Избирательный мутизм у детей коррекция. Мутизм у детей: элективный, избирательный, лечение, причины, симптомы, психотерапия

Элективный мутизм многие исследователи называют синдромом-болезнью. Недостаточная изученность и сложность этой аномалии развития нередко приводят к диагностическим ошибкам (например, постановке диагноза шизофрении или умственной отсталости) или оценке состояния как упрямства и симуляции и, как следствие, к избранию неадекватных лечебных, психологических и педагогических подходов. Во многих случаях нарушение речевого контакта в определённых социальных ситуациях расценивается как временное и самопроизвольно купирующееся. В случае затяжного или хронического элективного мутизма неправильное лечение или его отсутствие нередко приводят к тяжёлым формам школьной, а также социальной дезадаптации, в том числе при достижении человеком зрелого возраста. В связи с этим для назначения полноценного лечения особую важность приобретает своевременное установление психиатром точного диагноза. О клинических проявлениях этой патологии и опасностях её социального исхода должны быть осведомлены психологи детских учреждений, воспитатели и педагоги, являющиеся первой инстанцией на пути «молчаливого» ребёнка.

Синонимы

  • Селективный мутизм.
  • Избирательный мутизм.
  • Парциальный мутизм.
  • Добровольный мутизм.
  • Психогенный мутизм.
  • Ситуационно обусловленный мутизм.
  • Характерологический мутизм.
  • Речевая фобия.
  • Немота при сохранном слухе.

Эпидемиология

Элективный мутизм расценивают как сравнительно редкое явление, распространённость которого среди детей и подростков, по официальным данным, составляет 0,02-0,2%. Имеются сведения о том, что у детей, начавших обучение в школе, непродолжительный элективный мутизм возникает значительно чаще (0,72%).

Что вызывает элективный мутизм?

Элективный мутизм, как правило, имеет психогенное происхождение, связан со сверхценным отношением к определённой ситуации и выражен в регрессивной реакции на разлуку с родными, обиду, ощущение собственной несостоятельности, имеющей чаще всего форму пассивного протеста. Для подобной девиации может быть характерен истерический механизм, позволяющий развиться реакции типа «мнимой смерти». Элективный мутизм способен также принять форму навязчивого страха обнаружить свою речевую или интеллектуальную недостаточность.

Механизм развития

Признаки избирательной немоты проявляются ещё в дошкольном возрасте, но не расцениваются близкими как болезненное явление, поскольку ребёнок большую часть времени проводит в семье, а его молчание с посторонними и вне дома трактуется как чрезмерная застенчивость. Проявления элективного мутизма становятся очевидными в начале школьного обучения, когда молчание в определённых ситуациях быстро создает предпосылки для дезадаптации. Элективный мутизм имеет тенденцию к длительному течению, продолжаясь от нескольких месяцев до нескольких лет. Самопроизвольное исчезновение элективного мутизма - явление крайне редкое. В большинстве случаев при отсутствии целенаправленного лечения болезненные проявления растягиваются на все школьные годы, сопровождаются страхом межличностных контактов, лого- и социофобией и исчезают - полностью или частично - при изменении социальной ситуации, чаще всего при благоприятном психологическом климате в коллективе (на работе, в профессиональном учебном учреждении). Между тем большинство авторов отмечают в катамнезе людей, подверженных указанному синдрому, трудности социальной адаптации, связанные с неуверенностью и социальными страхами. При многолетнем элективном мутизме нередко возникают вторичные психогенные реакции на своё состояние, что приводит с годами к патологическому формированию личности, преимущественно по тормозимому и псевдошизоидному типу.

Классификация элективного мутизма

В зависимости от этиологического фактора выделяют следующие варианты элективного мутизма.

  • Элективный мутизм сверхценного поведения, связанный с негативным отношением ребёнка к определённому значимому лицу (например, учителю, воспитателю, отчиму, мачехе, врачу) или неприятному месту (детскому саду, школе, поликлинике).
  • Социофобический элективный мутизм, обусловленный боязнью ребёнка обнаружить свою интеллектуальную и речевую несостоятельность либо связанный с конституциональной сверхчувствительностью, в том числе непереносимостью новой обстановки и непривычного окружения.
  • Истерический элективный мутизм, основанный на неосознанном стремлении ребёнка при¬влечь к себе внимание, добиться выполнения своих желаний и освобождения от чрезмерных психических нагрузок.
  • Депрессивный элективный мутизм, выраженный в снижении витального тонуса, заторможенности в идеаторной и моторной сферах.
  • Элективный мутизм со смешанными механизмами.

По разным признакам элективный мутизм классифицируют как ситуационный, постоянный, элективный и тотальный, а по длительности - транзиторный и континуальный.

Заслуживает также внимания выделение следующих вариантов элективного мутизма.

  • Симбиотический элективный мутизм, в случае которого ребёнку свойственна симбиоти¬ческая связь с определённым лицом и подчинённо-манипулятивные отношения с другими участниками социального окружения.
  • Речевой фобический элективный мутизм со страхом услышать собственный голос и риту¬альным поведением.
  • Реактивный элективный мутизм с уходом в себя вследствие реактивной депрессии.
  • Пассивно-агрессивный элективный мутизм, который можно охарактеризовать как враж¬дебное использование немоты в качестве психологического оружия.

Клиническая картина элективного мутизма характеризуется отсутствием речевого контакта в определённой ситуации, чаще всего в условиях воспитательно¬образовательных учреждений (в школе, детском саду, интернате). Полная немота наблюдается в стенах школы в целом либо ограничивается только классным помещением, когда ребёнок не разговаривает ни с учителями, ни с одноклассниками. Иногда ребёнок молчит только в присутствии некоторых учителей или одного учителя/воспитателя, свободно и громко разговаривая с детьми. Проверка качества знаний в этих случаях проводится письменно через домашние задания, ответы на вопросы, рефераты. Зачастую дети с элективным мутизмом, избегая вербального контакта, охотно используют для коммуникации мимику и пантомимику. В других случаях дети замирают в присутствии определённых людей или всех посторонних, не разрешают к себе прикасаться, не смотрят в глаза собеседнику, держатся напряжённо, сидят, низко опустив голову и втянув её в плечи. Имеются случаи, когда ребёнок отказывается говорить в присутствии посторонних, поскольку ему представляется собственный голос «смешным», «странным», «неприятным». Значительно реже элективный мутизм распространяется не на образовательные учреждения, а, напротив, на семью: легко общаясь между собой, а также со взрослыми на улице и в школе, дети совсем не разговаривают дома с кем-то из членов семьи (с отчимом, мачехой, отцом, дедом).

Поведение девиантного ребёнка по сравнению с таковым нормальных сверстников настолько необычно и нелепо, что окружающие начинают подозревать психическое расстройство или интеллектуальную несостоятельность. Однако результаты психологического, дефектологического и медицинского обследований свидетельствуют о нормальном интеллекте и отсутствии психического заболевания у ребёнка, подверженного речевой фобии. Вместе с тем в анамнезе многих детей с подобным отклонением обнаруживаются задержка речевого развития, нарушение артикуляции или дизартрия. Дети могут проявлять застенчивость, тревожность, пассивность, чрезмерное упрямство, стремление манипулировать окружающими. Они, как правило, чрезмерно привязаны к матери и чувствуют себя несчастными при разлуке с ней. В условиях семьи и в детском коллективе некоторые из таких детей стеснительны и неразговорчивы, другие, напротив, очень общительны, болтливы, шумливы.

Элективный мутизм нередко дополнен отчетливыми невротическими расстройствами (энурезом, энкопрезом, фобиями, тиками), а также признаками депрессии преимущественно астеноадинамического типа.

Как распознать элективный мутизм?

Диагноз элективного мутизма может быть установлен при следующих условиях:

  • нормальном понимании обращённой речи;
  • достаточном для социального общения уровне экспрессивной речи:
  • способности ребёнка нормально разговаривать в некоторых ситуациях и использовании этой способности.

Элективный мутизм следует отличать от раннего детского аутизма, ранней детской шизофрении с регрессивно-кататоническими расстройствами и шизофрении с более поздним началом (в препубертатном и подростковом возрасте) с преимущественно кататонической, маниакальной и галлюцинаторно-бредовой симптоматикой, депрессивными состояниями психотического уровня, органическими заболеваниями головного мозга, реактивного и истерического мутизма.

В отличие от раннего детского аутизма, для которого свойственно отсутствие речевого контакта с окружающими, элективный мутизм характеризуется нарушением речевой коммуникации после периода нормального речевого общения, избирательным характером, связанным с определённой ситуацией, помещением или лицом. В случае элективного мутизма отсутствуют глубокая интровертированность и дисгармоничность психического развития, исключены также такие типичные для аутизма симптомы, как стереотипии, нелепые сверхценные увлечения и игры, вычурные страхи, тотальные нарушения поведения, мимики и моторики.

Необходимо отметить, что в некоторых случаях при ранней манифестации шизофренического процесса у ребёнка в рамках регрессивных или кататоно-регрессивных шумов после периода нормального психофизического развития исчезает речь. В данном случае, в отличие от элективного мутизма, отмечается яркая полиморфная продуктивная психопатологическая симптоматика, а регрессивные расстройства представлены не только полной или частичной утратой речи, её замедленным и необычным развитием после окончания приступа, но и другими регрессивными расстройствами: утратой навыков самообслуживания, опрятности, крайним упрощением и стереотипизацией игры, появлением архаичных симптомов.

При более позднем начале шизофрении и тяжёлых депрессивных приступах отсутствие или частичная утрата речи не является облигатным признаком, а лишь сопутствует выраженной продуктивной психопатологической симптоматике, что не позволяет в преобладающем большинстве случаев спутать эндогенное заболевание с невротической немотой.

Утрата речи при неврологических заболеваниях обусловлена органическим поражением базальных ганглиев, лобных долей или лимбической системы мозга, нарастает постепенно, сопровождается типичными для органического процесса симптомами и не представляет затруднений для дифференциальной диагностики.

В рамках аффективно-шоковой реакции спецификой мутизма являются его острое возникновение сразу же после психотравмы, тотальность, относительная кратковременность, а также отсутствие избирательности, выраженности панического страха, моторной заторможенности и соматовегетативных нарушений.

Наибольшие сложности представляет отграничение мутизма элективного от истерического. Общими признаками для этих двух вариантов являются механизмы возникновения, базирующиеся на принципе «условной желательности», психический инфантилизм, демонстративность поведения, воспитание по типу гиперопеки. Отличия состоят в особенностях личности. Ребёнок с элективным мутизмом старается быть незаметным, ему свойственны нерешительность, трудности межличностных контактов, застенчивость, пониженная самооценка, примитивность воображения. Дети с истерическим мутизмом, напротив, стремятся быть в центре внимания, склонны к пышному фантазированию, обладают неадекватно повышенной самооценкой, стремятся манипулировать окружающими. При истерическом неврозе мутизм, как правило, тотален, но быстро редуцируется в случае применения правильного психотерапевтического подхода.

Дифференциальная диагностика

Диагностика базируется преимущественно на клинических проявлениях состояния, в основном не требует дополнительных физикального обследования, лабораторных и инструментальных исследований, за исключением подозрений на органическое заболевание головного мозга и снижение слуха. В подобных случаях необходимо углублённое обследование:

  • педиатром;
  • неврологом; 
  • психологом;
  • логопедом;
  • психотерапевтом;
  • окулистом;
  • отоларингологом;
  • нейропсихологом;
  • сурдологом;
  • нейрохирургом.

Проводят также следующие исследования:

  • краниографию;
  • рентгенографию (скопию) органов грудной клетки;
  • ЭхоЭГ;

Методы лечения элективного мутизма

Психотерапия: семейная, индивидуальная, тренинги общения, игротерапия, арт-терапия, интегративная (когнитивно-аналитическая, суггестивно-бихевиоральная) психотерапия.

Медикаментозное лечение (при необходимости оно не является обязательным и назначается с учётом тяжести клинической картины и глубины школьной и социальной адаптации):

  • транквилизаторы - хлордиазепоксид, диазепам, оксазепам и в небольших дозах феназепам;.
  • ноотропы: пирацетам, гопантеновая кислота, ацетиламиноянтарная кислота, аминофенилмасляная кислота, пиритинол, полипептиды коры головного мозга скота и др.;
  • тимоаналептики: сульпирид до 100 мг/сут, алимемазин до 10 мг/сут;
  • мягкие нейролептики противотревожного действия: тиоридазин до 20 мг/сут;
  • антидепрессанты: пипофезин до 50 мг/сут, амитриптилин до 37,5 мг/сут, пирлиндол до 37,5 мг/сут, мапротилин до 50 мг/сут, кломипрамин до 30 мг/ сут, имипрамин до 50 мг/сут.

Nav view search

Мутизм у детей

Иногда дети с нормальным физическим и психическим развитием не могут разговаривать, хотя физические дефекты и органические поражения у них не обнаруживаются. Таким детям неврологи ставят диагноз «детский мутизм». Эта болезнь-синдром изучена недостаточно и бывает редким явлением, распространенным среди маленьких детей и подростков.

Мутизм у детей часто принимают за шизофрению или умственную отсталость, или оценивают это состояние, как упрямство. При этом избираются неадекватные психологические, педагогические и лечебные подходы для лечения. Часто факт нарушения речевого контакта расценивают в разных социальных ситуациях как явление временное, что купируется самостоятельно. Однако настырный или хронический элективный мутизм при неправильном лечении или его отсутствии может привести к дезадаптации, как к школьной, так и социальной, включая и зрелый возраст человека. Чтобы назначить полноценное лечение важно своевременно установить точный диагноз.

Различают: селективный мутизм, избирательный мутизм у детей и парциальный, добровольный мутизм, ситуационно обусловленный и характерологический, речевую фобию, немоту при сохраненной слухе.

Причины детского мутизма

При постановке диагноза «мутизм», причины могут быть различными психологическими и рассматриваются индивидуально. Часто мутизм проявляется своеобразным и молчаливым протестом, направленным против всех и всего мира. Так ребенок выражает молчаливую агрессию, обусловленную неумением самовыразиться, рассказать всем о себе и изложить свои желания в устной форме. Такие дети порой просто не имеют пространства для того, чтобы выразить свою агрессию и другие сильные эмоции адекватно. Родители, воспитатели и няньки не позволяют детям словами демонстрировать эту агрессию. Поэтому, не имея подходящих слов для выражения, ребенок просто замыкается в себе и протестует молча.

Непонимание взрослых и недостаток внимания – весомые причины мутизма, так как ребенок не может правильно использовать свою речь, чтобы рассказать собеседнику о своем мироощущении и проблемах. Осознавая, что его не могут понять взрослые или сверстники, ребенок перестает делать попытки рассказывать о себе. Он выбирает позицию выжидания и изменения ситуации с надеждой, что его поймут. При этом ситуация усугубляется и приводит к погружению ребенка в свой собственный внутренний мир под названием детский мутизм.

Симптомы мутизма

Родителям сложно разобраться, что развивается мутизм у детей, симптомы могут проявляться:

  • Отказом разговаривать из-за гиперопеки родителей.
  • Молчанием в результате травмы: физической или эмоциональной, перенесенной в раннем возрасте.
  • Психическими расстройствами с задержкой начала речи или с проблемами артикуляции.
  • Появлением таких заболеваний, как энурез и энкопрез.
  • Частой сменой настроения, негативизмом и компульсивными чертами.
  • Нарушением поведения с агрессией в условиях дома, стеснительностью и молчаливостью вне дома.
  • Разговорчивостью с родственниками и друзьями и молчанием в школе или с незнакомыми. В результате этого дети плохо учатся, их обижают сверстники и не понимают взрослые, так как дети изъясняются жестами или междометиями: «хм», «угу», «ага».
  • Элективный мутизм — классификация

    Элективный мутизм у детей бывает нескольких вариантов и зависит от этиологического фактора:

  • Элективный мутизм и негативное поведение по отношению к определенному человеку или месту, которое ребенок не любит. Это могут быть учителя, воспитатели, неродные родители, врачи, детские дошкольные учреждения, школы и поликлиники.
  • Мутизм элективный социофобический проявляется при обнаружении ребенком собственной речевой и интеллектуальной несостоятельности, либо он возникает у конституционно сверхчувствительных детей, плохо переносящих новую обстановку или непривычное окружение.
  • Элективный истерический мутизм основан на неосознанном стремлении добиться привлечения к себе внимания и скорейшего выполнения своих капризов и желаний, на желании освободиться от чрезмерно-тяжелых психических нагрузок.
  • Элективный депрессивный мутизм выражается снижением витального тонуса, заторможенностью сфер: моторной и идеаторной.
  • Механизмы элективного мутизма могут быть смешанными и иметь разную классификацию: постоянную, ситуационную, элективную и тотальную с транзиторной или континуальной длительностью.

    Элективный мутизм констатируют в случае отсутствия речевого контакта в воспитательно-образовательных учреждениях в целом, либо только в помещении класса. Ребенок может не разговаривать со всеми или только с определенными учителями или детьми. Проверяют знания в таких случаях только письменно. Вместо вербального контакта дети применяют пантомимику и мимику, или могут замирать при определенных людях, «опускать» глаза и голову, втягивать ее в плечи, препятствовать физическому контакту. Часто мутизм распространяется только на родственников.

    Если сравнивать с ранним детским аутизмом, при котором отсутствует речевой контакт с окружающими, элективный мутизм характерен нарушением речевой коммуникации после нормального речевого общения. Его характер будет избирательный, связанный с определенным лицом, помещением или ситуаций. При элективном мутизме будут отсутствовать симптомы, типичные для аутизма: стереотипия с играми и нелепыми сверхценными увлечениями, тотальными нарушениями поведения на фоне вычурных страхов, мимики и моторики с учетом к этому глубокой интровертированности и дисгармоничного психического развития.

    Акинетический мутизм проявляется нарушениямиречевых и двигательных функций. Ребенок не будет разговаривать и отвечать на вопросы, вступать в контакт с окружающими при полном сознании. Это называют «бодрствующей комой». При этом он будет неподвижно лежать с открытыми глазами, устремленными в одну точку, но взгляд будет фиксироваться на предметах, что движутся. При резких раздражителях (болевых, световых или звуковых) произойдет ответная двигательная реакция. Этот вид мутизма возникает при поражении оральных отделов ствола мозга и лимбико-ретикулярной системы в активизирующих отделах. Причиной становятся черепно-мозговые травмы и опухолевый, воспалительный или сосудистый процессы.

    Тотальный мутизм констатируют при полном молчанииребенка в любой обстановке, со всеми окружающими его людьми. Причиной являются шизофрения и органические заболевания мозга головы. Часто проявляется при кататоническом синдроме и развивается в виде реактивного состояния в связи с аффективно-шоковой реакцией и истерическими состояниями.

    Выделяют элективный симбиотический мутизм с наличием симбиотической связи ребенка и определенного человека, и с подчиненно-манипулятивными отношениями ребенка с другими участниками социального окружения.

    При речевом фобическом элективном мутизме ребенок боится услышать свой голос, что характеризуется ритуальным поведением. При реактивном элективном мутизме ребенок погружается в себя по причине реактивной депрессии. При использовании немоты, как психологическое оружие, развивается элективный пассивно-агрессивный мутизм.

    Диагностика детского мутизма

    Дифференциальную углубленную диагностику выполняют логопеды, педиатры, неврологи и психологи, психотерапевты, окулисты, отоларингологи и нейропсихологии, сурдологи и нейрохирурги. Проводят и исследуют: краниографию, ЭКГ, рентгенографию (скопию) органов грудной клетки, МРТ, ЭЭГ, ЭхоЭГ, РЭГ.

    Лечение мутизма

    Если у ребенка выявлен мутизм, лечение назначают амбулаторное, кроме случаев, требующих лабораторно-инструментальных исследований и наблюдения в психиатрическом стационаре. Здесь выявляют специфические различия между текущим органическим или эндогенным заболеванием и элективным мутизмом. Также отличают детей с наличием глубокой школьной дезадаптации. Им предоставляют щадящее обучение в полустационаре психиатрической больницы.

    Лечением мутизма занимается психолог или психотерапевт с использованием сказок и игр, песочной и гипносуггестивной терапии для корректировки невроза, ставшего причиной патологии, исправления ситуации в семье и школе. Применяются поведенческие методики в группах. Предусмотрены поощрения ребенку при вступлении его в разговор. К лечению привлекают учителей и одноклассников после консультации педагогических психологов.

    При нарушениях артикуляции применяют речевую терапию, направленную на уменьшение смущения ребенка и обучение свободному общению с другими.

    Семейную терапию и тренинг навыков социальных включают в комплекс, который учит преодолевать проблемы социальных взаимоотношений. При наличии элективного мутизма и социальной фобии, используется для лечения СИОЗС (селективные ингибиторы обратного захвата серотонина).

    Лечение мутизма проводят с помощью:

    • Психотерапии: семейной, индивидуальной, интегравитивной (суггестивно-бихевиоральной, когнитивно-аналитической), тренингов общения, иглотерапии, арт-терапии.
    • Медикаментов с учетом клинической картины и глубины социальной и школьной адаптации: транквилизаторов (Диазепама, Хлордиазепоксида, Оксазепама и маленьких доз Феназепама).
    • Ноотропов: Пирацетама, кислот: Гопантеновой, Ацетилминоянтарной и Аминофенилмасляной, Пиритинола, полипептидов и иного.
    • Тимоакналептиков: Сульпирида или Алимемазина.
    • Мягких нейролептиков противотревожного действия, например, Тиоридазина.
    • Антидепрессантов: Амитриптилина, Пирлиндола, Пипофезина, Мапротилина, Имипрамина, Кломипрамина.
    • Препараты и дозировки назначаются индивидуально каждому больному.

      Цель лечения

      Лечение выполняют для того, чтобы купировать депрессивные и невротические расстройства, улучшить межличностные контакты, исключить общие расстройства развития: шизофрению со специфическими расстройствами развития речи, элективный транзиторный мутизм, связанный с тревожным расстройством из-за страха разлуки маленьких детей с родителями.

      nevroz-psixoz.com

      Элективный мутизм

      Элективный мутизм - это отдельный вид избирательного мутизма, когда человек разговаривает только с определёнными людьми, при определённых обстоятельствах и находясь в определённых условиях. Вопреки распространённому заблуждению, такой вид мутизма встречается и у взрослых и у детей. Только элективный мутизм у детей более заметен, а сами дети не обладают всеми правами взрослых. Взрослый может подобрать под такую особенность определённый вид работы, социальных отношений и получится, что он просто имеет право с теми общаться, а с теми не общаться вербально. Ребёнок же, который отказывается от общения со сверстниками и учителями, сразу признаётся проблематичным, поскольку это имеет непосредственное отношение к его обучению в школе. Поэтому достаточно быстро родителям настоятельно рекомендуют обратиться к специалистам.

      Суть проблемы и немного эпистолярного жанра

      У детей такое состояние обычно проявляется в возрасте ещё 3-5 лет. Это замечают ещё в детском саду, но чаще всего данный факт не влечет за собой никакой коррекции.

      Школьникам диагноз ставится в том случае, если избирательность в общении наблюдается более 6 месяцев, хотя в МКБ-10 указан срок в один месяц. Распространённость в среде детей у этого расстройства что-то около 3-8 на 10000. Иногда наблюдаются странные виды мутизма, которые не являются непосредственной психологической проблемой. К примеру, ребёнок из семьи иммигрантов попадает в школу, где никого не знает, а язык страны проживания понимает плохо. Он опасается, что над ним будут смеяться, что его не поймут и отказывается от общения. Однако это проходит уже через месяц. Достаточно ему увидеть доброжелательное к себе отношение и понять, что многие сверстники не против даже учить его тому, как говорить правильно, как от «молчанки» не остаётся и следа.

      Встречается и временный мутизм у детей, которые воспитывались с родителями и детский садик не посещали. Автор этих строк относится к таким детям. В первый класс я пошёл с багажом знаний на уровне третьего. Когда учительница спрашивала у меня, сколько будет 4+5, то я думал, что она смеётся. Говорил, конечно, но не понимал, зачем это нужно. Мои ответы всегда содержали слова «конечно», «разумеется». Мне было трудно сказать просто «4+10=14», поэтому я добавлял «ну конечно же». Сверстники виделись какими-то странными и непонятными. Я искренне не мог понять, почему они думают над такими простыми вещами. До явного мутизма не дошло, но сознание выработало стойкую «стену». Подошедшего на переменке и что-то говорящего сверстника я мог воспринимать в качестве одного из фоновых элементов среды, а издаваемые им звуки ничем не отличались от любого постороннего шума.

      В результате сознание лишается возможности отождествить речь собеседника с ним самим. Общаться пришлось бы не с другим первоклассником, а с отдельными, издаваемыми им звуками.

      Этот «эпистолярный жанр» приведён не для того, чтобы похвастаться своей детской гениальностью. Никакого подвига в том, чтобы изучить программу начальных классов в шесть лет нет. Объём информации, которая она содержит на самом деле мал. Само начальное школьное образование по большей части направлено на то, чтобы привить ребёнку навыки учиться и общаться. Выучить же таблицу умножения и понять роль скобок в математических формулах, как и значение переменных может и ребёнок шести лет. Правда, такое раннее развитие неизбежно порождает проблемы коммуникаций.

      Если бы автору когда-то пришлось работать с детьми, страдающими элективным мутизмом, то он оказался бы перед выбором. С одной стороны ребёнок имеет право не общаться с кем-то. С другой, как всегда в случае с срабатыванием психической защиты не так, как это нужно, она приносит больше вреда, чем пользы. В чём, собственно, проблема? В том, что ребёнок теряет способность приспосабливаться. А вернее так: он понимает, что приспосабливаться к среде нужно, но считает это слишком трудным или ненужным делом. Последнее из-за того, что мир детства - это жизнь на всём готовом.

      Без сомнения элективный мутизм представляет собой часть социально-тревожного расстройства, является одной из форм попыток построения системы самоидентификации. Чаще всего дети не говорят в школе, но вполне нормально общаются в семье. Только в редких случаях - наоборот. Общаются в школе, но молчат дома, иногда делая исключение только одному или двум родственникам. Всё дело в том, кого ребёнок воспринимает целостно и впускает в свой мир, а кого нет.

      Элективный мутизм, что это такое?

      Если кто-то задастся целью изучать не саму проблему, а отношение к ней, то увидит массу противоречащих сведений. В основном в качестве причин указываются:

    • сверхценное поведение , связанное с негативным отношением к месту, личности, коллективу;
    • социофобический эффект - тоже самое, но наоборот. Ребёнок боится показать свой низкий уровень развития интеллекта или самой речи;
    • истерический аспект - ребёнок стремится привлечь к себе внимание, создать имидж слабого, чтобы по отношению к нему был сформирован щадящий режим психических и других нагрузок;
    • депрессивное состояние - низкий витальный тонус, заторможенность.
    • Разумеется, возможно и рассмотрение комплексных причин. Выделяют ещё и такие причины, как страх услышать свой голос, уход в себя в силу реактивной депрессии, пассивно-агрессивную форму, когда молчание представляет собой способ враждебного отношения к окружающим.

      Отсюда и сложности с выработкой конкретных методик терапии. Сразу отметим, что в наиболее серьёзных формах детям с элективным мутизмом назначают препараты. Делать это нужно только в том случае, когда уровень социальной адаптации стал наиболее низким. Мы бы вообще этого не делали, или делали с учётом очень большого ряда факторов.

      Кто-то назначает хлордиазепоксид, диазепам, оксазепам и даже, хоть и в небольших дозах, феназепам. Это относится к тем случаям, когда ребёнок слишком взволнован от нахождения в школьной среде. Мы транквилизаторы просто не любим и в терапии стараемся избегать. В любом случае, если транквилизаторы, то в них нет никакого смысла, если ребёнок не получает никакой информации, у него не вырабатывается никаких навыков общения.

      Так же дают ноотропы, тимоаналептики, мягкие нейролептики противотревожного действия, антидепрессанты. Можно сказать, что используется весь арсенал психоактивных средств. Из него выбирается что-то уместное для данного случая и подбираются умеренные дозировки. Мнение автора - всё это имеет смысл, если состояние юного пациента мешает самой психотерапии: он слишком замкнут, построил слишком большую сверхценную идею и т. п. Нужно помнить, что лечение проводится амбулаторно, ребёнок посещает школу, и воздействие на его психику любых веществ может оказаться совершенно непредсказуемым.

      Элективный мутизм у детей: коррекция

      Знающие люди говорят, что проблема не так страшна, как кажется. Оговоримся, что при диагностировании нужно исключать отсталость в умственном развитии, детскую шизофрению, аутизм, возможные органические заболевания. В подавляющем большинстве случаев это не доставляет особого труда, поскольку другие расстройства или заболевания всегда имеют свои собственные симптомы.

      Применяют самые разные методики и подходы. Свои плоды дают семейная и индивидуальная психотерапия, тренинги общения, арт-терапия, игротерапия, интегративная психотерапия. Многим детям намного проще проиграть свои внутренние противоречия и страхи, представить их каким-то образом, даже создать увеличенные или уменьшенные проекции своих переживаний в виде каких-то образов.

      Практика показывает, что ребёнка гораздо сложнее научить использовать определённые методы в ходе жизни. К примеру, он не станет дышать каким-то образом, если его одолевают определённые чувства. Во многом это связано с тем, что рекомендации что-то изучить и использовать в ходе жизни дети воспринимают так же, как и школьные домашние задания. Ну и отношение соответствующее. Поэтому максимум внимания нужно уделять самим сеансам психотерапии, строить их на игре и всём том, что ребёнка может искренне заинтересовать.

      Дети вполне продуктивно относятся к обучающим беседам и довольно активно реагируют на элементы психоанализа. Конечно, им и слова такого знать не обязательно. Однако случай из практики. У первоклассника была явная социофибия с элементами мутизма. Не то, чтобы он негативно воспринимал школу или одноклассников, учителей. Просто необходимость пойти в первый класс вырвала его из привычного мира. Однажды это вызвало стресс, и справиться сам с ним он не мог. Это может показаться очень странным, но мальчик активнейшим образом помогал психотерапевту воссоздать картину этого первого стресса. Более того, он только и ждал, чтобы кто-то помог изменить ассоциации. Всё получилось достаточно успешно. В определённый момент он сам понял, что всё это время хотел оказаться в школе, но не мог побороть впечатления и устраивал скандалы перед каждым походом в школу.

      Родители были необычайно удивлены. Вдруг всё изменилось. Как будто проблем и не было. А работа оказалась до удивления простой. Мальчик в состоянии совсем мягкого транса представил себе свой страх. Потом попросил его больше не являться, и страх послушался. Иногда у детей можно поучиться. Взрослым сделать тоже самое намного труднее, а психика ребёнка ещё не обросла рамками множества ограничений и установок.

      У ребёнка мутизм: причины появления, признаки и лечение

      Мутизм у детей представляет собой полное отсутствие вокализации, иными словами – это отказ от речевой активности по различным причинам. В переводе «мутизм» означает «немой», что в полной мере отражает суть заболевания. Своевременное выявление проблемы ведет к быстрому выздоровлению посредством индивидуальной терапии. Данный синдром широко описан в психиатрии и неврологии, где описывается комплекс симптоматических и видовых характеристик данного нарушения.

      Зачастую дети крайне озадачивают своих родителей отказом от речи, вследствие чего родителям приходится обращаться к специалистам. Данное заболевание имеет уникальную природу: ребенок прекрасно понимает как речевую, так и письменную речь, не отстает в своем развитии, их личности не свойственна зацикленность на себе как при аутизме, а речевые отделы не имеют локальных функциональных нарушений, если болезнь не вызвана травматическим процессом. Зачастую недуг относят к невротическому комплексу, то есть истерическая направленность личности из-за диссонанса с окружающим миром выражается немотой.

      Что вызывает мутизм?

      Психологические причины такого явления крайне разнообразны, поэтому каждый пациент рассматривается и изучается в индивидуальном порядке. Чаще всего встречается так называемый «протест против всего мира» - молчание в такой ситуации становится формой выражения обиды или агрессии. Провоцировать такие чувства могут разнообразные факторы, но чаще всего это следствие:

      неумения находить общий язык с окружающими;

    • неспособности четко формулировать свои желания в устной форме.
    • У ребенка попросту нет отдельного пространства для свободного выражения столь негативных чувств, и он перестает произносить что-либо.

      В группе риска находятся застенчивые дети, дети, у которых сложная обстановка в семье, ребята с проблемами в артикуляции и когнитивной сфере, что вызывает у них некоторое смущение и т.д.

      Иногда в истоке проблемы стоит серьезное заболевание, и тогда мутизм выступает одним из элементов симптоматического комплекса. Немота ребенка может говорить о: поражениях головного мозга, развитии шизофрении или детского аутизма, сильном депрессивном состоянии.

      Симптоматический комплекс

      Говоря о симптомах данного недуга можно описать ряд дополнительных, так называемых прикладных проявлений, возникающих на почве молчания, что и выступает основным выражением болезни. Стоит отметить, что самая распространенная форма заболевания – это элективный мутизм, при котором вокализация не пропадает полностью, здесь ребенок может избирательно говорить, например, только с родителями . Среди остальных симптоматических проявлений могут присутствовать изменения таких сфер:

    • проблемы клинико-психиатрического характера . В рамках психогенных новообразований могут встречаться: частые депрессии, тревожные состояния, паталогическое состояние базального недоверия к миру, а так же страхи социального аспекта на уровне фобий, встречаются энурез, энкопрез, гиперактивность и нервные тики;
    • комплекс речевых нарушений . Здесь имеется в виду не молчание малыша, а уровень развития его речи. Диагностика осуществляется по стандартизированным подходам с использованием определенных методик, однако методы измерения развития речи подбираются индивидуально для каждого пациента. Все зависит от того сможет ли испытуемый общаться с врачом для оценки его вербальной активности и ее качественных особенностей. Если нет возможности проверить данный процесс посредством разговора, то для исследования принимаются записи голоса пациента в условиях его активного проявления, например, дома с родителями, исследование письменной речи, а так же батарея скрининговых методик для описания рецептивной речи;
    • интеллект. Невозможно говорить о полной сохранности интеллектуальной функции при различных нарушениях речи. Так же совершенно невозможно утверждать, что нарушения интеллекта будут локальными.
    • Исследования невербальными методологическими инструментами помогли выявить средний показатель IQ для больных данной категории – он составил 85 баллов. Исследования исключенной выборки, не имеющей аналогичного заболевания, показало средний шкальный результат в 100 баллов. Данные показатели не могут претендовать на абсолютный константный вид, однако принято считать как специфическую черту протекания мутизма заниженный уровень интеллекта у больных детей.

    • социализация. Процесс адаптации, в обществе усложненный недоверием к окружающим, как к ровесникам, так и к взрослым, выражается в ограничении вербального общения;
    • личность больного ребенка . Относительно типизации детей с данным недугом существует множество теоретических расхождений, описывающих различные личностные особенности и закономерности в выборке с данным контингентом.Обращаясь к личности можно явно фиксировать лишь нарушение волевой активности как психического процесса. Таким детям свойственна гиперволевая направленность, выражающаяся в категорическом нежелании поддерживать речевую активность с людьми не из доверенного круга.
    • Фотогалерея: дополнительные симптомы мутизма

      Специфика лечения мутизма у детей

      Для обследования и постановки диагноза следует обратиться к специалистам, а в данной ситуации компетентную помощь смогут оказать такие профильные врачи как:

      непосредственно терапевтическое вмешательство. На этом этапе прибегают к формированию у малышей навыков и стратегий социальной адаптации. Процесс осуществляется путем групповой и индивидуальной терапии, занятий с психологом (как самого ребенка, так и с его родителями). Терапевт прибегает к методам работы по устранению страха и фобий перед людьми, развивая социальную лабильность, что в дальнейшем позволит устанавливать социальные связи и вступать в ролевую среду;

    • работа родителей. Родителям необходимо так же участвовать в процессе социальной адаптации их ребенка и формирования у него желания говорить с окружающими. Это достигается путем поощрения речевых актов с другими людьми. Поощрения не обязательно должны быть материальными, зачастую это дополнительное оказание внимания и эмоциональное подкрепление, которое должно восприниматься ребенком как стимул;
    • работа окружающих. Если ребенок является членом школьного коллектива, то педагог и одноклассники ребенка получают определенные инструкции по особенностям взаимодействию с больным;
    • медикаментозное лечение. На самом деле данный этап не всегда необходим и к нему стараются особо не прибегать, однако, если терапия не оказывает должного результата, то врач назначает препаратную терапию. Здесь используют средства способствующие выработке серотонина - существуют данные о стопроцентной эффективности применения данных медикаментов.
    • Как преодолеть мутизм у детей

      Мутизм у детей - обратимое отсутствие речи (от «мutus» - молчание), причины которого разнообразны (стресс, травма, заболевание). В любом детском коллективе можно встретить «странного» ребёнка замкнутого, молчаливого, почти «немого». Дома ребёнок ведёт себя уверенно, прекрасно общается, чувствует себя довольно комфортно, привязан к своим близким. Но стоит оказаться в иной обстановке, как поведение в корне меняется.

      Малыш отказывается вступать в любые отношения с собеседником, уклоняется от разговоров, прикосновений, не желает играть с другими детьми. Подобная патология поведения называется «мутизм», что означает «временная немота».

    • последствия сильных стрессов (авария, смерть близкого человека, развод родителей);
    • неврологические расстройства, свойственные некоторым психическим заболеваниям (истерия, шизофрения);
    • наличие заболеваний, связанных с органическим поражением мозга (опухоли головного мозга, энцефалит, травма головы, гематома, последствия комы, острое нарушение мозгового кровообращения);
    • неправильное отношение родителей (гиперопека или непонимание).
    • Избирательный

      Избирательный мутизм часто диагностируют у детей, которые упорно не желают разговаривать с посторонними людьми. Ребёнок способен слышать, понимать и анализировать чужую речь, но не может преодолеть собственный психологический барьер и участвовать в разговоре.

      Элективный

      Элективный (он же селективный) или психогенный мутизм является тревожным расстройством. Дети хорошо чувствуют себя и нормально разговаривают в условиях, комфортных для них (дом, семья, друзья).

      Если же приходится менять привычную среду, дети перестают говорить и теряют навыки коммуникации. Ребёнок прямо-таки не может произнести ни слова (боязнь говорить), а не просто не хочет.

      Элективный мутизм может сохраняться и во взрослом возрасте, проявляясь в виде различных социофобий.


      Такое поведение чаще бывает у детей с лабильной нервной системой, особенностями характера в виде замкнутости, сопротивляемости, беспричинного беспокойства. Тревожные дети нуждаются в поддержке взрослых в экстремальных для них ситуациях.

      Элективный мутизм встречается в семьях с некомфортным психологическим климатом. Ряд специалистов считают данный вид мутизма проявлением невротического расстройства.

      У детей, кроме возникшей вдруг немоты, выражены симптомы депрессивных склонностей, ранимость, робость, впечатлительность. Особенно тяжело протекает заболевание в подростковом возрасте. Имеет свойство передаваться по роду.

      Элективный мутизм у детей случается при наличии таких особенностей характера:

    • молчаливость;
    • склонность к изоляции от окружающих;
    • кажущееся равнодушие быстро перерастающее в агрессию;
    • тревога при обращении к нему лично;
    • задержка умственного развития;
    • нарушения или дефекты речевого развития;
    • острая реакция на смену обстановки, переезд, смену окружения.

    • Во взрослом возрасте при отсутствии лечения у таких больных могут быть сдвиги в поведении в виде:

    • отсутствия эмоциональных контактов с людьми;
    • погружённость « в себя»;
    • отсутствие потребности в общении;
    • упоминание о себе с использование вычурных слов, выражений, местоимений глаголов в неуместных формах (во втором или третьем лице).
    • Истерический

      Истерическому мутизму характерно наличие острого пареза вербальных проявлений. Ребёнок сохраняет возможность общаться через жесты, мимику, письмо (артикуляционная функция).

      Иногда малыш издает мычание или другие нечленораздельные звуки. Но даже говорить шёпотом он не может. Часто истерический мутизм у детей сочетается с другими невротическими заболеваниями (энкопрез, энурез).

      Сурдомутизм

      Сурдомутизм (или временное отсутствие слуха) может проявиться после стресса или травмы у ребёнка, однако поражение центральной нервной системы отсутствует.

      Акинетический

      Акинетический мутизм возникает при наличии изменений в тканях мозга (травма, опухоль). Симптомы указывают на наличие системного торможения психической активности ребёнка. Все просьбы выполняются с длительным промедлением, у ребёнка отсутствует речь и двигательная активность.

      Апаллический

      Апаллический синдром аналогичен акинетическому, но имеет более тяжёлые проявления и последствия. Апаллический вид мутизма называется «бодрствующая кома» и редко заканчивается полным выздоровлением.

      Для всех видов мутизма характерны симптомы:

    • отсутствие речи при определённых обстоятельствах;
    • наличие ясного сознания и трезвой оценки происходящего;
    • сохранение эмоциональной окраски;
    • сохранение активных двигательных функций;
    • внешняя реакция на негативные моменты и болевые раздражители.
    • Медикаментозная терапия не является основной при мутизме. Назначать транквилизаторы без особой необходимости детям не рекомендуется. Если же препараты всё же применялись, то отменять их следует постепенно, предупреждая развитие зависимости у ребёнка.

      Современная медицина разрабатывает применение новых методик (селективные ингибиторы серотонина), лечение которыми минимизирует побочные эффекты.

      Психотерапия

      Лечение мутизма проводится специалистами: психолог, психиатр, психотерапевт, логопед. Детям лечение мутизма назначается с использованием «мультимодального подхода», семейной, поведенческой и индивидуальной терапии.

      Селективный мутизм лечится специалистами с учётом причины заболевания. Поражения центральной нервной системы при акинетическом мутизме лечатся сложно, а прогноз не всегда оптимистичный.

      Лечение психологом при избирательном мутизме основывается на поведенческой методике путём налаживания общения со сверстниками и с незнакомыми людьми.

      Часто проблема заболевания идёт со школы, поэтому школьному психологу важно использовать помощь учителей и одноклассников ребёнка. Ребёнка обучают элементарному поведению и умению говорить в больших группах людей (класс, компания друзей).

      Если избирательный мутизм вызван психологической травмой, лечение состоит в помощи по осознанию истинности происходящего, психолог помогает принять и смириться с ситуацией, а иногда - поменять обстановку. Логопед может устранить проблемы артикуляции и восстановить нормальную речь ребёнка.

      Прогноз при любой разновидности мутизма зависит от множества факторов: длительность заболевания, деформация личности ребёнка, его личностных качеств.

      Если мутизм возник при поступлении ребёнка в школу, то недуг обычно имеет преходящий характер и проходит через 6-12 месяцев. Часто в средних классах это состояние проходит. Однако иногда имеются поведенческие отклонения у ребёнка и через много лет(5-10) после заболевания.

      Важно начать лечение любого вида мутизма вовремя, ведь упущенное время может сослужить злую службу и привести к осложнениям, когда заболевание приобретает стойкий характер и чревато множеством отклонений во взрослом возрасте (социофобии, неврозы, навязчивые состояния, психические расстройства).

      Мутизм: «и на устах его печать», или почему молчишь? Язык, что ль, проглотил?!

      Говорение, речь, разговор – одно из любимейших занятий человека, ибо является одним из способов выразить себя.

      Но это ещё и совершенно необходимый для жизни атрибут, ведь кто же рискнёт «проворачивать дела» в одиночку, без компании единомышленников? А чтобы её собрать, нужно бросить клич типа: пролетарии всех стран… или подобный.

      Но, как сказал Козьма Прутков: если у тебя есть фонтан – заткни его, дай отдохнуть и фонтану!

      Действительно, нас окружает такое изобилие речи не только письменной, но и устной, что ухо просто приходит в изнеможение как от своего, так и чужого многословия.

      Поэтому сейчас на любом аппарате – кроме холодильника и мясорубки – есть кнопка mute – отключение звука или режим молчания. Выражаясь грубо, это: заткнитесь все, я никого больше не хочу слышать!

      «Кнопка» «заткнуться» есть и в личности-психике человека – и по той или иной причине она нажимается. Иногда.

      И тогда развивается мутизм.

      О мутизме всерьез и своими словами

      Традиционно считается: мутизм – или молчание, немота – это «запрет себе говорить». Запрет на словесное самовыражение. На самом деле феномен имеет два аспекта:

      1. Первый : мутизм – это мера по предотвращению вторжения в психику личности извне.
      2. Второй – это максимально возможная изоляция личности от внешнего мира внутри ей же самой определённых рубежей. Строжайшее «вето», наложенное личностью на саму себя, запрет на пересечение ей её же собственных внешних границ.

      Чем же может быть оправдана столь жестокая мера?

      Мутизм – не просто запрет на выражение себя словами, это глубоко оправданный подсознательный акт спасения мира от сил, что таятся внутри содержащейся под «домашним арестом» личности. От сил, которые нельзя выпускать на свободу.

      Это те самые пресловутые черти, что живут во внешне тихом омуте.

      Как установили учёные, энергии, содержащейся во внутренних электронных и иных связях живого организма одного человека, достаточно для освещения небольшого города в течение нескольких суток. Весь вопрос в том, как ей грамотно распорядиться.

      Если ей распоряжаются «никак», появляются те самые «дети-поджигатели» – пирокинетики, что способны воспламенить и мгновенно сжечь не нравящийся им предмет дотла одним только своим взглядом. И это далеко не единственный феномен огромной разрушительной силы человека.

      Мутизм, возникающий по той или иной причине – независимо от того, ли это или «рука судьбы»-карма – это всегда знак: выход в город воспрещён – опасно!

      Опасно как для «города» – мира, в котором мы живём, так и для самого могущего в него выйти. Опасно так же, как те десять дней, что до сих пор продолжают сотрясать мир.

      Внешне же эта ликвидированная опасность выглядит для родителей как досадное нежелание ребенка говорить. Ибо мутизм развивается, по большей части, у детей.

      Об истинных причинах психологической немоты

      Среди причин, приводящих к мутизму у детей, пальма первенства почти всегда принадлежит психопатологическим отклонениям в виде:

      • отставания психического развития;
      • аутизма;
      • шизофрении;
      • депрессивного расстройства.

      Второе место законно принадлежит наследственной предрасположенности и обстоятельствам окружающей среды, имеющим характер:

      Помимо особенностей тонкой душевной организации, мутизм у взрослых развивается по причине:

      • последствий перенесенной комы;
      • расстройств кровоснабжения головного мозга либо его соматического заболевания ( либо );
      • тяжёлого стресса либо психической травмы;
      • психического расстройства (депрессии, шизофрении).

      Категории мутизма и его особенности у детей

      Детский мутизм, развивающийся в возрастных рамках 3-9 лет, характеризуется в типичных случаях:

      • упорной, продолжающейся не менее одного месяца, немотой – отказом от речевого контакта;
      • полным сохранением сознания при одновременном отсутствии расстройств работы голосового аппарата;
      • неспособностью к речи в волнующих ситуациях либо её избирательностью (в соответствии с конкретной ситуацией либо при общении с людьми определённого круга);
      • сохранением возможности сформулировать и выразить мысль, не прибегая к устной речи (используя невербальные методы общения: письмо, жестикуляцию).

      Разделение феномена на категории обосновывается как возможной его причиной, так и типичными проявлениями.

      Так, психогенная его разновидность, зиждущаяся на психической травме психогенного психоза, имеет следующие градации мутизма:

      • истерический;
      • логофобический;
      • смешанный.

      При истерическом варианте речь пропадает вследствие наступления резкого психического шока, занять данное расстройство может период от 3-5 секунд до пары дней и недель, — присуще женщинам и детям с особо чувствительной психикой.

      Вариант логофобического мутизма продиктован страхом слышать собственную речь; наблюдается по большей части у слабоуспевающих школьников, отличается не всегда благоприятным прогнозом и большой зависимостью от особенностей личности-носителя.

      Развитие патологического состояния у детей робких и пугливых, с болезненной привязкой к родителям и дому, вызывающее немоту при попадании в незнакомую обстановку и окружение (детский коллектив), носит название патохарактерологического мутизма, относимого к элективной категории.

      Согласно другой классификации, мутизм может быть:

      • селективный (элективный) , проявляющийся в потере дара речи в пугающей и напряжённой ситуации;
      • акинетический , который характеризуется двигательно-речевыми расстройствами;
      • апалический , вызывающий состояние безучастности, подобное состоянию находящегося в коме человека с полным отсутствием реакции на раздражения, исходящие из внешнего мира;
      • и избирательный мутизм — упорный отказ от общения и разговора с незнакомыми людьми или же в их присутствии.

      Классической картиной развития мутизма у детей является ситуация отрыва от семьи с помещением в новое социальное окружение, воспринимаемое, как предательство родителями и вызывающее нежелание говорить – форму молчаливого протеста против
      сложившейся ситуации и её «виновников».

      Поставить диагноз — как это сделать правильно и быстро?

      Явление мутизма чрезвычайно трудно отделить от другой психопатологии именно ввиду детского возраста, когда затруднение вызывает вопрос: истинное ли это заболевание, каприз упёртого – упрямого ребёнка либо отставание его в умственном развитии?

      Переходу синдрома в затяжное и хроническое течение часто способствуют сами родители чада, ждущие, что оно «перерастёт» свою немоту, а пока «просто стесняется говорить».

      Для установления истины необходим сбор сведений обо всей предшествующей жизни ребёнка, включая:

      • особенности течения внутриутробного периода;
      • перенесённые беременной матерью потрясения и сотрясения (психические и физические травмы);
      • реакцию ребёнка на прививки;
      • особенности динамики его развития.

      Особое внимание уделяется страхам и фобиям, которые присущи конкретному ребенку: боязнь темноты, пребывания в одиночестве, паническому страху наказания за совершённую провинность, ибо чувство вины у такого ребёнка часто бывает совершенно несоизмеримо с применённым методом наказания.

      В случае же наличия другой, сопутствующей патологии психики и личности, задача врача-диагноста ещё более усложняется – ошибка в диагнозе чревата потерей драгоценного времени и отсрочиванием лечения истинной причины мутизма.

      Помимо наблюдения за психикой пациента, необходимо ещё и исследование органа, определяющего её стратегию и тактику – головного мозга. Не менее важное внимание должно быть уделено и изучению общего физического развития организма.

      Поскольку речь идёт о диагностике невроза (либо психического расстройства), на помощь врачу должны прийти лабораторные и инструментальные методы исследования:

      Уместны и иные, приличествующие моменту методы «расследования», часто похожего на криминальную загадку случая и привлечение к нему других специалистов.

      Чем помочь мутисту?

      Процесс напоминает анекдот: класс опоздал на урок. Удивлённая учительница обратилась с вопросом к каждому, и была удивлена ещё больше, когда узнала, что старушке помогали перейти улицу всем классом. Где здесь смеяться? Дело в том, что переходить улицу она категорически не хотела!

      Состояние мутизма как у ребёнка, так и у взрослого часто продиктовано чувством страха, обиды и «предательства», а сама патология является местью «обидчикам» за причинённый моральный и психический ущерб. И предаётся этой мести мутист с ожесточённым упоением.

      Поэтому «старушку» зачастую приходится «переводить через улицу» «всем классом». И хороши здесь все средства, способные помочь.

      Лечение мутизма – это комплекс искусно сочетаемых психотерапевтических и медикаментозных воздействий, оказываемых как в условиях амбулатории, так и стационарно. После постижения причины, породившей явление мутизма, её устраняют.

      Во взрослом возрасте это может быть ликвидация либо хирургическое иссечение , влияющей на работу головного мозга, ведущие к исцелению от акинетической и апалической модификации мутизма.

      В случае психиатрического заболевания, приводящего к возникновению немоты, уместным является применение «развязывающих язык» антипсихотических и иных, специально применяемых, препаратов:

      • средств бензодиазепинового ряда;
      • селективных ингибиторов обратного захвата серотонина.

      Для регуляции работы сосудов, обеспечивающих головной мозг питанием, и усиления обмена веществ в его тканях используются медикаменты:

      • спазмолитического;
      • обезболивающего;
      • седативного действия;
      • препараты- .

      Оказание пациенту психологической помощи (в случае избирательного мутизма) заключается:

      • в проведении бесед, отвлекающих его от проживания психотравмирующей ситуации, такой, как авиакатастрофа либо неизлечимое заболевание у близкого родственника;
      • в работе с , обучении действиям по преодолению стрессовых ситуаций, овладении навыками социального общения;
      • в коррекции мимики и тому подобных мерах.

      Помимо медикаментозной терапии и психологической помощи применяются дополнительные методики в виде:

      • дыхательных упражнений;
      • массажа;
      • лечебно-коректирующей гимнастики;
      • фототерапии.

      Необходимым является также привитие социальных навыков.

      В случае, когда больной-мутист прикован к постели, производятся мероприятия, обеспечивающие тщательный уход за кожей, полостью рта и органами дыхания, а также питание (при необходимости зондовое либо парентеральное).

      Последствия и профилактика

      К вопросу осложнений и последствий относятся трудности социально-бытовой и трудовой адаптации вследствие отсутствия речи.

      Предотвращение развития мутизма у ребёнка заключается в ведении правильного, здорового образа жизни, преимущества которого доказываются личным примером родителей.

      В случае развития заболевания у взрослого человека необходимо создание здоровой морально-психологической обстановки в доме и оказание помощи больному в постепенной адаптации к новым жизненным реалиям.

      Расстройству необходимо помешать развиваться дальше, обратившись в вызывающих сомнение случаях к детскому психологу (психоневрологу). Разобраться, что собой представляет возникшее расстройство: невроз либо дебют шизофрении – прерогатива врача-специалиста.

      Только как можно более раннее обращение за врачебной помощью позволяет раньше поставить точный диагноз и как можно быстрее (ещё на стадии синдрома) начать врачевание недуга. В противном случае ситуация способна сформировать устойчивое извращение характера со множеством проблем в будущем.

      Прогноз состояния является благоприятным (кроме вариантов тяжёлой психической патологии и органических расстройств работы мозга).

      Термин «элективный мутизм» переводится как «избирательное молчание». Встречается этот феномен у детей старше 5 лет, вернее, с этой проблемой обращаются к врачу в этом возрасте. Начинается это расстройство примерно в 3 года, и только иногда позже. Это отказ от речи в определенных обстоятельствах при полном понимании того, что происходит вокруг.

      Элективный мутизм называют еще селективным, избирательным, выделяя типичные ситуации. В МКБ-10 этому явлению соответствует раздел F94.0, входящий в главу 10 «Поведенческие и эмоциональные расстройства, начинающиеся в детском и подростковом возрасте».

      Отдельно указано, что селективный мутизм не включает случаи, когда есть общие нарушения психологического развития, расстройства речи и языка (расстройство артикуляции, потеря слуха, умственная отсталость, последствия повреждения мозга), состояние разлуки у малышей и шизофрению. Таким образом, элективный мутизм – это состояние, при котором нормальный во всех отношениях ребенок отказывается говорить в каких-то особых ситуациях, хотя он отлично пользуется речью в другой обстановке. К врачу обращаются тогда, когда избирательное молчание нарушает социальную адаптацию. Обидно, что к моменту обращения дети избегают общения в некоторых ситуациях уже около 2-х лет. Это состояние нужно лечить, чтобы не было проблем во взрослой жизни.

      Критерии диагностики

      Элективный мутизм – явление редкое, его частота находится в пределах десятых долей процента (до 0,2%). Девочки болеют чаще.

      Для того чтобы выставить такой диагноз, расстройство у ребенка должно соответствовать определенным критериям:

      Ребенок может свободно общаться дома с родными или на улице с друзьями, но полностью замолкать при приближении к школе, кружку, секции или неприятному для него взрослому.

      Несомненно, такая реакция относится к тревожной. Элективный мутизм – возможность для ребенка предотвратить вторжение в собственную личность или изолировать себя от ситуаций, который для него непереносимы.


      Кто в группе риска?

      Чтобы возник элективный мутизм, должны сойтись 2 фактора: генетически обусловленные особенности поведения и эмоционально агрессивная среда обитания.

      Бывают семьи, в которых на протяжении многих поколений встречаются тревожность и излишняя застенчивость, неуверенность в себе. Ребенок, родившийся в такой семье, даже при изначально устойчивой нервной системе поневоле перенимает от взрослых паттерны (шаблон, образец, модель) патологического реагирования. Такой малыш по умолчанию боится всего нового – контактов, впечатлений, достижений.

      Если для родителей дом представляется тихой гаванью, из которой нужно выходить в мир лишь в случае острой необходимости, если редко бывают гости, а выезды на пикники или концерты бывают в качестве исключения, то не следует ждать от малыша особого стремления к общению с кем бы то ни было.

      Ребенок, общающийся в начале жизни с двумя-тремя взрослыми и постоянно сидящий дома, воспринимает замкнутость как норму. Любое посягательство на эту «норму» будет вызывать у него тревогу или неприятие, отторжение враждебного мира.

      Другая проблема – отсутствие семейной любви к ребенку, его внутренняя изоляция среди самых родных. Дети от прошлых браков и случайных отцов часто страдают именно от того, что их внутренне не принимает мать или другие родственники. Это может быть и в полной семье, при родном отце, которому ребенок в чем-то мешает. В этом случае излечить элективный мутизм невероятно сложно, потому что он вызван тяжелыми проблемами.

      Причины возникновения

      Избирательный мутизм относится к расстройствам тревожного спектра. Дети, страдающие этим расстройством, изначально имеют такие особенности характера:

      • склонность к уединению, стремление к избеганию контактов;
      • молчаливость, все ответы нужно «тащить клещами»;
      • склонность к агрессии, которая возникает вслед за внешним равнодушием;
      • острые эмоциональные реакции в ответ на любое изменение жизненных обстоятельств – переезд, появление новых членов семьи, посещение нового детского коллектива;
      • плохой эмоциональный контакт с другими сверстниками и взрослыми, душевная черствость;
      • низкая потребность в общении.

      Первая эмоция, которая возникает у таких детей при контакте с незнакомыми людьми или обстановкой – тревога. Именно она «тормозит» речь в незнакомых для ребенка обстоятельствах. Когда малышу комфортно, он находится в привычной для себя среде, тревога проходит, и речь восстанавливается.

      Дети, у которых впоследствии развивается элективный мутизм, изначально робки, застенчивы, испытывают беспричинное беспокойство, сильно нуждаются в поддержке и одобрении взрослых. Особенности характера передаются по наследству, имея свойство усиливаться через поколения.

      Жизненные обстоятельства, которые другие дети переносят спокойно, едва замечая – переезд, перемены в детском коллективе, обиды – становятся для таких малышей психотравмирующими. Более значимые события – развод родителей, смерть близких, новый коллектив – могут полностью истощить адаптационные механизмы чувствительного малыша, и он замыкается в себе, что внешне проявляется отказом от речи.

      Причиной возникновения может гиперопека, особенно со стороны матери. Когда ребенок не имеет ни малейшего шанса сделать что-то самостоятельно, это вызывает в нем протест, но у него нет никаких средств противостояния подавлению личности, кроме молчания.

      Особую тревогу родителей должен вызывать элективный мутизм в присутствии взрослых противоположного пола. Это может говорить о том, что ребенок пережил сексуальное насилие.

      Медикаментозное лечение

      Используется крайне редко, только для снятия тревожности, коротким курсом и в низких дозах. Применяются препараты из группы СИОЗС или ингибиторы обратного захвата серотонина. Это Сертралин, Пароксетин, Флувоксамин и Флуоксетин, Циталопрам и Эсциталопрам.

      Психотерапевтическое лечение

      Основной способ избавления от расстройства, применяемый с успехом много лет. Изучению этой проблемы посвятил много времени и сил детский психиатр Юрий Степанович Шевченко. Его монография «Элективный мутизм или красноречивое молчание» — максимально полный труд по этой проблеме.

      Именно в рамках создания этой работы было выяснено, что средняя продолжительность расстройства до обращения к врачу составляет около 2-х лет. За это время все патологические навыки успевают прочно закрепиться, что создает дополнительные трудности в лечении. Были озвучены средние сроки успешного психотерапевтического лечения – от нескольких месяцев до нескольких лет. Также было указано на сложность данного феномена, на огромное количество его составляющих – от личностных до семейных проблем.

      На первых порах лечения доктор Шевченко предлагает использовать арттерапию, а именно замену речи рисованием. Это органичный способ для маленьких детей, который их не пугает и позволяет выразить все свои переживания. В процессе направленного рисования обнаруживаются скрытые переживания, с которыми и предстоит работать в дальнейшем.

      Часто для этого требуется использовать психоаналитические методики, в которые вовлекается вся семья. Скрытой причиной часто оказываются подавленные кризисы возрастной сексуальности, которым способствует невежество родителей. Этапы сексуального развития одинаковы для всех детей, но не всегда родители достаточно осведомлены о них, следствием чего становится неправильное реагирование.

      Поведенческая терапия

      Эта разновидность психотерапии имеет другое название – бихевиоральная. Вначале врач работает с ребенком без присутствия взрослых, один на один. На первом этапе малыша обучают реагировать на обращенную речь невербально, используя язык жестов – кивнуть головой, поднять руку. Если малыш все делает правильно, ему дают сладость или награждают каким-то другим образом – дают игрушку, хвалят.

      Далее таким же образом добиваются произнесения отдельных звуков или гласных букв. Затем тренируются произносить отдельные слова. Далее следуют короткие предложения, которые затем удлиняются. Потом читают и учатся свободно говорить с врачом.

      Когда речь один на один уже хорошо отработана, привлекается третий человек. Как правило, это вызывает некоторую заминку, но впоследствии преодолевается. Число людей, присутствующих при общении, постепенно увеличивается. Так преодолевается страх речи. Лечение считается завершенным тогда, когда малыш перестает смущаться незнакомых людей.

      Вспомогательные средства психотерапии

      Это различные предметы, которые можно с успехом использовать дома – маски, куклы, особенно средства для аудио- и видеозаписи.

      Проблема прорабатывается вначале на неодушевленных предметах в форме сказки. Например, обыгрывается ситуация, когда кукла не может говорить. Ребенку предлагается в комфортной для него обстановке разъяснить родителям причину происходящего.

      Видеозапись используется для того, чтобы показать малышу, находящемуся в неприятной обстановке – в классе, в новом доме – что его речь нормальна и выразительна. Достаточно в тяжелой для малыша ситуации прокрутить запись, на которой он хорошо говорит. Такое действие часто помогает быстро сдвинуть дело с мертвой точки.

      Элективный мутизм – проблема, которая может быть успешно преодолена только при участии детского психиатра.

      Элективный мутизм – психологическое отклонение детей, преимущественно от 3 до 9-летнего возраста, которое характеризуется избирательностью вербальной реакции – в одних ситуациях дети сопровождают свою деятельность речью, а в других – теряют этот дар.

      В момент проявления расстройства, дети, чаще всего, разговаривают без каких-либо ограничений в домашних условиях, с родными и близкими людьми, друзьями, однако начинают упорно отмалчиваться за пределами дома – в детском саду, в школе, на приеме у врача. Реже встречаются случаи, когда, ребенок теряет дар речи в домашних условиях с родителями.

      Отличительной особенностью элективного мутизма от физиологически нормальной молчаливости, обусловленной чертами характера, является временной период, в течение которого наблюдается отклонение – научная литература ставит срок – один месяц, хотя, фактически, родители обращаются за помощью к специалисту не ранее, чем после полугода молчания.

      Расстройства, сопутствующие элективному мутизму у детей

      • Психопатологические состояния. Классическому элективному мутизму, как правило, сопутствуют некоторые психиатрические расстройства, как то: депрессивное состояние, повышенная тревожность, повышенная активность, энурез, тики различного характера. Преобладающим по частоте случаев, среди данных расстройств, является тревожное состояние на фоне социофобии, причем некоторая часть психотерапевтов находит элективный мутизм лишь клиническим признаком социального тревожного расстройства, а не отдельным заболеванием;
      • Речевые расстройства. Для детей в возрасте от года возможно некоторое отставание стандартного развития речи, сочетающегося с проблемами артикуляции, что определяется отдельными психологическими тестами, к примеру – ребенку предоставляют графические изображения предметов и просят озвучить название конкретного объекта;
      • Расстройства интеллекта. Генерализованная недостаточная обучаемость может являться одной из основных причин проявления элективного мутизма, сопровождая отклонение на всем протяжении генеза. Диагностика уровня интеллекта проводится адаптированными для детей тестами IQ;
      • Повышенная застенчивость является физиологической нормой для детей подобного возраста, однако может гипертрофироваться в элективный мутизм при обстоятельствах, поддерживающих застенчивость;
      • Проявление характера личности чаще свойственно детям с сильной волей, что проявляется, как упрямство не говорить при некоторых обстоятельствах;
      • Семейные факторы играют не последнюю роль в развитии элективного мутизма у детей. Материнское повышенное опекание, разлад между родителями, их развод, более внимательное отношение к брату или сестре, психическое заболевание одного из родителей и тому подобные обстоятельства, порой, вынуждают ребенка замолчать, демонстрируя свои душевные переживания;
      • В современных реалиях, большую роль в частоте проявлений элективного мутизма играют травмирующие психику ребенка факторы, чаще – сексуального характера, когда, в силу стыдливости и непонимания, дети не могут сообщить о произошедшем с ними несчастье и вынуждены переживать проблему самостоятельно.

      Дифференцировать элективный мутизм необходимо от физиологически нормальных застенчивости и демонстрации силы воли ребенка, особенно в моменты смены места жительства, детского сада или школы. Приобретенные или врожденные расстройства речи, аутистические наклонности отделяют с помощью психологических тренингов и тестов, которые доказывают, что речь ребенка, в других местах и при других обстоятельствах, проявляется нормально, что не требует никаких терапевтических вмешательств, за исключением психоанализа.

      Феномен истерической немоты характеризуется молчанием ребенка при любых обстоятельствах, постоянно. Хотя данному явлению и способствует врожденная застенчивость, однако в преобладающем количестве эпизодов, основным этиологическим фактором постоянной немоты является серьезная психогенная травма.

      Как уже отмечалось, элективный мутизм у детей – явление неординарное и трудно отличимое от большинства сходных по клинике расстройств. Данный факт объясняется особенностями недостаточной развитости и сформированности детских конституциально-эмоциональных качеств, смазывающих границы между физиологически здоровым молчанием, мутизмом и более серьезными психопатологическими расстройствами.

      Определение индивидуальной причинности развития элективного мутизма у ребенка, также нельзя отнести к достаточно изученным явлениям. Выделяют несколько этиологических факторов, способствующих возникновению мутизма:

      • сопутствующие психопатологические отклонения;
      • индивидуальные особенности черт характера ребенка;
      • обстоятельства окружающей среды;
      • стрессовые факторы;
      • генетическая предрасположенность;
      • социальная сфера внутри семьи.

      В большинстве случаев, причину проявления элективного мутизма у конкретного ребенка так и не удается выявить, вплоть до его полного выздоровления, за исключением случаев, где стимулятором немоты послужили психические расстройства.

      Лечение элективного мутизма у детей

      Медикаментозная терапия при детском элективном мутизме применяется в очень узком ряде случаев с использованием ингибиторов обратного захвата серотонина.

      Преобладающим методом лечения при данном расстройстве является поведенческая психотерапия, направленная, прежде, всего на определение причин, благодаря которым, ребенок перестает говорить в какой-то определенной ситуации.

      В поведенческой психотерапии чаще используются методы адаптации ребенка к постепенно увеличивающемуся количеству собеседников внутри группы сверстников, начиная с пары собеседников. При этом положительные попытки ребенка обязательно должны вознаграждаться.

      Если местом проявления признаков мутизма является детский сад или школа – значительную роль в поддержке ребенка играют учителя и сверстники, которые должны действовать по заранее оговоренному плану.

      Кроме социальной адаптации, широко используется метод речевой и семейной терапии, тренинг социальных навыков и артикуляции.

      Прогноз при элективном мутизме – благоприятный при условии, что признаки отклонения исчезнут в течение первого года с момента их первого проявления. Иначе привычка молчать становится неотъемлемой частью психического и психологического развития ребенка, что оказывает прямое влияние на формирование особенностей характера и поведения в старшем подростковом и переходном возрасте.



    Loading...Loading...