масла.

Резьбонарезной инструмент необходимо хранить по комплектам в деревянных футлярах, а измерительный - в мягких футлярах. Отдельные нескомплектовэнные инструменты (клуппы, воротки) следует хранить в специальных пирамидах, а метчики - в специально высверленных отверстиях в деревянных брусках.



Loading...Loading...